Территориальное общественное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 14:38, реферат

Краткое описание

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения - муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 159.44 Кб (Скачать)

   Органы территориального общественного самоуправления для осуществления своих задач имеют следующие полномочия:

  1. Создавать объекты Коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание, развитие и эксплуатацию.
  2. Создавать коммерческие и некоммерческие организации, заключать   договоры с юридическими лицами,   связанные с их участием  в решении социально-экономических задач на данной территории.
  3. Разрабатывать  и  представлять  органам  местного самоуправления проекты нормативно-правовых актов, планов и программ развития соответствующей территории,  а также  выступать  заказчиком по строительным   и   ремонтным   работам,   осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении конкретного территориального общественного самоуправления.
  4. Представлять Органам   местного   самоуправления   заключения   по вопросам отвода земель на территории данного территориального общественного самоуправления для строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного     назначения,     размещения     предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы,    а   также    режима   транспортного    обслуживания    этой  территории.
  5. Являясь    юридическими    лицами,    принимать    на    свой    баланс имущество, созданное за счет средств, находящихся в распоряжении данного     территориального       общественного самоуправления. Объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты  и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации.
  6. Участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений. Организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения  социально-экономических потребностей  населения.

    7.     Созывать собрания (сходы), конференции граждан, проводить   на своей    территории    опросы    населения,    публичные    слушания содействовать    созданию    и   деятельности   клубов    избирателей, развитию других форм гражданской активности населения, а также осуществлять    иные    полномочия,    предусмотренные    законами, уставами   муниципальных   образований   и   решениями   собраний (сходов), конференций граждан. Кроме того, они вправе в пределах своего   ведения   заключать   договоры,   осуществлять   совместные мероприятия,  объединяться  с  иными  органами территориально-общественного самоуправления.

   Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления, принимаемым непосредственно населением, проживающим в границах соответствующего территориального общественного самоуправления.

   К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, в соответствии со ст. 27 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления от 6 октября 2003 г., относятся:

    установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

    принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменении и дополнений;

    избрание органов территориального общественного самоуправления; определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

    утверждение    сметы    расходов и доходов  территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;

    рассмотрение   и   утверждение   отчетов   о   деятельности   органов территориального общественного самоуправления;

    вносить проекты муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.

       Собрание считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших  16-ти летнего возраста, а конференции - если в ней приняли участие не менее 2/3 делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет.

   Решения, принятые на собраниях (сходах) граждан в пределах его компетенции, имеют обязательный характер для органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, а также граждан. При этом они не нуждаются в утверждении какими-либо органами власти, должностными лицами или органами местного самоуправления. Вместе с тем решение может быть обжаловано в суде в случае противоречия закону или нарушения законности при проведении собрания (схода), конференции граждан.

   В собраниях (сходах), конференциях, согласно законам субъектов РФ имеют право участвовать граждане, проживающие на территории муниципального образования и достигшие установленного возраста (от 16 до 18 лет в зависимости от решаемых вопросов), обладающие дееспособностью. Однако новым Федеральным законом от 6 октября 2003 г. установлен возраст 16 лет.

   Взаимодействие территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления. Правовые основы данного взаимодействия закрепляются в уставе муниципального образования и строятся на принципах содействия, сотрудничества и взаимопомощи в осуществлении их задач и функций. Реализация данных принципов исключает элементы руководства со стороны органов местного самоуправления органами территориального общественного самоуправления.

   Органы местного самоуправления, осуществляя взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения, по-разному строят отношения друг с другом.

   Во-первых, возможен вариант, когда органы местного самоуправления делегируют органам территориального общественного самоуправления часть своих полномочий. В этом случае органы местного самоуправления осуществляют контроль за их реализацией.

   Во-вторых, возможно установление сферы совместного ведения органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления.

   В-третьих, возможен вариант их взаимоотношений в решении вопросов местного значения, при котором те или иные вопросы органами местного самоуправления могут быть решены только с согласия органов территориального общественного самоуправления.

