Аннотация на украинскую народную песню «Журавель» Обработка для хора В. Соколова

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:58, творческая работа

Краткое описание

Народно – песенное творчество украинского народа свидетельствует о его большой музыкальности. В музыкальном фольклоре нашли глубокое отражение темы труда и национально-освободительной борьбы в эпоху феодализма и капитализма. Территориальное положение Украины между Востоком и Западом сказалось на песенном творчестве украинского народа. Самобытный национальный стиль наиболее полно представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодическая орнаментика, вокализация гласных, лады – эолийский, ионийский, дорийский (нередко хроматизированный), миксолидийский. Связи с белорусским и русским фольклором особенно ярко выявляются в украинском Полесье. Диалекты - гуцульский и лемковский - наиболее четко выражены в Прикарпатье и Карпатах.

Файлы: 1 файл

Укр.н.п. Журавель.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

среднего  профессионального  образования

«Находкинское музыкальное училище» 
 
 
 
 
 
 
 

Прусова  Виктория Викторовна

2 курс  отделения хорового дирижирования 
 
 

Аннотация

на  украинскую народную песню

«Журавель»

Обработка для хора В. Соколова

 
 

Курсовая  работа по специальности «хоровое дирижирование»

Руководитель: Е. Н. Копылова

                                                   г. Находка

                                         2008– 2009 учебный год 
 

     «Журавель» - украинская народная песня в обработке  В. Соколова для 3-хголосного женского (детского) хора. Может исполняться  фольклорным ансамблем. По характеру игровая,  веселая, исполняется быстро, легко, шутливо. 

     Народно – песенное творчество украинского народа свидетельствует о его большой музыкальности. В музыкальном фольклоре нашли глубокое  отражение темы труда и национально-освободительной борьбы в эпоху феодализма и капитализма. Территориальное положение Украины между Востоком и Западом сказалось на песенном творчестве украинского народа. Самобытный национальный стиль наиболее полно представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодическая орнаментика, вокализация гласных, лады – эолийский,  ионийский, дорийский (нередко хроматизированный), миксолидийский.  Связи с белорусским и русским фольклором особенно ярко выявляются в украинском Полесье. Диалекты  - гуцульский и лемковский  - наиболее четко выражены в Прикарпатье и Карпатах. Первый отличается архаическими чертами в мелосе и исполнительской манере (интонирование, приближенное к натуральному строю, ниспадающие глиссандо в окончаниях фраз, пении с выкриками, импровизация, мелизматика, силлабический речитатив), взаимодействием вокальных и инструментальных начал, связаны с молдавским и румынским фольклором.

     Украинские  народные песни различаются по жанрам: плясовые, лирические, трудовые, протяжные, причитания, свадебные, хороводные, игровые,  былины, исторические, песни-баллады,  городские, шуточные.

     Украинская  народная песня «Журавель» относится к числу шуточных игровых песен, может исполняться в фольклорном детском обряде, сказочно-театральной постановке,  детским хором.

     Соколов Владислав Геннадиевич (1908-1993), родился 15(28) декабря 1908 года в Рыбинске, ныне Ярославская область. Выдающийся хоровой дирижер, композитор. Народный артист СССР (1966). Выпускник Московского Синодального училища (1932, класс А.В. Александрова и Д.Б. Кабалевского) и Московской консерватории (1936, дирижерско-хоровой факультет, класс Г.А. Дмитревского, в 1938 — аспирантуру). В 1932 – 1938 г. преподаватель Музыкального училища и Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. С 1938 г. преподаватель Московской консерватории (с 1951 профессор, в 1957—1960 и с 1983 г. заведующий кафедрой хорового дирижирования). В 1946 – 1952 г. хормейстер Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. С 1936 г. художественный руководитель детского хора Института художественного воспитания АПН СССР. С 1956 г. художественный руководитель Государственного Московского хора. С 1958 г. заместитель председателя, в 1974—1983 г. председатель правления Всероссийского хорового общества. Лауреат Премии Ленинского комсомола (1972), Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1979). 
Автор книг «Работа с хором» (М., 1959) и «Школа хорового пения» (М., 1978). Автор многочисленных хоровых, а также фортепианных сочинений.
 

     Литературный  текст  состоит из шести строф  по две строки, и вся песня содержит четыре  куплета. Основной герой песни - носатый, долгоногий журавль, который повадился щипать коноплю, а хозяйка его, шутя, как бы ругает: «Уж я того журавля изловлю, длинны ноги перебью».

     Музыка  подчеркивает содержание текста. Музыкальная форма: куплетно-вариационная (4 куплета) со вступлением. При этом имеются черты трехчастной репризной формы.                           

     Вступление (6 тактов) -  предложение которое  является зачином песни.                           

     1 куплет (I часть) – период (20 тактов), состоит из 3-х предложений, где 8 тактов запев, а второе и третье предложение (12 тактов) -  припев.

     2-3 куплет (II часть) - период (10 тактов), состоит из четырех предложений.          

     4 куплет (III часть – реприза I части) состоит из 20 тактов.

     Вступление: мелодия сначала движется поступенно вверх, где акценты на второй доле придают произведению игривость, задор. А задержка в конце  на фермате подводит итог вступлению и подготавливает куплет.   

