Территориальная организация местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:30, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Принципы формирования территории муниципального образования………4
Порядок установления и изменения границ территориального
образования………………………………………………………………………9
Основные модели территориальной организации местного
самоуправления…………………………………………………………………11
Типы муниципальных образований…………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...17
Тесты…………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

кр му 2).docx

— 25.93 Кб (Скачать)

Основные  модели территориальной  организации местного самоуправления

В субъектах Российской Федерации сложились 3 модели территориальной организации местного самоуправления: административно-территориальная (районная), поселенческая и смешанная.

Административно-территориальная  модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными главным образом  на базе крупных городов и административных районов, получила распространение  более чем в половине субъектов  Российской Федерации. По данным Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике данная модель местного самоуправления действует в 47 субъектах Российской Федерации. В данную группу входят следующие  регионы России:

Республики: Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва;

Удмуртская и  Чувашская Республики;

- Краснодарский  край;

- области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Новгородская, Омская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская, Ярославская;

- Еврейская  автономная область;

- Автономные Округа: Коми-Пермяцкий, Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

В 19 субъектах  Российской Федерации действует  поселенческая модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными  на базе городских и сельских поселений  и сельских округов (волостей, сельсоветов). В эту группу входят следующие  субъекты Российской Федерации:

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия;

Карачаево-Черкесская Республика;

Ставропольский  край;

Области: Курская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Тюменская;

Города: Москва, Санкт-Петербург;

Автономные  Округа: Агинский Бурятский, Ненецкий.

Из 19-ти субъектов  Российской Федерации, избравших поселенческий  принцип организации местного самоуправления, в 11-ти создана двухуровневая структура  региональной государственной власти, подразумевающая создание в границах административно-территориальных единиц (городов и районов) территориальных  органов государственной власти (в вышеприведенном перечне субъектов  РФ данные регионы подчеркнуты). По неизвестным нам причинам к списку регионов с двухуровневой структурой государственной власти и одноуровневыми муниципалитетами, организованными  по поселенческому принципу, не была отнесена Тюменская область, хотя достоверно известно, что в каждом административном районе юга этой области есть Главы, назначаемые Губернатором и представляющие на местах исполнительную власть.

В 22 субъектах  Российской Федерации действует  так называемая смешанная модель местного самоуправления с двухуровневыми муниципалитетами: верхний уровень - крупные города и сельские районы, нижний уровень - внутригородские, внутрирайонные поселения и сельские округа (волости, сельсоветы). В данную группу входят следующие регионы:

Республика: Мордовия, Северная Осетия - Алания;

Кабардино-Балкарская Республика;

Края: Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский;

Области: Амурская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Псковская, Тамбовская, Челябинская.

Наконец, в одном  субъекте Российской Федерации - в Чеченской  Республике - местное самоуправление пока не существует. 

Типы  муниципальных образований

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, и общегородские органы власти этих городов являются органами государственной власти. В связи с этим местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях.

Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статусом  городского округа наделяются города, имеющие необходимую для решения  всех вопросов местного значения и  для исполнения возложенных на органы местного самоуправления отдельных  государственных полномочий инфраструктуру, при том условии, что прилегающие муниципальные районы также имеют соответствующую инфраструктуру для самостоятельного решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.

Межселенная территория — в градостроительном законодательстве — территория, находящаяся вне границ населенных пунктов; в законодательстве о местном самоуправлении — территория, находящаяся вне границ поселений. Наличие межселенных территорий предусматривается для территорий с низкой плотностью населения, где разграничение всей территории субъекта Российской Федерации между поселениями нецелесообразно.

Муниципальное образование — городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Термин «муниципальное образование» введен Гражданским кодексом РФ для обозначения публичного субъекта правоотношений по аналогии с субъектами Российской Федерации. По существу, под муниципальным образованием понимается населенная территория, являющаяся частью территории субъекта Российской Федерации, в границах которой местное самоуправление осуществляется самостоятельно населением этой территории (непосредственно и (или) через органы местного самоуправления). Статус муниципального образования предусматривает наличие местного бюджета и муниципальной собственности.

Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Если  городские и сельские поселения  образуются в целях максимального  приближения органов местной  власти к населению, решения вопросов жизнеобеспечения населения в основном для удовлетворения ежедневных потребностей населения, то муниципальные районы создаются для исполнения тех функций в вопросах местного значения, которые нецелесообразно исполнять в каждом отдельно взятом поселении и для исполнения которых требуются значительные ресурсы.

При этом указанные вопросы по своей  природе являются местными и не могут  решаться органами государственной  власти. Кроме того, Конституцией РФ предусмотрена возможность возложения на органы местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий, которые, за редким исключением, также  требуют привлечения больших, чем  у поселений, ресурсов и большей  централизации. Муниципальные районы обладают также большими, чем поселения, возможностями в решении вопросов социально-экономического развития территории.

Поселение — в градостроительном законодательстве равнозначно населенному пункту; в законодательстве о местном самоуправлении — сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Предусмотренная законодательством о местном  самоуправлении возможность наделения  статусом поселения нескольких населенных пунктов связана с нормой Конституции  РФ, согласно которой «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях».

При отождествлении поселения и населенного  пункта, следуя Конституции Российской Федерации, необходимо было бы наделить статусом муниципального образования  каждый населенный пункт Российской Федерации, что представляется нецелесообразным.

Сельское  поселение — в градостроительном законодательстве деревня, село, станица и т.п.; в законодательстве о местном самоуправлении — поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

Городское поселение — в градостроительном законодательстве — город, поселок; в законодательстве о местном самоуправлении — поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. (В составе территории городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся поселениями.) Прилегающая территория (территория за пределами селитебной зоны) включает в себя, прежде всего, земли для рекреации и развития. Нахождение в составе территории городского поселения в некоторых случаях и сельских населенных пунктов вызвано, как правило, использованием городской инфраструктуры для обслуживания сельского населения.  

Заключение

Тесты

Литература

Закон СССР “Об общих  началах местного самоуправления и  местного хозяйства в СССР” (1990 г.),

Закона Российской федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 6 июля 1991 г.

http://www.minjust.ru/ru

Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления