Создание и правовое регулирование отношений муниципальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 18:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей создания и правового регулирования отношений муниципальной собственности.
В задачи входит:
- определить создана ли система управления муниципальной собственностью;
- изучить законодательное регулирование отношений по поводу муниципальной собственности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………..……….4
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………13

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 32.97 Кб (Скачать)

 

 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

ИНСТИТУТ 

 

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине: «Муниципальное право России»

На тему: «Создание и правовое регулирование отношений муниципальной собственности»

 

 

                                                                                                                           Выполнил:

                                                студент 2 курса

Заочного отделения

Срок обучения 3 года 

                                                                    Факультета Юридического                                             

специальности Юриспруденция                                             

                                                                   Ф.И.О.                                                 

                            

Проверил:

                                                                  Преподаватель 

                                                               Ф.И.О.  

                                                                        

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ………………………………………………..……….4

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ…………………….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………13

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Конституция Российской федерации  гарантирует самостоятельность  местного самоуправления в пределах его полномочий. Свои отношения муниципальные образования должны строить на основе законов, а также договоров, соглашений, опираясь на свою экономическую и финансовую самостоятельность.

Целью работы является изучение особенностей создания и правового регулирования отношений муниципальной собственности.

В задачи входит:

- определить  создана  ли система управления муниципальной собственностью;

- изучить законодательное  регулирование отношений по поводу  муниципальной собственности.

Теоретической и информационной базой исследования послужили публикации авторов в российских изданиях, а  также в сети Интернет.

 

 

 

 

1. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Муниципальная собственность представляет собой вид публичной собственности наряду с государственной собственностью. В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное, во-первых, для решения вопросов местного значения; во-вторых, для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; в-третьих, для обеспечения деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для вышеназванных целей, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются поэтому приоритетными для муниципальных образований.

Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных  и управленческих действий органов местного самоуправления на следующих ведущих направлениях:

Обеспечение полного и своевременного учета муниципального имущества и ведение его реестра, включающего многоаспектное (техническое, экономическое, правовое) описание соответствующих объектов учета.

Обеспечение оптимальности  управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом, в том  числе при его отчуждении, закреплении  в хозяйственном ведении или  оперативном управлении, передаче в  пользование или доверительное  управление, внесении в качестве вклада при создании хозяйственных обществ, использования в качестве обеспечения  кредитных обязательств (ипотека).

Обеспечение надлежащего  содержания и эффективного использования  муниципального имущества, включая  меры по повышению инвестиционной привлекательности  муниципальной недвижимости.

Обеспечение эффективного контроля за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества[7].

Особенности правового режима объектов муниципальной собственности, установленные гражданским законодательством  и законодательством о местном  самоуправлении, должны в полной мере учитываться органами местного самоуправления при определении порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОВОДУ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Понятие собственность является объектом гражданских прав, а право собственности – базовым в гражданских правоотношениях, в связи с чем все отношения по поводу собственности регулируются ГК РФ и в соответствии с ГК РФ федеральными законами. Так как гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации, законодательного регулирования гражданских правоотношений органами государственной власти субъектов РФ не предусмотрено, за исключением прямо установленных федеральными законами случаев, в основном связанных с реализацией правомочий собственника государственной собственности субъекта РФ.

ГК РФ в ч.2 ст. 212 устанавливает  субъекты, в чьей собственности может  находиться имущество: граждане, юридические  лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные  образования[2].

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

ГК РФ характеризует (ст. 215 ГК РФ) муниципальную собственность  как собственность городских, сельских поселений и иных муниципальных  образований. Муниципальная собственность  как один из элементов экономической базы местного самоуправления составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления. Это определяет не только состав имущественного комплекса муниципального образования, но и его целевое назначение. Статьями 71-73 Конституции РФ определены предметы ведения, в том числе в области экономических отношений и регулирования вопросов собственности, Российской Федерации и субъектов РФ, а статьями 130 и 132 вопросы, решаемые  посредством местного самоуправления[1].

