Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:48, реферат
11.12.1803 г. – в городе Кот-Сент-Андре родился Берлиоз. Отец – врач. Он дал маленькому Гектору первоначальные сведения в области литературы, истории, географии, естествознания. Понемногу он вводил его и в мир музыки.
11.12.1803 г. –
в городе Кот-Сент-Андре Наиболее ранние
музыкальные впечатления Б. получил
в совеем родном городе. Это была
военная музыка. Играть он учился
на флейте и гитаре. В конце 1821 года Б. приехал в Париж, он должен был получить медицинское образование. Но б. не испытывал никакого тяготения к врачебной деятельности. Начинается борьба между занятиями медициной и влечение к музыке. Не сравнимое впечатление произвели на Б. оперы Глюка. Именно музыка Глюка вызвала в Б. окончательное и бесповоротное решение стать музыкантом. Но родители были против музыки, они хотели чтобы Б. получил медицинское образование. На этой почве возник острый конфликт, в результате которого отец Б. оставил его без материальной помощи. В это время
Б. был уже автором ряда произведений
: романсов с аккомпанементом гитары,
2 квинтетов для смешанного состава
(струнные и духовые) и некоторых
других сочинений. Б. стал частным учеником
знаменитого композитора – В 1826 году он поступил
в консерваторию в класс Ещё до поступления
в консерваторию Берлиоз Осенью 1827 года на Б. произвело огромное впечатление трагедии Шекспира, но не только драмы Шекспира произвели переворот в душе Б. В роли Офелии, Джульетты, Дездемоны выступала молодая красивая актриса, ирландка по происхождению, Гарриет Смитсон. Б. сразу почувствовал к ней глубокую страсть, но его любовь не получила ответа. За кантату
«Эрминия и Танкред» он удостоился
второй премии консерватории. В 1828 году Б. работал
на «Восемью сценами» из «Фауста» Гёте. В 1829 году Б. написал «9 ирландских мелодий» на тексты Томаса Мура. Первым крупным
произведением Б. явилась «Фантастическая
симфония», впервые исполненная 1830
года. 1830 – революция.
Б. в это время занят Римская премия и пребывание в Италии. За кантату «Сарданапал» дали премию, она давала композитору право жить на государственный счет в Италии и совершенствовать там свое искусство. Исполнив кантату в конце 1830 года, Б. удостоился Большой римской премии. В это время он пишет произведения, как «Гарольд в Италии», «Бенвенуто Челлини» и увертюры «Корсар», «Король Лир». В Риме Б. впервые
встречается с М.И.Глинкой. В 1832 году, не дождавшись окончания положенного срока пребывания в Риме, Б. вернулся в Париж. Снова он встречается с Гарриет Смитсон. Былая страсть вспыхивает в Б. с новой силой. 9.12.1832 года Б.
устраивает исполнение « Эта работа доставляла
ему множество моральных В 1844 году Б. встречается
с Глинкой. Б. включил в программу
своих концертов произведения Глинки.
Музыкально-критическая В конце 1837 года
в Доме Инвалидов состоялось первое
исполнение Реквиема, посвященного памяти
жертв Июльской революции 1830 года. В сентябре 1838 года
была впервые поставлена опера «Бенвенуто
Челлини», над которой он работал 3 года
(1834-1837), но она провалилась. Лишь значительно
позже в 1852 году, Лист с успехом поставил
её в Веймаре. В 1843 году Б. написал вторую увертюру к этой опере, ныне достаточно популярную и известную поз названием «Римский карнавал». И в течение
года Б. написал одно из своих вдохновенных
и грандиозных по масштабу произведений
– драматическую симфонию с хорами
«Ромео и Джульетта», исполненную впервые
в Париже 24 ноября 1839 года. После столь
гигантского произведения неутомимый
Б. принимается за новую симфонию. В 1840 году он пишет «Траурно-триумфальную симфонию». Среди произведений Б., созданных в 40-е годы, наиболее крупное и значительное – драматическая легенда «Осуждение Фауста». Б. включил сюда написанные значительно ранее «8 сцен из «Фауста»» Гёте. Исполненное впервые в декабре 1846 года, это произведение является в известном смысле итогом предшествующего творческого пути композитора. Наиболее популярны и часто исполняются в концертах 3 симфонических отрывка из «Осуждения Фауста»: «Балет сильфов», «Менуэт блуждающих огней» и «Ракоцимарш». Исполнение «Осуждения Фауста» в Париже не принесло радости Б. Публики было очень мало, концерт прошел незамеченным, и в результате Б. был разорен. В поисках выхода из создавшегося тяжелого положения Б. совершил концертную поездку в Германию. А позже в марте 1847 года Б. был в России, где его ждал радушный прием. Революция 1848 года
застала Б. в Париже. По-прежнему материальные
дела складывались плохо: заработанные
в России деньги иссякли; концерты В Париже
и Лондоне не улучшили положения; разбитая
параличом Гарриет Смитсон требовала
особого ухода; Б. в конце концов пришлось
пережить её смерть; погиб и единственный
его сын Луи во время дальнего плавания. В 1854 году написана
оратория «Детство Христа». Между 1856 и 1858 годами
Б. работал над оперной дилогией
«Троянцы» на сюжет «Энеиды» Вергилия. В 1863 году была впервые
поставлена вторая часть дилогии в
Лирическом театре в Париже. Целиком же
«Троянцы» поставлены в Карлсруэ в Германии
лишь 6 и 7 декабря 1890 года под руководством
выдающегося немецкого дирижера Феликса
Моттля. В августе 1862 году в Бабен-Бадене была осуществлена постановка комической оперы Б. «Беатриче и Бенедикт», явившейся последним его произведением. После этого
Б. уже больше ничего не создал. В ноябре 1867 года он вторично приехал в Россию. Снова его концерты сопровождались шумным успехом. В Петербурге в этот приезд Б. близко сошелся с композиторами «Могучей кучки», особенно с Балакиревым. Уезжая из Петербурга 1 февраля 1868 года, Б. подарил Балакиреву на память свою дирижерскую палочку. В Париже Б. вернулся
усталым и измученным. Болезнь
все прогрессировала. В марте 1869 года он умер. |