Аннотация по дирижированию Горные вершины

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:52, аттестационная работа

Краткое описание

Владимир Иванович Ребиков (19 (31) мая 1866, Красноярск — 4 августа 1920, Ялта) — русский композитор. Происходил из дворянской семьи. Первые уроки музыки получил от матери. С 1878 учился в Коммерческом училище на улице Остоженке, с 1880 — в реальном училище К. П. Воскресенского, где продолжил музыкальные занятия. В 1885, пытался поступить в Московскую консерваторию, но представив экзаменационной комиссии, во главе с С.И.

Оглавление

Содержание:
Биография композитора и автора литературного текста………………..3
Образное содержание литературного текста………………………….....5
Музыкально-теоретический разбор……………………………………....7
Вокально-хоровой анализ………………………………………………....8
Трудности, связанные с дирижированием………………………

Файлы: 1 файл

!!!!аннотация.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Волгоградский  государственный социально-педагогический университет»

Институт  художественного образования

Кафедра «Вокально-хоровое исполнительство» 
 

АННОТАЦИЯ

на  хоровое произведение Ребикова

«Горные вершины» 
 

                                                Выполнил:

                                                студент группы ХО-МЗБ-1

                                                Мельникова М. Ф. 

                                                Проверил:

                                                к.п.н., доцент

                                                Самойлов Л. П. 
 
 
 
 

Волгоград-2012 г.

Содержание:

  1. Биография композитора и автора литературного текста………………..3
  2. Образное содержание литературного текста………………………….....5
  3. Музыкально-теоретический разбор……………………………………....7
  4. Вокально-хоровой анализ………………………………………………....8
  5. Трудности, связанные с дирижированием……………………………...10

 

    2.

БИОГРАФИЯ КОМПОЗИТОРА И  АВТОРА ЛИТЕРАТУРНОГО  ТЕКСТА

 

Ребиков В. И.

     Владимир  Иванович Ребиков (19 (31) мая 1866, Красноярск 4 августа 1920, Ялта) — русский композитор. Происходил из дворянской семьи.  Первые уроки музыки получил от матери. С 1878 учился в Коммерческом училище на улице Остоженке, с 1880 — в реальном училище К. П. Воскресенского, где продолжил музыкальные занятия. В 1885, пытался поступить в Московскую консерваторию, но представив экзаменационной комиссии, во главе с С.И. Танеевым, свои «модернистские диссонансные сочинения», был отвергнут и поступил в Московский университет на филологическое отделение.        Музыке обучался частным образом у Н. С. Кленовского. В 1891 уехал за границу для получения музыкального образования, затем в Берлине у К. Мейербергера и Г. Мюллера. В 1893 создал в Москве цикл романсов на слова Семёна Надсона, и получил поддержку и одобрение от П.И. Чайковского. Период с 1893—1896 проживает в Одессе, где создает свою первую оперу «Лес шумит» (по повести В.Г. Короленко), в дальнейшем опера получила признание и была поставлена в Москве в театре «Аквариум». С 1893 занимался преподаванием в Москве, Киеве и Одессе. Поселившись в 1897 в Кишинёве, добился открытия там отделения Русского музыкального общества и организовал музыкальную школу.       Творческие взгляды Ребикова перекликаются с современными ему направлениями в движении символизма и музыкального импрессионизма. Нередко в качестве сюжетов для своих сочинений композитор выбирал популярные в то время литературные и живописные произведения.   Ребиков был одним из пионеров целотонной музыки в России, часто применял в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. В поисках новых музыкальных форм и возможностей синтеза различных типов искусства композитор создал несколько произведений в жанрах ритмодекламации, меломимики, мелопластики.               В жанре меломимики Ребиков создал одноименный цикл, в предисловии к которому он поясняет: «Меломимики — сценический род, в котором мимика и музыка соединяются в неразрывном ансамбле. Они отличаются от балета, потому что танец не играет в них никакой роли, и от чистой пантомимы, потому что музыка играет роль по меньшей мере равную мимике».             В области инструментальной музыки Ребиков ограничивался простейшими малыми формами, создав несколько десятков фортепианных миниатюр лирического или жанрово-характеристического плана, объединенных в серии под названиями «Вокруг света», «Осенние листья», «По славянским странам», «Буколические сцены» и ряд других. В составе этих циклов можно найти привлекательные пьесы, отличающиеся изяществом, остроумием и образностью музыки, но технически несложные.  Ребиков принимал активное участие в развитии музыкальной жизни в Кишинёве, где он создал не только отделение Русского музыкального общества, но и Музыкальное училище. За годы работы там он написал большое количество музыкальных произведений для детей — фортепианные, песенные и хоровые сборники «Детский мир», «Детский отдых», «Дни детства», «Школьные песни», музыкальные сценки «Басни в лицах» (по И. Крылову), детские балеты «Музыкальная табакерка», «Белоснежка», «Принц Красавчик», большое количество фортепианных циклов.    Творческое наследие Ребикова включает в себя не только музыкальные произведения, но также ряд статей по вопросам музыкальной эстетики: «Музыкальные записи чувств», «Музыка через 50 лет», «Орфей и вакханки». 

