Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:48, реферат
11.12.1803 г. – в городе Кот-Сент-Андре родился Берлиоз. Отец – врач. Он дал маленькому Гектору первоначальные сведения в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу он вводил его и в мир музыки.
|                                11.12.1803 г. – 
  в городе Кот-Сент-Андре  Наиболее ранние 
  музыкальные впечатления Б. получил 
  в совеем родном городе. Это была 
  военная музыка. Играть он учился  
  на флейте и гитаре.  В конце 1821 года Б. приехал в Париж, он должен был получить медицинское образование. Но б. не испытывал никакого тяготения к врачебной деятельности. Начинается борьба между занятиями медициной и влечение к музыке. Не сравнимое впечатление произвели на Б. оперы Глюка. Именно музыка Глюка вызвала в Б. окончательное и бесповоротное решение стать музыкантом. Но родители были против музыки, они хотели чтобы Б. получил медицинское образование. На этой почве возник острый конфликт, в результате которого отец Б. оставил его без материальной помощи. В это время 
  Б. был уже автором ряда произведений 
  : романсов с аккомпанементом гитары, 
  2 квинтетов для смешанного состава 
  (струнные и духовые) и некоторых 
  других сочинений. Б. стал частным учеником 
  знаменитого композитора –  В 1826 году он поступил 
  в консерваторию в класс  Ещё до поступления 
  в консерваторию Берлиоз  Осенью 1827 года на Б. произвело огромное впечатление трагедии Шекспира, но не только драмы Шекспира произвели переворот в душе Б. В роли Офелии, Джульетты, Дездемоны выступала молодая красивая актриса, ирландка по происхождению, Гарриет Смитсон. Б. сразу почувствовал к ней глубокую страсть, но его любовь не получила ответа. За кантату 
  «Эрминия и Танкред» он удостоился 
  второй премии консерватории.   В 1828 году Б. работал 
  на «Восемью сценами» из «Фауста» Гёте.  В 1829 году Б. написал «9 ирландских мелодий» на тексты Томаса Мура. Первым крупным 
  произведением Б. явилась «Фантастическая 
  симфония», впервые исполненная 1830 
  года.  1830 – революция. 
  Б. в это время занят  Римская премия и пребывание в Италии. За кантату «Сарданапал» дали премию, она давала композитору право жить на государственный счет в Италии и совершенствовать там свое искусство. Исполнив кантату в конце 1830 года, Б. удостоился Большой римской премии. В это время он пишет произведения, как «Гарольд в Италии», «Бенвенуто Челлини» и увертюры «Корсар», «Король Лир». В Риме Б. впервые 
  встречается с М.И.Глинкой.  В 1832 году, не дождавшись окончания положенного срока пребывания в Риме, Б. вернулся в Париж. Снова он встречается с Гарриет Смитсон. Былая страсть вспыхивает в Б. с новой силой. 9.12.1832 года Б. 
  устраивает исполнение « Эта работа доставляла 
  ему множество моральных  В 1844 году Б. встречается 
  с Глинкой. Б. включил в программу 
  своих концертов произведения Глинки. 
  Музыкально-критическая  В конце 1837 года 
  в Доме Инвалидов состоялось первое 
  исполнение Реквиема, посвященного памяти 
  жертв Июльской революции 1830 года.   В сентябре 1838 года 
  была впервые поставлена опера «Бенвенуто 
  Челлини», над которой он работал 3 года 
  (1834-1837), но она провалилась. Лишь значительно 
  позже в 1852 году, Лист с успехом поставил 
  её в Веймаре.  В 1843 году Б. написал вторую увертюру к этой опере, ныне достаточно популярную и известную поз названием «Римский карнавал». И в течение 
  года Б. написал одно из своих вдохновенных 
  и грандиозных по масштабу произведений 
  – драматическую симфонию с хорами 
  «Ромео и Джульетта», исполненную впервые 
  в Париже 24 ноября 1839 года. После столь 
  гигантского произведения неутомимый 
  Б. принимается за новую симфонию.   В 1840 году он пишет «Траурно-триумфальную симфонию». Среди произведений Б., созданных в 40-е годы, наиболее крупное и значительное – драматическая легенда «Осуждение Фауста». Б. включил сюда написанные значительно ранее «8 сцен из «Фауста»» Гёте. Исполненное впервые в декабре 1846 года, это произведение является в известном смысле итогом предшествующего творческого пути композитора. Наиболее популярны и часто исполняются в концертах 3 симфонических отрывка из «Осуждения Фауста»: «Балет сильфов», «Менуэт блуждающих огней» и «Ракоцимарш». Исполнение «Осуждения Фауста» в Париже не принесло радости Б. Публики было очень мало, концерт прошел незамеченным, и в результате Б. был разорен. В поисках выхода из создавшегося тяжелого положения Б. совершил концертную поездку в Германию. А позже в марте 1847 года Б. был в России, где его ждал радушный прием. Революция 1848 года 
  застала Б. в Париже. По-прежнему материальные 
  дела складывались плохо: заработанные 
  в России деньги иссякли; концерты В Париже 
  и Лондоне не улучшили положения; разбитая 
  параличом Гарриет Смитсон требовала 
  особого ухода; Б. в конце концов пришлось 
  пережить её смерть; погиб и единственный 
  его сын Луи во время дальнего плавания.  В 1854 году написана 
  оратория «Детство Христа».   Между 1856 и 1858 годами 
  Б. работал над оперной дилогией 
  «Троянцы» на сюжет «Энеиды» Вергилия.  В 1863 году была впервые 
  поставлена вторая часть дилогии в 
  Лирическом театре в Париже. Целиком же 
  «Троянцы» поставлены в Карлсруэ в Германии 
  лишь 6 и 7 декабря 1890 года под руководством 
  выдающегося немецкого дирижера Феликса 
  Моттля.  В августе 1862 году в Бабен-Бадене была осуществлена постановка комической оперы Б. «Беатриче и Бенедикт», явившейся последним его произведением. После этого 
  Б. уже больше ничего не создал.  В ноябре 1867 года он вторично приехал в Россию. Снова его концерты сопровождались шумным успехом. В Петербурге в этот приезд Б. близко сошелся с композиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым. Уезжая из Петербурга 1 февраля 1868 года, Б. подарил Балакиреву на память свою дирижерскую палочку. В Париже Б. вернулся 
  усталым и измученным. Болезнь 
  все прогрессировала.  В марте 1869 года он умер. |