   Данные взаимоотношения строятся по следующим основным направлениям. Органы местного самоуправления:

  1. Оказывают   содействие    гражданам   в    осуществлении    прав    на 
    территориальное  общественное  самоуправление,  в  разработке  его устава,   оказывают   помощь   инициативным   группам   граждан   в проведении   собраний   (сходов),   конференций,   опросов граждан,публичных слушаний и принимают в них участие, предоставляют помещения    для    осуществления    рассматриваемой    деятельности, координируют эту деятельность, способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций граждан, принятых в пределах их компетенции   и   тем   самым   создают   необходимые   условия   для 
    становления и развития системы территориального общественного самоуправления.
  2. Заключают      договоры      с      территориальным      общественным самоуправлением,   в   том   числе   вправе   на   договорной   основе передавать территориальному общественному самоуправлению часть своих полномочий с предоставлением финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств. Кроме того, они могут устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным самоуправлением.
  3. Органы   местного   самоуправления   учитывают   в   своих   решениях мнения   граждан,    полученные   территориальным   общественным самоуправлением    методом    опроса,    осуществляют контроль за соответствием деятельности органов территориального общественного самоуправления уставам этих органов,  а также за выполнением договоров между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления.
  4. Приостанавливают деятельность   органов  территориального общественного самоуправления в случае превышения этими органами своих полномочий в решении вопросов, затрагивающих интересы населения.

   Например, глава муниципального образования может обратиться к органу или должностному лицу территориального общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении принятых им решений, а при систематическом нарушении органами территориального общественного самоуправления нормативных правовых актов муниципального образования, а также в случаях бездействия, представительный орган местного самоуправления может принять решение о досрочном роспуске органа территориального общественного самоуправления.

   Органы местного самоуправления осуществляют и другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением. В свою очередь, органы территориального общественного самоуправления, вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

   В ракурсе сказанного можно подчеркнуть, что органы местного самоуправления в своей работе опираются на помощь территориального общественного самоуправления, изучают его мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории.

   Экономическую и финансовую основу территориального общественного самоуправления составляют:

    а) муниципальное    имущество,    переданное    им    органами    местного самоуправления;

    б) имущество,  созданное  ими за счет хозяйственной деятельности,  а также   приобретенное   и   переданное   им   другими   юридическими лицами;

    в) финансовые    средства,    полученные    в    результате    хозяйственной деятельности;

    г) заемные средства и бюджетные ассигнования, выделяемые органами  местного самоуправления;

    д)   добровольные взносы и пожертвования юридических и физических лиц.

  Муниципальная собственность и имущество закрепляется за органами территориального общественного самоуправления на правах оперативного правления или хозяйственного ведения главой муниципального образования, ели иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта РФ. Распоряжение имуществом и финансовыми средствами от имени населения соответствующей территории муниципального образования осуществляют органы территориального общественного самоуправления в пределах полномочий, определенных уставом территориального общественного самоуправления.

   Органы территориального общественного самоуправления имеют право в пределах своего ведения заключать договоры, осуществлять совместные мероприятия, объединяться с иными органами территориального общественного самоуправления.

   Таким образом, органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности денежные средства и имущество, передаваемое им органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, созданное или приобретенное за счет собственных средств.

   Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, состоят из собственных, заемных средств, а также бюджетных средств, передаваемых по договору, органами местного самоуправления под определенные цели.

  Гарантии территориального общественного самоуправления. В числе гарантий предусматриваются:

    1 решения территориального общественного самоуправления и его органов, принятые ими в пределах своих компетенций, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также юридическими лицами, кому они адресованы;

    2 государственные органы и органы местного самоуправления и их должностные лица, а также юридические лица, причинившие ущерб территориальному общественному самоуправлению, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации;

    3 органы территориального общественного самоуправления имеют право предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления,   решения   (приказы)   других   юридических   лиц, нарушающих         права         территориального общественного самоуправления.

   Рассматривая   данную   проблематику,   следует   обратить   внимание на правовое регулирование территориального общественного самоуправления его отличие от других общественных формирований, функционирующие   на территории муниципального образования.

   Касаясь первой, отметим, что в настоящее время в различных регионах России    по-разному    строится    система   территориального    общественного самоуправления и степень ее правовой регламентации. Это зависит от многих факторов:    от активности населения той или иной территории, сложное существующих    там    проблем,     имеющих    местное    значение,    степей урегулированности их вопросов в уставах муниципального образования  и других обстоятельств. Исходя из этого, можно констатировать, что в России где-то   сложилась,   а   где-то   еще   складывается   система  территориального общественного самоуправления.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление