Биография Берлиоза

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:48, реферат

Краткое описание

11.12.1803 г. – в городе Кот-Сент-Андре родился Берлиоз. Отец – врач. Он дал маленькому Гектору первоначальные сведения в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу он вводил его и в мир музыки.

Файлы: 1 файл

Гектор Берлиоз.doc

— 39.00 Кб (Скачать)
                                                       Гектор Берлиоз

                                                       ( 11.12.1803 г.) 

11.12.1803 г. –  в городе Кот-Сент-Андре родился  Берлиоз. Отец – врач. Он дал  маленькому Гектору первоначальные  сведения в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу он вводил его и в мир музыки.

Наиболее ранние музыкальные впечатления Б. получил  в совеем родном городе. Это была военная музыка. Играть он учился  на флейте и гитаре. 

В конце 1821 года Б. приехал в Париж, он должен был получить медицинское образование. Но б. не испытывал никакого тяготения к врачебной деятельности. Начинается борьба между занятиями медициной и влечение к музыке.

Не сравнимое  впечатление произвели на Б. оперы  Глюка.  Именно музыка Глюка вызвала в Б. окончательное и бесповоротное решение стать музыкантом. Но родители были против музыки, они хотели чтобы Б. получил медицинское образование. На этой почве возник острый конфликт, в результате которого отец Б. оставил его без материальной помощи.

В это время  Б. был уже автором ряда произведений : романсов с аккомпанементом гитары, 2 квинтетов для смешанного состава (струнные и духовые) и некоторых  других сочинений. Б. стал частным учеником знаменитого композитора – Франсуа Лесюэра. 

В 1826 году он поступил в консерваторию в класс композиции Лесюэра. Берлиоз одновременно изучал в консерватории контрапункт  и фугу под руководством профессора Рейха.

Ещё до поступления  в консерваторию Берлиоз написал  Героическую сцену «Греческая революция» для хора с оркестром на текст своего друга Юмбера Феррана. Крупными произведениями, написанными в стенах консерватории, были: лирическая сцена «Смерть Орфея», увертюра «Уеверли» и увертюра к опере «Тайные судьи», либретто оперы не сохранилось. 

Осенью 1827 года на Б. произвело огромное впечатление трагедии Шекспира, но не только драмы Шекспира произвели переворот в душе Б. В роли Офелии, Джульетты, Дездемоны выступала молодая красивая актриса, ирландка по происхождению, Гарриет Смитсон. Б. сразу почувствовал к ней глубокую страсть, но его любовь не получила ответа.

За кантату  «Эрминия и Танкред» он удостоился второй премии консерватории.  

В 1828 году Б. работал  на «Восемью сценами» из «Фауста» Гёте. 

В 1829 году Б. написал  «9 ирландских мелодий» на тексты Томаса Мура.

Первым крупным  произведением Б. явилась «Фантастическая  симфония», впервые исполненная 1830 года. 

1830 – революция.  Б. в это время занят сочинением  кантаты «Сарданапал» по трагедии  Байрона и картине Делакруа. Под  влиянием революционного подъема Б. инструментовал «Марсельезу» для большого оркестра и двойного хора.

Римская премия и пребывание в Италии. За кантату  «Сарданапал» дали премию, она давала композитору право жить на государственный  счет в Италии и совершенствовать там свое искусство. Исполнив кантату в конце 1830 года, Б. удостоился Большой римской премии. В это время он пишет произведения, как «Гарольд в Италии», «Бенвенуто Челлини» и увертюры «Корсар», «Король Лир».

В Риме Б. впервые  встречается с М.И.Глинкой. 

В 1832 году, не дождавшись окончания положенного срока пребывания в Риме, Б. вернулся в Париж. Снова он встречается с Гарриет Смитсон. Былая страсть вспыхивает в Б. с новой силой.

