Социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Cоциальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права………………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие права социального обеспечения…………………………………...4
1.2 Система права социального обеспечения…………………………………...8
Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения
2.1 Предмет права социального обеспечения………………………………….12
2.2 Метод права социального обеспечения…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

К-метод права СО.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

•  за выслугу  лет;

•  по случаю потери кормильца;

•  социальные.

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок  назначения и выплаты пенсий, исчисления среднего заработка и пенсий. Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в следующие институты:

• стаж;

• пособия;

• социальное обслуживание;

• медицинская  помощь;

• социальные льготы; и т.д.

Каждый из институтов делится на пединституты. Так, институт трудового стажа подразделяется на пединституты в зависимости от общего, специального, непрерывного и  страхового стажа.

В системе права  социального обеспечения выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения.

Следует также  отметить, что большинство норм права  социального обеспечения имеет  управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом. Запрещающие нормы возникли относительно недавно — на современном этапе развития социального обеспечения.

Система науки  права социального обеспечения традиционно более широка, чем система соответствующей отрасли. Система законодательства о социальном обеспечении как совокупность нормативных актов, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, хотя и отражает структуру отрасли права, однако также не совпадает с ней.

Показателем самостоятельности  той или иной отрасли права  является наличие не только предмета и метода правового регулирования  общественных отношений, но и специфических  отраслевых принципов.

 

 

Глава 2. Предмет и метод права социального обеспечения

 

2.1 Предмет права социального обеспечения

Предмет  права  социального  обеспечения  — совокупность  общественных  отношений,  регулируемых  нормами данной отрасли права.

По своей экономической  сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными. В экономической науке выделяют обычно пять  способов  распределения:  1)  бесплатно,  на  началах равного  доступа  каждого  гражданина  к  распределяемым благам,  но  пропорционально  разумным  (рациональным) потребностям  и  экономическим  возможностям  общества; 2) безэквивалентно, но нормированно с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности; 3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно неэквивалентно; 4) за плату; 5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

Исходя  из  этих  способов  распределения  жизненных  благ, понимаемых в экономическом смысле, различают три типа распределительных отношений, которые качественно разнородны и требуют различных методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления  услуг,  составляют  сферу  регулирова-ния гражданского  права.  Сюда  же  относятся распределительные отношения и  третьего  способа,  но  лишь  в  той  части, которая  базируется  на  возмездности.  К  трудовому  праву относятся распределительные отношения пятого вида. Распределительные отношения, обусловленные первыми тремя способами распределения, в основном относятся к праву социального обеспечения3.

Что касается правовой природы правоотношений в сфере социального обеспечения, то традиционно их классификация проводится по таким основаниям, как виды социального  обеспечения,  сроки  существования  во  времени; они делятся на  материальные,  процедурные,  процессуальные. Возможна также классификация по видам и формам социального обеспечения.

По видам  социального обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

— денежных  выплат  (пенсии,  пособия,  компенсации и т.д.);

— натуральных  видов  помощи  (продукты,  вещи,  лекарства, транспорт и технические средства для инвалидов и т.д.);

— социальных услуг и  льгот (социальное обслуживание пожилых, инвалидов, детей, медицинская помощь, санаторно-курортное лечение и т.д.).

По  срокам  существования  во  времени правоотношения в сфере социального обеспечения делятся на три группы4:

1) правоотношения,  прекращающиеся  однократным исполнением  обязанностей  (например,  правоотношения по поводу единовременных пособий — по случаю рождения ребенка; на погребение и др.);

2) правоотношения  с  абсолютно  установленным  сроком  существования  во  времени.  Особенностью  данного вида  правоотношений  является  то,  что с момента их  возникновения заранее известно, когда они будут прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношения  по  выплате  пособия по  уходу за  ребенком до достижения им возраста полутора лет; по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.;

3) правоотношения  с  относительно  неопределенным  сроком существования во времени (например, правоотношения по поводу выплаты пенсии по старости; по социальному обслуживанию пожилых граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и др.).

По видам социального  обеспечения в зависимости от источника  денежных  средств  можно  выделить  следующие виды правоотношений:

— по обеспечению за счет средств  бюджетов всех уровней, а также внебюджетных государственных социальных фондов;

— по обеспечению из негосударственных средств (негосударственные  пенсионные  фонды,  благотворительные фонды, средства отдельных юридических или физических лиц и др.).

