Социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Cоциальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие права социального обеспечения…………………………………...4
1.2 Система права социального обеспечения…………………………………...8
Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения
2.1 Предмет права социального обеспечения………………………………….12
2.2 Метод права социального обеспечения…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

К-метод права СО.doc

— 130.00 Кб (Скачать)
  • уровень регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права (централизованный, локальный, индивидуальный);
  • порядок установления прав и обязанностей субъектов —  способ определения содержания правоотношения (договорной, недоговорной);
  • положение (взаимоотношения) субъектов правоотношений (координация, субординация);
  • характер  правовых  норм  —  способ  правового  воздействия на поведение субъектов (императивный, диспозитивный).

Рассмотрим  особенности  метода  права  социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного, локального и индивидуального уровней регулирования общественных отношений данной отрасли права.

Статья  72  Конституции  РФ  устанавливает,  что координация  вопросов  здравоохранения;  защита  семьи,  материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской  Федерации  и  ее  субъектов.  В  соответствии с  этим  регулирование  отношений  в  сфере  социального обеспечения  осуществляется  как  в  централизованном  порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов РФ. При этом на федеральном уровне  в настоящее время закрепляется  определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению,  который  не  может  быть  понижен  ни  при  каких условиях субъектами РФ, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Субъекты  РФ  за  счет  собственных источников  и при наличии возможностей вправе  устанавливать дополнительные  меры  социальной  защиты:  надбавки  к  пенсиям и  пособиям,  льготы  для  жителей  данного  субъекта  РФ, дополнительные  услуги  по  социальному  обслуживанию отдельных категорий населения и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно также на муниципальном уровне.

В рамках отельной организации (на локальном уровне) также  возможно  регулирование правоотношений  в сфере  социального  обеспечения.  Оно  выражается  в  том,  что на  основе  локальных  нормативных  актов,  принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности работников конкретной организации. Такие условия могут быть включены в  коллективный  договор  или  план  социального  развития организации.

Регулирование  правоотношений  в  сфере  социального обеспечения возможно и на индивидуальном уровне. Условия о предоставлении тех или иных дополнительных льгот в сфере социального обеспечения (пенсии, пособия и т.д.) могут быть предусмотрены в индивидуальном трудовом договоре работника с работодателем. Кроме того, любой гражданин может заключать различные индивидуальные договоры в сфере социального обеспечения: с муниципальным центром  социального  обслуживания  на  предоставление услуг по социальному обслуживанию на дому; с негосударственным пенсионным фондом о дополнительном пенсионном обеспечении и т.д.

2. Методу права социального  обеспечения присущ специфический  порядок  установления  прав  и  обязанностей субъектов — способы определения содержания правоотношений (договорной, недоговорной).

В  большинстве  случаев  для  правоотношений  в  сфере  социального обеспечения характерен недоговорной порядок определения содержания правоотношений. Объясняется это преобладанием централизованного  регулирования  в  данной  сфере:  виды  пенсий,  пособий,  компенсаций  и  т.д.,  их размеры, порядок назначения и предоставления определяются нормативными правовыми актами и субъекты правоотношений  —  физическое  лицо  и  орган,  который  должен предоставить тот или иной вид социального обеспечения, по своему усмотрению не могут эти нормы изменить.

Однако, как уже было сказано выше, права и обязанности  субъектов в этой отрасли (а значит, и содержание правоотношений) могут устанавливаться не только нормативным, но  и  договорным  путем.  Так,  договорное  регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. Во-первых, в коллективном  договоре  могут  быть  предусмотрены  более  льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный выход на пенсию и т.п.), во-вторых,  закрепление  гарантий  социальной  защищенности  возможно  в  индивидуальном  трудовом  договоре, стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное  лечение,  бесплатное  лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

Согласно ст. 9 ТК РФ коллективные, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный законодательством. Если такие условия включены в коллективный или трудовой договор, они не могут применяться. Если же речь идет  о  более  льготном  обеспечении,  то  здесь  допускается полная свобода усмотрения сторон договора.

3. В праве социального обеспечения отражена специфика положения (взаимоотношения) субъектов правоотношений (координация, субординация).

Традиционно в теории права различают два вида взаимосвязей между субъектами правоотношений: координация и  субординация. При  отношениях  координации  стороны равны  между  собой;  при  отношениях  субординации  одна из сторон подчиняется другой стороне, т.е. это отношения власти — подчинения.