Особенностью отношений, связанных с публичной собственностью, является их правовое регулирование, без  которого даже грамотное распределение  правомочий собственника между действующими от его имени органами не позволит обеспечить интересов публичного образования. Конституцией Российской Федерации  установлены основы правового положения  муниципальной собственности и  владения, пользования, распоряжения ею.

Непосредственное законодательное  регулирование в сфере отношений  собственности осуществляется Гражданским  кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

Вопросы муниципальной собственности  регулируются также федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими  нормативными правовыми актами. Федеральным  законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что особенности  возникновения, осуществления и  прекращения права муниципальной  собственности устанавливаются федеральным законом[3].

Собственником муниципального имущества является муниципальное  образование, однако реализуются его  правомочия органами местного самоуправления. Это предусматривает установления для данных органов муниципальными правовыми актами специальных правил осуществления от имени муниципального образования правомочий собственника муниципального имущества.

На основании конституционных норм местное самоуправление в РФ обладает собственной компетенцией и самостоятельностью в ее пределах. Федеральным законом № 131-ФЗ к компетенции местного самоуправления отнесены формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования и др., это определяет необходимость регулирования ряда вопросов, связанных с муниципальной собственностью, финансово-экономическими отношениями, уставами муниципальных образований и правовыми актами органов местного самоуправления. Данное регулирование осуществляется в пределах, установленных законодательством и обеспечивающих самостоятельность решения населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Надо еще раз подчеркнуть, что субъекты РФ не осуществляют правового  регулирования гражданских правоотношений, в том числе вопросов муниципальной  собственности.

Таким образом, правовую основу муниципальной собственности составляют федеральные правовые акты и муниципальные  правовые акты, регулирующие вопросы  формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной  собственностью.

По отдельным имущественным  объектам в соответствии с федеральными законами решение об их включении  в состав муниципальной собственности конкретного муниципального образования или исключении из состава муниципальной собственности данного муниципального образования (разграничение имущества между муниципальными образованиями и перераспределение имущества между субъектом РФ и муниципальным образованием) принимается органами государственной власти субъекта РФ. Законы субъекта РФ о порядке подготовки и принятия таких решений и сами данные решения также относятся к правовой основе муниципальной собственности[5].

Собственник наделен правом самостоятельно и добровольно распоряжаться своим имуществом. Сделки с муниципальным имуществом совершаются на основании договора. Положения заключенного договора являются обязательными для сторон и определяют в ряде случаев не только судьбу вещи, но также правомочия и обязательства сторон в отношении имущества, т.е. также формируют правовые основы муниципальной собственности. Однако органам местного самоуправления при совершении сделок с муниципальным имуществом необходимо учитывать ограничения, установленные Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[6].

Одной из составляющих качества власти является правовая регламентированность ее деятельности. В первую очередь важно регламентировать вопросы управления и распоряжения публичной собственностью, так как ее «общественный» характер требует согласования разнородных позиций и интересов по использованию имущества.

Муниципальные образования  в соответствии со статьями 130, 132 Конституции  РФ самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, управляют ею. В развитие конституционных  норм и норм гражданского законодательства Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что муниципальная собственность  признается и защищается государством наравне с иными формами собственности; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения всех типов муниципальных образований; подтверждено право муниципального образования передавать муниципальное имущество во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов, в том числе условия использования земель, получать доходы в местный бюджет от использования и приватизации  муниципального имущества, создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать муниципальным имуществом в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения[3].

Законодательство о местном  самоуправлении определяет вопросы  местного значения каждого типа муниципальных  образований, за исключением внутригородских  территорий городов федерального значения, часть полномочий органов местного самоуправления, включая исключительные, устанавливает требования к муниципальным  правовым актам.

Основным нормативным  правовым актом, обладающим наряду с  решениями референдума высшей юридической  силой в системе муниципальных  правовых актов, является Устав муниципального образования.

Информация о работе Создание и правовое регулирование отношений муниципальной собственности