      И. В. Гёте

Гете (1749-1832) родился в немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте.        Гете за свою жизнь написал около 1600 стихотворений. Многие из них были подхвачены народом и превратились в народные песни. Поэт чутко прислушивался к голосу народа, к его песням, его речи; он сумел почерпнуть из родника народной поэзии восхитительную прелесть ее формы: припевы, песенную гибкость и мелодичность, выразительную картинность: сравнения, параллелизмы, контрасты, он сумел найти, понять и оценить красоту родного языка и довести ее до совершенства.             

ОБРАЗНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО  ТЕКСТА 

В России в 1840 году строки Гёте зазвучали в переводе М.Ю. Лермонтова. Гете уже не было в  живых.

            Горные  вершины 
            Спят во тьме ночной; 
            Тихие долины 
            Полны свежей мглой; 
            Не пылит дорога,  
            Не дрожат листы… 
            Подожди немного,  
            Отдохнешь и ты!
             

      Михаил  Юрьевич Лермонтов сумел передать неподражаемую прелесть, лиризм немецкой миниатюры. У Гете и у Лермонтова духовное единство природы и человека, как погружение человека в целительное спокойствие природы, приюта для утомленного тяготами жизни.      На создание хорового произведения «Горные вершны», Ребикова Владимира Ивановича могло вдохновить то, что композитор по духу близок автору текста, их так же, как и с Лермонтовым, сближает единство природы и человека.              Каждое слово стихотворения «Горные вершины» проникает сначала в сердце, рождает настроение. И только потом, уже сквозь призму этого настроения, возникают образы. Не нужно даже вдумываться в каждое слово, нужно просто смотреть на мир глазами Лермонтова, чувствовать его душой. Кажется, что в стихотворении очень тонко, проникновенно и совершенно точно описано твое собственное состояние, часть твоей души.    «Горные вершины спят во тьме ночной» — это музыка тишины, живительный покой. Но так ощущать покой может только человек, перенесший бурю страстей, вышедший буквально из ада. Вырвавшись на миг из омута, он вдруг почувствовал пылающим сердцем свежесть, прохладу и тишину.             Спящая природа незаметно наполнила силами, вдохнула надежду: «Подожди немного, отдохнешь и ты», и чувств всех невозможно выразить словами, разве что можно неуловимо передать их из сердца в сердце.   Именно такие стихи обогащают душу человека. Их нельзя пересказать, о них нельзя написать. Хвалить такие стихи можно только стихами, и притом такими же прекрасными... И еще можно прочесть, почувствовать и молчать, чтобы не расплескать, не потерять целебной силы воздействия тишины.  В этом произведении автор восхищается красотой природы. Музыка подчёркивает её великолепие и умиротворенность.      Аккомпанемент произведения помогает почувствовать настроение, которое передается автором, создается ощущение прозрачности воздуха, тишины и покоя.           Слушая произведение, ощущается покой: вершины гор, объятые сном ночи,  нигде нет ни единого движения, все вокруг как бы замерло.  Иногда после долгого дня хочется покоя и одиночества, хочется отдохнуть, чтобы ничего не мешало подумать о том, для чего мы живем и вообще, зачем все это, что нас окружает на планете Земля.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  РАЗБОР 