Правовой статус субъектов права социального обеспечения не вписывается в классические понятия о равенстве или подчиненности сторон. Участники отношений по социальному обеспечению являются экономически неравными, но административно  независимыми  друг  от  друга6.  Кроме  того, имущественные права и свобода выбора поведения принадлежит только физическому лицу, а имущественные обязанности возложены на государственные органы (или учреждения).

Поэтому отношения, складывающиеся между государственными органами (или учреждениями) и физическими лицами при реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, можно назвать отношениями координации.

4. Обладает своей спецификой и основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

Так, например, для возникновения  процедурного (процессуального) правоотношения по социальному обеспечению может  быть достаточно единичного юридического факта (волеизъявления гражданина), а для возникновения же материального правоотношения всегда необходим именно юридический состав.

В фактическом составе, необходимом для возникновения  материальных правоотношений по социальному  обеспечению, можно условно выделять, как правило, группу «основных» юридических фактов (возраст, трудовой стаж, сиротство и т.д.), помимо юридических фактов – волеизъявлений как гражданина (обращение, подача заявления), так и органа, обязанного предоставить социальное обеспечение (решение). При этом наиболее типичными для сферы социального обеспечения «основными» юридическими фактами являются события.

5. Специфику метода правового регулирования отражает и характер правовых норм — способ правового воздействия на поведение субъектов (императивный, диспозитивный).

Специфика  правоотношений  требует  вполне  определенного  сочетания  юридических  приемов  воздействия на  поведение  их  участников  (дозволений,  запретов, обязываний).   Основные   права   человека   в   сфере социального  обеспечения  устанавливаются  с  помощью управомочивающих норм и выражены в форме дозволений.

Однако  при  их  осуществлении  физические  лица  должны выполнять  и  определенные  обязанности.  В  частности, пенсионер  должен  известить  орган,  выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее  размера  или  прекращение  выплаты.  Следовательно, надлежащее   поведение   управомоченного   субъекта (физического  лица)  достигается  при  помощи  не  только дозволения, но и обязывания.

В большинстве случаев диспозиции правоустанавливающих норм указывают лишь правомочия физических лиц. Поведение их второго участника — государственного органа или учреждения, без решения которого невозможна реализация права физического лица на конкретный вид социального обеспечения, регулируется при помощи позитивного обязывания.

Другими словами, содержание правоотношений по материальному  обеспечению  граждан  и  их  социальному  обслуживанию  в  порядке  социального  обеспечения  за  счет средств  централизованных  финансовых  источников  определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении определенного социального риска, указанного в законе.

В то же время наряду с императивным методом используется  и  диспозитивный,  пределы  которого  существенно ограничены.  При  этом  применение  диспозитивного  метода  в  форме  дозволения  в  праве  социального  обеспечения имеет  свои  особенности,  поскольку  дозволение  адресуется  не  обоим  субъектам  правоотношения,  а  лишь  одному из них — гражданину. Это касается реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения и др.

Таким образом, в правовом регулировании общественных  отношений  по  социальному  обеспечению  граждан применяется императивно-диспозитивный метод, выражающийся  в  сочетании  предписания  с  дозволением.  Такой метод применяется при формировании прав и обязанностей субъектов права социального обеспечения в централизованном порядке на федеральном уровне7.

Для метода права социального  обеспечения характерно особое сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным.

Одной из основных черт метода права социального обеспечения, чертой новейшей, ещё продолжающей формироваться, является сочетание централизованного, регионального, муниципального и локального уровней регулирования отношений по социальному обеспечению. Вместе с тем, можно с уверенностью прогнозировать, что роль местного самоуправления в правовом регулировании социального обеспечения в самой ближайшей перспективе будет усиливаться, а в отдалённой станет одной из основных.

 

 

Заключение

Социальное  обеспечение  можно охарактеризовать как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Метод права социального обеспечения — это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли:

  • сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.
  • сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным. Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.
  • специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

Перемены, произошедшие и происходящие в социально-экономической  системе России, ещё не окончательно учтены в праве социального обеспечения. «Отступление» государства в  социальной политике, распад единой, жестко централизованной вертикали правового регулирования, территориальные и экономические контрасты дифференциации, не могут оправдать отсутствие нормативного закрепления единства задач и проблем всех уровней правового регулирования социального обеспечения.

Информация о работе Социальное обеспечение