Взаимодействие местных сообществ и властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного сообщества, выявить его характерные черты и особенности, а также определить отличие между местным сообществом и местным самоуправление в Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
- определить понятия местного сообщества в Российской Федерации;
-рассмотреть структуру и деятельность местных сообщества;
- выявить взаимодействия местных сообществ и властей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие местного сообщества…………………………………………4
2. Структура и деятельность местных сообществ……………………….7
3. Взаимодействие местных сообществ и властей……………………....9
Заключение………………………………………………………………..14
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

контрольная).docx

— 39.58 Кб (Скачать)
     
Microsoft
[Введите  название документа]
[Введите  подзаголовок документа]
 
 
     
Admin

[Выберите  дату]

 

 

     

     СДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………3

     1. Понятие местного сообщества…………………………………………4

     2. Структура и деятельность местных  сообществ……………………….7

     3. Взаимодействие местных сообществ  и властей……………………....9

     Заключение………………………………………………………………..14

     Список  используемой литературы………………………………………15

     Введение       

     Проблемы  отношения местных сообществ  и государства, форм их взаимодействия стали актуальными не сегодня, и  это далеко не только российские проблемы. Эти проблемы возникли с появлением первых государств. Многие государства  вообще образовались путем объединения  местных сообществ вследствие усложнения социальных отношений внутри них. Конечно, современные местные сообщества и те родоплеменные объединения, которые и составили первые государства - далеко не одно и тоже. Роль местных  сообществ с появлением государств резко меняется. Если до появления  государств все функции жизнедеятельности  социума обеспечивались внутренними  возможностями местных сообществ, то с образованием государств часть  функций местных сообществ перекладывается  на государство.      
     Связь между местным самоуправлением и местными сообществами ощущается гражданами, знающими оба эти словосочетания, не только на интуитивном уровне. В странах с развитой демократией местное самоуправление строится именно на основе местных сообществ. Но что же такое местные сообщества в наших российских условиях? Об этом и о многом другом мы рассмотрим в данной контрольной работе.

       Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на законы и научные источники, раскрыть понятие и сущность российского местного сообщества, выявить его характерные черты и особенности, а также определить отличие между местным сообществом и местным самоуправление в Российской Федерации.

     В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:

     - определить понятия местного сообщества в Российской Федерации;

     -рассмотреть  структуру и деятельность местных сообщества;

     - выявить  взаимодействия местных сообществ и властей.

     1. Понятие местное сообщество

     Термин "местное сообщество" хотя и  используется в законодательстве (смотреть нынешнюю редакцию закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", разработанного комиссией под руководством Д. Козака), но юридически не определен. Разные исследователи вкладывают в это понятие разный смысл.

     К.Зендриков выделяет понятия социальной группы, сообщества, и общины: "…Социальная группа - это, в первую очередь, термин, принадлежащий исследователю, внешнему по отношению к изучаемому обществу. Внешний исследователь накладывает на "живую социальную материю" разнообразные сетки признаков, в результате чего социальное тело разбивается на множества людей, удовлетворяющих определенным наборам признаков. Наборы признаков могут быть более или менее случайными, больше или меньше коррелировать между собой, выделяя более или менее характерные для этой группы людей общие свойства. При некоторых определенных наборах признаков, задающих социальную группу, можно говорить о том, что члены группы имеют общий интерес и могут иметь близкие цели. Однако эта общность интересов фиксируется извне, и сами члены группы про общность своих интересов ничего не знают.

     В отличие от социальной группы, сообщества - это группы людей, осознающих свою общность, свой общий интерес и  часто способных поставить общую  цель. От социальной группы сообщество отличает рефлексивность, а наличие  общей цели отличает его от общины.

     Община - это группа людей со сложившимся  и устоявшимся жизненным укладом, обычаями, правилами поведения, основной целью которой является сохранение себя, воспроизводство традиции и  образа жизни.

     Из  введенных определений следует, что социальная группа не может являться субъектом или источником какого-либо действия, члены социальной группы не знают, что их "записали" в одну группу и не готовы к совместным действиям.

     Сообщества, в отличие от социальных групп  и общин, могут ставить цели и  мобилизовать свои ресурсы для их достижения, то есть являться агентом  развития. Общины, напротив, жестко и  решительно препятствуют любым нарушениям традиционного жизненного уклада и  служат источником устойчивости и стабильности.

     Использование этих различий позволяет дать несколько  интерпретаций идеи местного сообщества.

     Под местным сообществом можно понимать группу людей, проживающих на одной  территории (в одном городе, микрорайоне, квартале, доме), - такая постановка больше указывает на социальную группу, где объединяющим признаком является место жительства. Однако, с нашей  точки зрения, сам по себе признак  общего места жительства не является достаточным основанием для осознания  общности интересов.

     В то же время можно говорить, что  на территории городских и сельских поселений существуют общины, обеспечивающие воспроизводство сложившегося ритма  и уклада жизни, часто не формализованные  и не представленные персонально. О  том, что они есть, можно судить по тому, насколько устойчиво воспроизводятся  такие "нормы" общежития, как загаженные и исписанные подъезды, и по тому, что всплеск общественной активности населения происходит, как правило, при угрозе изменения жизненного ритма: новая стройка, новый налог  и тому подобное.

     Идеологи  местного самоуправления утверждают, что именно участие жителей в управлении своими городами, опора муниципальных управленцев на местные сообщества сможет поднять наши города и вытащить их из той разрухи, в которой они оказались. Соглашаясь с этим тезисом, следует уточнить, что именно сообщества, а не общины, могут стать той силой, которая сможет работать на реанимацию и благоустройство городов, поскольку общины по природе своей не могут служить источником изменений и развития.

