Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 02:58, творческая работа
Народно – песенное творчество украинского народа свидетельствует о его большой музыкальности. В музыкальном фольклоре нашли глубокое отражение темы труда и национально-освободительной борьбы в эпоху феодализма и капитализма. Территориальное положение Украины между Востоком и Западом сказалось на песенном творчестве украинского народа. Самобытный национальный стиль наиболее полно представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодическая орнаментика, вокализация гласных, лады – эолийский, ионийский, дорийский (нередко хроматизированный), миксолидийский. Связи с белорусским и русским фольклором особенно ярко выявляются в украинском Полесье. Диалекты - гуцульский и лемковский - наиболее четко выражены в Прикарпатье и Карпатах.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Находкинское
музыкальное училище»
Прусова Виктория Викторовна
2 курс
отделения хорового
Аннотация
Курсовая работа по специальности «хоровое дирижирование»
«Журавель» - украинская народная песня в обработке В. Соколова для 3-хголосного женского (детского) хора. Может исполняться фольклорным ансамблем. По характеру игровая, веселая, исполняется быстро, легко, шутливо.
Народно – песенное творчество украинского народа свидетельствует о его большой музыкальности. В музыкальном фольклоре нашли глубокое отражение темы труда и национально-освободительной борьбы в эпоху феодализма и капитализма. Территориальное положение Украины между Востоком и Западом сказалось на песенном творчестве украинского народа. Самобытный национальный стиль наиболее полно представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодическая орнаментика, вокализация гласных, лады – эолийский, ионийский, дорийский (нередко хроматизированный), миксолидийский. Связи с белорусским и русским фольклором особенно ярко выявляются в украинском Полесье. Диалекты - гуцульский и лемковский - наиболее четко выражены в Прикарпатье и Карпатах. Первый отличается архаическими чертами в мелосе и исполнительской манере (интонирование, приближенное к натуральному строю, ниспадающие глиссандо в окончаниях фраз, пении с выкриками, импровизация, мелизматика, силлабический речитатив), взаимодействием вокальных и инструментальных начал, связаны с молдавским и румынским фольклором.
Украинские народные песни различаются по жанрам: плясовые, лирические, трудовые, протяжные, причитания, свадебные, хороводные, игровые, былины, исторические, песни-баллады, городские, шуточные.
Украинская народная песня «Журавель» относится к числу шуточных игровых песен, может исполняться в фольклорном детском обряде, сказочно-театральной постановке, детским хором.
Соколов
Владислав Геннадиевич (1908-1993), родился
15(28) декабря 1908 года в Рыбинске, ныне Ярославская
область. Выдающийся хоровой дирижер,
композитор. Народный артист СССР (1966).
Выпускник Московского Синодального училища
(1932, класс А.В. Александрова и Д.Б. Кабалевского)
и Московской консерватории (1936, дирижерско-хоровой
факультет, класс Г.А. Дмитревского, в 1938
— аспирантуру). В 1932 – 1938 г. преподаватель
Музыкального училища и Центральной музыкальной
школы при Московской консерватории. С
1938 г. преподаватель Московской консерватории
(с 1951 профессор, в 1957—1960 и с 1983 г. заведующий
кафедрой хорового дирижирования). В 1946
– 1952 г. хормейстер Краснознаменного ансамбля
песни и пляски Советской Армии. С 1936 г.
художественный руководитель детского
хора Института художественного воспитания
АПН СССР. С 1956 г. художественный руководитель
Государственного Московского хора. С
1958 г. заместитель председателя, в 1974—1983
г. председатель правления Всероссийского
хорового общества. Лауреат Премии Ленинского
комсомола (1972), Государственной премии
РСФСР им. М.И. Глинки (1979).
Автор книг «Работа с хором» (М., 1959) и «Школа
хорового пения» (М., 1978). Автор многочисленных
хоровых, а также фортепианных сочинений.
Литературный текст состоит из шести строф по две строки, и вся песня содержит четыре куплета. Основной герой песни - носатый, долгоногий журавль, который повадился щипать коноплю, а хозяйка его, шутя, как бы ругает: «Уж я того журавля изловлю, длинны ноги перебью».
Музыка
подчеркивает содержание текста. Музыкальная
форма: куплетно-вариационная (4 куплета)
со вступлением. При этом имеются черты
трехчастной репризной формы.
Вступление
(6 тактов) - предложение которое
является зачином песни.
1 куплет (I часть) – период (20 тактов), состоит из 3-х предложений, где 8 тактов запев, а второе и третье предложение (12 тактов) - припев.
2-3 куплет (II часть) - период (10 тактов), состоит из четырех предложений.
4 куплет (III часть – реприза I части) состоит из 20 тактов.
Вступление: мелодия сначала движется поступенно вверх, где акценты на второй доле придают произведению игривость, задор. А задержка в конце на фермате подводит итог вступлению и подготавливает куплет.