9.12.1832 года Б.  устраивает исполнение «Фантастической  симфонии». После премьеры мадам Смитсон стала с тех пор мадам Берлиоз, да и супруг её с тех пор остригся. Творчество Б. не находило широкого признания в Париже. Паганини, придя в восторг от «Фантастической симфонии», заказал Б. концерт для альта с оркестром. Б. назвал эту симфонию «Гарольд в Италии». Первое её исполнение состоялось в ноябре 1834 года. Исполнение симфонии не улучшило материальных дел Б. Концерты приносили убытки. Ради заработка он был вынужден писать фельетоны в «Journal des Debats» и в других органах прессы.

Эта работа доставляла ему множество моральных страданий  из-за необходимости писать о том, что не представляло для него интереса. 

В 1844 году Б. встречается  с Глинкой. Б. включил в программу  своих концертов произведения Глинки. Музыкально-критическая деятельность, как и композиторская, не могла материально обеспечить Б. Он должен был работать помощником хранителя библиотеки Парижской консерватории. 

В конце 1837 года в Доме Инвалидов состоялось первое исполнение Реквиема, посвященного памяти жертв Июльской революции 1830 года.  

В сентябре 1838 года была впервые поставлена опера «Бенвенуто Челлини», над которой он работал 3 года (1834-1837), но она провалилась. Лишь значительно позже в 1852 году, Лист с успехом поставил её в Веймаре. 

В 1843 году Б. написал  вторую увертюру к этой опере, ныне достаточно популярную и известную поз названием «Римский карнавал».

И в течение  года Б. написал одно из своих вдохновенных и грандиозных по масштабу произведений – драматическую симфонию с хорами «Ромео и Джульетта», исполненную впервые в Париже 24 ноября 1839 года. После столь гигантского произведения неутомимый Б. принимается за новую симфонию.  

В 1840 году он пишет  «Траурно-триумфальную симфонию». Среди  произведений Б., созданных в 40-е  годы, наиболее крупное и значительное – драматическая легенда «Осуждение Фауста».  Б. включил сюда написанные значительно ранее «8 сцен из «Фауста»» Гёте. Исполненное впервые в декабре 1846 года, это произведение является в известном смысле итогом предшествующего творческого пути композитора. Наиболее популярны и часто исполняются в концертах 3 симфонических отрывка из «Осуждения Фауста»: «Балет сильфов», «Менуэт блуждающих огней» и «Ракоцимарш».

Исполнение «Осуждения Фауста» в Париже не принесло радости  Б. Публики было очень мало, концерт прошел незамеченным, и в результате Б. был разорен.

В поисках выхода из создавшегося тяжелого положения  Б. совершил концертную поездку в  Германию. А позже в марте 1847 года Б. был в России, где его ждал радушный прием.

Революция 1848 года застала Б. в Париже. По-прежнему материальные дела складывались плохо: заработанные в России деньги иссякли; концерты В Париже и Лондоне не улучшили положения; разбитая параличом Гарриет Смитсон требовала особого ухода; Б. в конце концов пришлось пережить её смерть; погиб и единственный его сын Луи во время дальнего плавания. 

В 1854 году написана оратория «Детство Христа».  

Между 1856 и 1858 годами Б. работал над оперной дилогией «Троянцы» на сюжет «Энеиды» Вергилия. 

В 1863 году была впервые  поставлена вторая часть дилогии в Лирическом театре в Париже. Целиком же «Троянцы» поставлены в Карлсруэ в Германии лишь 6 и 7 декабря 1890 года под руководством выдающегося немецкого дирижера Феликса Моттля. 

В августе 1862 году в Бабен-Бадене была осуществлена постановка комической оперы Б. «Беатриче и Бенедикт», явившейся последним его произведением.

После этого  Б. уже больше ничего не создал. 

В ноябре 1867 года он вторично приехал в Россию. Снова  его концерты сопровождались шумным успехом. В Петербурге в этот приезд Б. близко сошелся с композиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым.

Уезжая из Петербурга 1 февраля 1868 года, Б. подарил Балакиреву на память свою дирижерскую палочку.

В Париже Б. вернулся усталым и измученным. Болезнь  все прогрессировала. 

В марте 1869 года он умер.

Информация о работе Биография Берлиоза