Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:30, курсовая работа
Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование местных органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.
Введение…………………………………………………………………………3
Принципы формирования территории муниципального образования………4
Порядок установления и изменения границ территориального
образования………………………………………………………………………9
Основные модели территориальной организации местного
самоуправления…………………………………………………………………11
Типы муниципальных образований…………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...17
Тесты…………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………19
Основные модели территориальной организации местного самоуправления
В субъектах Российской
Федерации сложились 3 модели территориальной
организации местного самоуправления:
административно-
Административно-
Республики: Бурятия, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Тыва;
Удмуртская и Чувашская Республики;
- Краснодарский край;
- области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Ленинградская, Новгородская, Омская, Пермская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Читинская, Ярославская;
- Еврейская автономная область;
- Автономные Округа: Коми-Пермяцкий, Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
В 19 субъектах Российской Федерации действует поселенческая модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными на базе городских и сельских поселений и сельских округов (волостей, сельсоветов). В эту группу входят следующие субъекты Российской Федерации:
Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия;
Карачаево-Черкесская Республика;
Ставропольский край;
Области: Курская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Тюменская;
Города: Москва, Санкт-Петербург;
Автономные Округа: Агинский Бурятский, Ненецкий.
Из 19-ти субъектов
Российской Федерации, избравших поселенческий
принцип организации местного самоуправления,
в 11-ти создана двухуровневая
В 22 субъектах Российской Федерации действует так называемая смешанная модель местного самоуправления с двухуровневыми муниципалитетами: верхний уровень - крупные города и сельские районы, нижний уровень - внутригородские, внутрирайонные поселения и сельские округа (волости, сельсоветы). В данную группу входят следующие регионы:
Республика: Мордовия, Северная Осетия - Алания;
Кабардино-Балкарская Республика;
Края: Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский;
Области: Амурская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Псковская, Тамбовская, Челябинская.
Наконец, в одном
субъекте Российской Федерации - в Чеченской
Республике - местное самоуправление
пока не существует.
Типы муниципальных образований
Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами Российской Федерации, и общегородские органы власти этих городов являются органами государственной власти. В связи с этим местное самоуправление в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях.
Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статусом
городского округа наделяются города,
имеющие необходимую для
Межселенная территория — в градостроительном законодательстве — территория, находящаяся вне границ населенных пунктов; в законодательстве о местном самоуправлении — территория, находящаяся вне границ поселений. Наличие межселенных территорий предусматривается для территорий с низкой плотностью населения, где разграничение всей территории субъекта Российской Федерации между поселениями нецелесообразно.
Муниципальное образование — городское, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения. Термин «муниципальное образование» введен Гражданским кодексом РФ для обозначения публичного субъекта правоотношений по аналогии с субъектами Российской Федерации. По существу, под муниципальным образованием понимается населенная территория, являющаяся частью территории субъекта Российской Федерации, в границах которой местное самоуправление осуществляется самостоятельно населением этой территории (непосредственно и (или) через органы местного самоуправления). Статус муниципального образования предусматривает наличие местного бюджета и муниципальной собственности.
Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Если городские и сельские поселения образуются в целях максимального приближения органов местной власти к населению, решения вопросов жизнеобеспечения населения в основном для удовлетворения ежедневных потребностей населения, то муниципальные районы создаются для исполнения тех функций в вопросах местного значения, которые нецелесообразно исполнять в каждом отдельно взятом поселении и для исполнения которых требуются значительные ресурсы.
При
этом указанные вопросы по своей
природе являются местными и не могут
решаться органами государственной
власти. Кроме того, Конституцией РФ
предусмотрена возможность
Поселение — в градостроительном законодательстве равнозначно населенному пункту; в законодательстве о местном самоуправлении — сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Предусмотренная законодательством о местном самоуправлении возможность наделения статусом поселения нескольких населенных пунктов связана с нормой Конституции РФ, согласно которой «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях».
При отождествлении поселения и населенного пункта, следуя Конституции Российской Федерации, необходимо было бы наделить статусом муниципального образования каждый населенный пункт Российской Федерации, что представляется нецелесообразным.
Сельское поселение — в градостроительном законодательстве деревня, село, станица и т.п.; в законодательстве о местном самоуправлении — поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).
Городское
поселение — в градостроительном законодательстве
— город, поселок; в законодательстве
о местном самоуправлении — поселение,
в составе территории которого имеются
город или поселок городского типа с прилегающей
территорией, в которых местное самоуправление
осуществляется населением непосредственно
и (или) через выборные и иные органы местного
самоуправления. (В составе территории
городского поселения также могут находиться
сельские населенные пункты, не являющиеся
поселениями.) Прилегающая территория
(территория за пределами селитебной зоны)
включает в себя, прежде всего, земли для
рекреации и развития. Нахождение в составе
территории городского поселения в некоторых
случаях и сельских населенных пунктов
вызвано, как правило, использованием
городской инфраструктуры для обслуживания
сельского населения.
Заключение
Тесты
Литература
Закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР” (1990 г.),
Закона Российской федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 6 июля 1991 г.
http://www.minjust.ru/ru
Информация о работе Территориальная организация местного самоуправления