1
куплет – гомофонно-гармонический склад,
поступенное мелодическое движение, акценты,
яркая динамика, единый ритмический рисунок
(
), создаёт яркое
игриво-сердитое настроение, как будто
хозяйка жалуется соседям на свою беду,
досадует, что журавель повадился щипать
её конопель.
Второе
предложение изображает, как журавель
клюёт её коноплю.
2
- 3 куплет усиливает досаду хозяйки,
которая рассказывает соседкам о своей
беде, изображает поддакивание соседок
(«Уж я того журавля
изловлю, длинны ноги
перебью…») за счет канонического вступления
голосов друг за другом.
Третье
предложение – staccato воспринимается
как образ клюющего журавля, несмотря
на угрозы хозяйки. В этом выступает народный
юмор, лукавство.
4 куплет - это повтор первого куплета, как бы говорит нам, что так и не смогла хозяйка избавиться от «нашествия» журавля.
Вступление
наиболее выразительное в динамическом
отношении за счет сочетания акцентов
и контрастной динамики от p < f .
Динамика используется контрастная f > p во втором и третьем куплете, что создает игривое настроение. 1 и 4 куплет выдержан в единой динамике, более ровной.
Акценты на второй, слабой доле в 2-х дольном размере воспринимаются как притопы, что создает ощущение танцевальности, подскоков и подчеркивает шутливый характер произведения.
Тональность
B–dur смягчает шуточное настроение песни,
внося лёгкий оттенок досады. Во вступлении
преобладает функция доминанты (D), вызывая
неустойчивость, напряжение.
Разрешение наступает только в запеве 1 куплета. Здесь используется IV# ступень (ми бекар), которая добавляет остроты и игривости характеру произведения.
Гармонический язык прост, часто чередуются неполные аккорды T – S – D – T, что и создает напористый, игривый характер сочинения.
Для
придания выразительности форме
необходимо сделать 4 куплета разнообразными
по динамике и штрихам.
P-
f вступление.
Журавель, журавель, долгоногий журавель, Конопельку щиплет. 1 куплет - mf – f, a tempo. Повадился журавель, журавель, На
зелену конопель, конопель. Припев: Mf - f Такой, такой, журавель, Такой, такой он носатый, Такой, такой, журавель, Такой, такой длинный. Конопельку
щиплет. 2 куплет. mf Уж, я того журавля изловлю, Длинны
ноги перебью, перебью. Припев: P – mf - f - staccato Такой, такой он носатый Такой, такой, журавель, Такой, такой длинный. Конопельку щиплет. |
3
куплет. mf
Чтобы больше не летал, не летал Конопельку
не щипал, не щипал. Припев: P - mf- f - staccato
Такой, такой он носатый Такой, такой, журавель, Такой, такой длинный. Конопельку
щиплет. 4 куплет. - a tempo. mf - f Повадился журавель, журавель, На
зелену конопель, конопель. Припев: . P – mf - f Такой, такой, журавель, Такой, такой он носатый Такой, такой, журавель, Такой, такой длинный. Конопельку щиплет. |
В данной песне 3 голоса: I, II сопрано и альты. Так они обозначены в партитуре.
Диапазоны партий:
I сопрано - фа1 - фа2
II сопрано - ми1 - фа2
Альты - сиЬ м. – до2.
Диапазон всего хора: сиЬ м. - фа2.
I сопрано в основном поют в среднем и высоком регистре, в умеренной динамике. Высокие ноты ми2 - фа2 встречаются несколько раз. Их нужно петь легко и звонко, не крикливо. Исполнение этих звуков потребует от певцов хорошего владения дыханием.
II сопрано - партия поется в основном в среднем регистре, а звуки высокого регистра поются в унисон с I сопрано.
В альтовой партии используются звуки среднего и низкого регистра, которые в яркой динамике нужно спеть сочно, густо, но легко и дикционно близко, чтобы избежать тяжеловесности. Нижние ноты - сиЬ м. - не требуют излишнего напряжения в яркой динамике.
В
целом хоровой ансамбль естественный.
В первых четырех тактах вступления должна
быть ясно слышна партия I и II сопрано,
подчеркнутая акцентами на вторую долю.
Мелодия 1 куплета подчеркивается акцентами,
что требует от певцов четкой дикции при
исполнении и хорошей атаки звука. Партия
альтов поется в удобной тесситуре (си
м. - до-фа1), за исключением скачков на кварту
и терцию вниз в первых двух тактах куплета.
Куплетная форма и характер песни предполагает использование дыхания по фразам всеми голосами на протяжении всего произведения.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
1.
Изменение штрихов и динамики во вступлении,
акцентированное пение в каждом куплете.
P-
f вступление.
Журавель, журавель, долгоногий журавель, Конопельку щиплет.
1 куплет - mf – f, a tempo. Повадился журавель, журавель, На зелену конопель, конопель. |
Припев: Mf - f Такой, такой, журавель, Такой, такой он носатый, Такой, такой, журавель, Такой, такой длинный. Конопельку щиплет. |
Информация о работе Аннотация на украинскую народную песню «Журавель» Обработка для хора В. Соколова