                                    

 

     1 куплет – гомофонно-гармонический склад, поступенное мелодическое движение, акценты, яркая динамика, единый ритмический рисунок ( ), создаёт яркое игриво-сердитое настроение,  как будто хозяйка жалуется соседям на свою беду, досадует, что журавель повадился щипать её конопель.  

     Второе  предложение изображает, как журавель клюёт её коноплю. 

 

     2 - 3 куплет  усиливает досаду хозяйки,  которая рассказывает соседкам о своей беде, изображает поддакивание соседок («Уж я того журавля изловлю, длинны ноги перебью…») за счет канонического вступления голосов друг за другом.  

 

     Третье предложение –  staccato воспринимается как образ клюющего журавля,  несмотря на угрозы хозяйки. В этом выступает народный юмор, лукавство.  

 

     4 куплет  - это повтор первого  куплета, как бы говорит нам, что так и не смогла хозяйка избавиться от «нашествия» журавля.

     Вступление  наиболее выразительное в динамическом отношении за счет сочетания акцентов и контрастной динамики  от p < f .  

 

     Динамика  используется контрастная  f > p во втором и третьем куплете, что создает игривое настроение. 1 и 4 куплет выдержан в единой динамике, более ровной.

     Акценты на второй, слабой доле в 2-х дольном размере воспринимаются как притопы, что создает ощущение танцевальности,  подскоков и подчеркивает шутливый характер произведения.

     Тональность B–dur смягчает шуточное настроение песни, внося лёгкий оттенок досады. Во вступлении преобладает функция доминанты (D), вызывая неустойчивость, напряжение.  

 

     Разрешение  наступает только в запеве 1 куплета. Здесь используется IV# ступень (ми бекар), которая добавляет остроты и игривости характеру произведения.

 

     Гармонический  язык прост, часто чередуются неполные аккорды T – S – D – T, что и создает напористый, игривый характер сочинения.

     Для придания выразительности форме  необходимо сделать 4 куплета разнообразными по динамике и штрихам. 

P- f вступление.

Журавель, журавель,

долгоногий  журавель,

Конопельку  щиплет.           

1 куплет - mf – f, a tempo.

Повадился журавель,  журавель, 

На  зелену конопель, конопель. 

Припев: Mf -  f

Такой, такой, журавель,

Такой, такой он носатый,

Такой, такой, журавель,

Такой, такой длинный.

Конопельку  щиплет. 

2 куплет. mf

Уж, я того журавля  изловлю,

Длинны  ноги перебью, перебью.   

Припев: P – mf - f  - staccato

Такой, такой он носатый 

Такой, такой, журавель,

Такой, такой длинный.

Конопельку  щиплет.

     
3 куплет. mf

Чтобы больше не летал, не летал

Конопельку  не щипал, не щипал. 

Припев: P -  mf- f  - staccato

 

Такой, такой он носатый 

Такой, такой, журавель,

Такой, такой длинный.

Конопельку  щиплет. 
 
 
 

4 куплет. -  a tempo. mf - f

Повадился журавель,  журавель, 

На  зелену конопель, конопель. 

Припев: . P – mf - f 

Такой, такой, журавель,

Такой, такой он носатый 

Такой, такой, журавель,

Такой, такой длинный.

Конопельку  щиплет. 

            

     В данной песне 3 голоса: I, II сопрано и альты. Так они обозначены в партитуре.

     Диапазоны партий:

     I сопрано - фа1 - фа2

     II сопрано - ми1 - фа2

     Альты - сиЬ м. – до2.

     Диапазон  всего хора: сиЬ м. -  фа2.

     I сопрано в основном поют в среднем и высоком регистре, в умеренной динамике. Высокие ноты ми2 - фа2 встречаются  несколько раз. Их нужно петь легко и звонко, не крикливо. Исполнение этих звуков  потребует от певцов хорошего владения дыханием.

     II сопрано  -   партия поется  в основном в среднем регистре, а звуки высокого регистра поются в унисон с I сопрано.

     В альтовой партии используются звуки среднего и низкого регистра, которые в яркой динамике нужно спеть сочно, густо, но легко и дикционно близко, чтобы избежать тяжеловесности. Нижние ноты - сиЬ м. - не требуют излишнего напряжения в яркой динамике.

     В целом хоровой ансамбль естественный. В первых четырех тактах вступления должна быть ясно слышна партия I и II сопрано, подчеркнутая акцентами на вторую долю. Мелодия 1 куплета подчеркивается акцентами, что требует от певцов четкой дикции при исполнении и хорошей атаки звука. Партия альтов поется в удобной тесситуре (си м. - до-фа1), за исключением скачков на кварту и терцию вниз в первых двух тактах куплета. 

 

     Куплетная форма и характер песни предполагает использование  дыхания по фразам всеми голосами на протяжении всего произведения.

     При исполнении могут возникнуть следующие  трудности:

     1. Изменение штрихов и динамики во вступлении, акцентированное пение в каждом куплете. 

P- f вступление.

Журавель, журавель,

долгоногий  журавель,

Конопельку щиплет.    

      

1 куплет - mf – f, a tempo.

  Повадился журавель,  журавель, 

На  зелену  конопель, конопель.

 

Припев: Mf -  f

Такой, такой, журавель,

Такой, такой он носатый,

Такой, такой, журавель,

Такой, такой длинный.

Конопельку  щиплет.

Информация о работе Аннотация на украинскую народную песню «Журавель» Обработка для хора В. Соколова