             По жанру «Горные вершины» - романс. Он написан на стихи Иоганна Вольфганга Гёте ( перевод Лермонтова). Форма романса свободная ( состоит из двух предложений по две фразы с расширением), является периодом единого развития, носит повествовательный характер.     Гомофонно-гармоническое изложение в медленном темпе связано с образом покоя, которое передает Лермонтов: «… тихие долины..; …не пылит дорога, не дрожат листы…». В произведении удивительно передано ощущение целостности мира, его безграничности, кажущегося покоя и скрытой напряженности. Человек, природа в ее величественных и простых проявлениях, Вселенная - даны здесь как одухотворенное единство.   Основная тональность – Е-dur, но некоторые фразы имеют остановки, что создаёт ощущение неопределённости и загадочности.  Голосоведение на legato, эта плавность помогает в раскрытии художественного образа (атмосферы тишины, умиротворенности).  Темп – медленный, спокойный (Adagio molto – очень медленно, плавно), создающий ощущение незыблемости, вечности, фундаментальности и величия. Ритм ровный с пунктирами, выделяющими смысловое содержание. Образной сфере покоя и созерцательности соответствует плавное мелодическое развитие.              Двухдольный метр (размер- 2/4) непосредственно связан с жанровой направленностью музыки.          Медленный темп, в этом случае, определяется задачей сохранения единства формы музыкального произведения.       Агогика, являясь средством торможения музыкальной формы, связана с определенными выразительными и изобразительными возможностями музыкального языка. Поскольку форма хорового сочинения обусловлена содержанием литературного текста, то ее рассмотрение осуществляется в тесной взаимосвязи с образно-содержательной стороной литературного первоисточника.            
 
 

                  ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ  АНАЛИЗ 

           Произведение «Горные  вершины» написано для женского хора. Женские голоса в хоре играют главную роль. Они обладают подвижностью, гибкой техникой. Сопрано - высокий голос. Нотируется в скрипичном ключе. Сопрано чаще всего поручается мелодия, как у первых скрипок в оркестре. Хоровая партия альтов состоит из меццо-сопрано и контральто. Меццо-сопрано - это средний женский голос, контральто - низкий. Альты также, как и сопрано, нотируются в скрипичном ключе.       В оригинале произведение написано для дуэта (S и  A).

     Оба голоса звучат в среднем диапазоне, удобной тесситуре. Начало романса  звучит на p, постепенно динамика возрастает. В перекличках голосов сопрано, звучащее в более высоком регистре, имеет более яркую динамику и звучит на mf , в то время как альт отвечает на p – это создаёт эффект эхо. В кульминации голоса звучат на  f с экспрессией (выразительно).            Для хора относительными трудностями являются:

- чистое вступление каждого голоса;

- мягкое ровное звучание унисонов;

- хроматическое  движение в альтовой партии;

- вступление альтов после сопрано;

- пунктирный ритм;

- скачки на  ч.5  в партии сопрано и на б.6 в партии альтов;

- звуковедение  на legato;

- постоянное  возрастание и убывание динамики (cresc. и dem.);

- дикционные  затруднения;

- выразительное  исполнение и раскрытие музыкального  содержания произведения.             В процессе исполнения произведения, у хора могут возникнуть дикционные трудности:         

-согласная на конце слова и в начале следующего: «спят во», это можно преодолеть с помощью цезуры или присоединением последней согласной к первой согласной следующего слова;     

-две гласные:  «немного – отдохнешь, можно исправить цезурой или исполнением гласных non-legato;    

-согласные «х»,  «ш», «ж».          Слово «погоди»  из текста стихотворения заменено словом «подожди» для большей благозвучности при вокальном  исполнении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТРУДНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С ДИРИЖИРОВАНИЕМ 

     При работе над произведением у дирижера могут возникнуть следующие трудности:

- показ  чёткого вступления голосов;

- показ  четкого снятия голосов;

- показ  четкого пунктирного ритма;

- показ  выдержанных длительностей;

- показ  изменения динамики;

- передача  образа в медленном темпе;

- раскрытие  художественного образа. 
 


Информация о работе Аннотация по дирижированию Горные вершины