     Трудность, однако, состоит в том, что сообществ-то как раз и нет или почти  нет в действительности - есть социальные группы, выделяемые различными наблюдателями, и общины. Местное самоуправление состоится в России только в том случае, если муниципальными управленцами будет осознана необходимость формирования местных сообществ и освоена технология их выращивания.

     Понятие "местное сообщество" можно  определить как "объединение граждан, связанное с их проживанием в  городе и селе, в районах и сельских округах, имеющее муниципальную  собственность, местный бюджет, выборный представительный орган местное самоуправление, а также общие интересы в самостоятельном и под свою ответственность решении вопросов местного значения по обеспечению своей жизнедеятельности непосредственно через органы местного самоуправления и своих выборных представителей в рамках действующего законодательства…".

     В данном определении помимо требования объединения граждан содержится также условие иметь муниципальную  собственность, местный бюджет и  выборный орган местного самоуправления, а если эти условия не соблюдаются, то и местного сообщества нет, что, мягко говоря, спорно.  

     2.  Структура и деятельность  местных сообществ

     Если  ранжировать субъекты местного сообщества по степени организованности, то в  начале будут юридически неоформленные  группы: отдельные граждане, инициативные группы, представляющие интересы жителей (подъезд, дом и другое); затем следуют юридически оформленные группы: НКО, союзы, ассоциации и коалиции, органы ТОС, кондоминиумы, ЖСК, ТСЖ и другие.

     Можно ранжировать группы по интересам  и делить их на семейные, по месту  жительства, молодежные, возрастные, социально-культурные, профессиональные, предпринимательские, религиозные, политические и так далее. С таким делением согласуется и сословное деление жителей в прошлом. Кстати говоря, сословные органы, такие, как ремесленный сход, купеческие общества, купеческие управы, составляли местное сообщество и основу местного самоуправления в дореволюционной России.

     Для целей местного самоуправления самое лучшее местное сообщество - это сообщество налогоплательщиков. Не важно, проживающих на данной территории или нет, не важно, организованных или нет, но исправно платящих налоги в местный бюджет, имеющих свою собственность, заинтересованных в эффективном развитии своей территории, отслеживающих, куда и как расходуются их деньги. К сожалению, в России такого сообщества пока нет.

     А что есть? Есть территории муниципальных  образований (МО), районов и микрорайонов, на которых проживают жители. Чем  более они организованы, чем более  структурированы, тем сильнее местные  сообщества, тем эффективнее представляют и защищают они свои интересы. Для  их успешного роста необходимы точки  кристаллизации: общественные места (библиотеки, кафе, клубы, пивные, скамеечки, столы, где играют в домино). Наиболее явные  точки - это местные органы власти (советы ветеранов, муниципальная общественность и другие, территориально расположенные в помещениях муниципалитетов).

     Деятельность  местных сообществ заключается  в представлении и реализации своих интересов (починить крышу, вовремя  получить пособия, убрать грязь со двора  и другое). Наиболее рельефно эта деятельность проявляется во взаимодействии с органами местного самоуправления. При этом возникает проблема выявления и предъявления муниципальной власти интересов местного сообщества, от имени которого должна действовать муниципальная власть. Хотелось бы надеяться, что и на уровне муниципальных управленцев вызревает осознание необходимости в процессе принятия решений и осуществления деятельности опираться на поддержку местных сообществ. 

     3. Взаимодействия местных сообществ и властей      

     Принято считать, что прежде всего государство  является представителем общества и  выразителем его интересов. Но и  местные сообщества, оставаясь частью общества, выражают его интересы и  тем самым представляют общество в целом. Другое дело, что государство  выражает одни общественные интересы, а местное сообщество - другие. И  это нормально. Ведь общество - это  самая сложная из известных науке  систем. Просто не всегда одни интересы согласуются с другими, например, интересы местных сообществ и  интересы государства. То есть мы вправе рассматривать местное сообщество как такую социальную структуру, посредством которой осуществляется взаимодействие общества и государства. В этом отношении местное сообщество необходимо рассматривать как наиважнейший элемент гражданского общества. Это  значит, что местное сообщество, в силу своей природы,  может  проявлять  как  свойства,  присущие  государству, так и свойства, присущие обществу. А управление местным сообществом, или, более точно, местное самоуправление, носит общественно-государственный характер.      
     Становление современных местных сообществ шло длинным историческим путем, началом которого следует считать момент образования первых государств. Основным содержанием процесса становления местных сообществ стал поиск устойчивого  равновесия между местным сообществом и государством.           

     Как  показывает  исторический опыт, государство (в лице органов государственной власти) стремится подавить самостоятельность местных  сообществ, видя в них своих конкурентов-претендентов на власть. Это нормально, т.к. основной целью государства является самосохранение, и средством для этого является власть со всеми ее атрибутами. Но, подавляя самостоятельность местных сообществ, оно тем самым подавляет интерес граждан к совместным действиям по обустройству территории. Это означает, что "местное сообщество" перестает быть таковым, так как лишается самого важного признака - наличия совместного интереса в отношении обустройства территории проживания, и, в конечном счете, местное сообщество превращается в часть граждан государства по существу не имеющую собственных осознанных коллективных интересов по обеспечению жизнедеятельности, а, значит, не имеющую  мотивации к взаимодействию и сотрудничеству по  этому поводу.  

     Но  эта ситуация оборачивается против государства. Исторический опыт свидетельствует, что состояние, при котором государство  подавляет самостоятельность местных  сообществ, чревато кризисами  государственности, то есть отсутствие у местных сообществ необходимого объема полномочий по организации жизнедеятельности своих членов создает предпосылки для зарождения и развития государственного кризиса.

Информация о работе Взаимодействие местных сообществ и властей