По  формам  государственного  социального  обеспечения можно провести следующую классификацию:

— правоотношения  по  государственному  социальному обеспечению, в том  числе по предоставлению государственной социальной помощи;

— правоотношения  по  государственному  социальному страхованию.

Производными от перечисленных  видов общественных отношений  и  входящими  в  предмет  права  социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

— назначения всех видов социального  обеспечения;

— установления юридических фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социального обеспечения.  Например,  для  назначения  пенсии  по  инвалидности необходимо установить факт инвалидности, для назначения пособия по временной нетрудоспособности — факт нетрудоспособности и т.д.

Процессуальные  правоотношения,  входящие  в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать  по  различным  вопросам:  отказ  в  назначении  того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде.

Как  и  все  правоотношения,  правоотношения  в сфере действия права социального обеспечения состоят из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

Субъекты права социального обеспечения — это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие  социально-обеспечительную  правосубъектность на данный вид обеспечения5.

Правоотношения в сфере социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов таких правоотношений всегда выступает отдельный человек, а в некоторых случаях — семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья.  В  зависимости  от  вида  социального  обеспечения субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный,  нетрудоспособный,  беженец,  вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие  от  радиационных  аварий  или природных бедствий (землетрясение, наводнение), и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, по общему правилу имеют в сфере  социального  обеспечения  те  же  права,  что  и  граждане Российской Федерации.

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения  является  орган,  обязанный  назначить  и  представить тот или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для  различных  видов  социального обеспечения органами,  их  предоставляющими,  могут  быть:  государственные,  муниципальные  (или  иные) органы  социальной  защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); работодатели и т.д.

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются  бюро  медико-социальной  экспертизы,  устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления; суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия или смерти безвестно отсутствующего; медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т.д.

В  процессуальных  правоотношениях  по  рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает тот или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере права социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации); социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение; протезирование и т.д.); натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, технические средства для инвалидов и т.д.).

В процедурных правоотношениях по назначению отдельных видов социального обеспечения (пенсий, пособий, услуг и т.д.) объектом является установление права на данный  вид  социального  обеспечения  и  назначение  его  либо установление  определенного  юридического  факта  (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т.д.).

В процессуальных правоотношениях  объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

Содержанием  правоотношений  являются  взаимные права и обязанности сторон.  Особенностью  содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона — физическое лицо — имеет право требовать предоставить тот или иной вид обеспечения, а вторая сторона, к которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных законодательством условий обязана выполнить это требование.

Основанием  для  возникновения,  изменения  или  прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения являются различные юридические факты, как события (инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть), так  и  действия.  Особенностью  правоотноше-ний  по  социальному  обеспечению  является  обязательный  заявительный порядок в реализации права на тот или иной вид социального обеспечения. До тех пор, пока сам человек (или его законный представитель) не напишет заявление с просьбой назначить ему пенсию, пособие или иной вид социального обеспечения, никакие выплаты, услуги не будут ему предоставлены, а значит, не возникнет и соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому часто правоотношение  по  социальному обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим составом.

Для  возникновения  (изменения,  прекращения)  правоотношения по социальному обеспечению необходим сложный юридический фактический состав, который включает в себя:

  • объективное основание для обеспечения (рождение ребенка, инвалидность, достижение определенного возраста, малообеспеченность, сиротство и т.д.);
  • волеизъявление гражданина на получение того или иного вида социального обеспечения (личное заявление или заявление законных представителей — опекунов, попечителей);
  • акт соответствующего органа о предоставлении (отказе  в предоставлении) конкретного вида социального обеспечения.

Отсутствие  хотя  бы  одного  из  названных элементов  сложного  юридического  фактического  состава  ведет к  невозможности  возникновения  (изменения,  прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

 

2.2. Метод права социального обеспечения

Метод права  социального обеспечения — это совокупность  приемов  и  способов,  при помощи  которых регулируются общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права.

Как и предмет отрасли права, метод правового регулирования  является  одним  из  тех  критериев,  по  которому происходит разграничение различных отраслей права. Поскольку предмет каждой отрасли — это определенная группа правоотношений, то и способы воздействия на них — метод правового  регулирования — должен  иметь определенные, характерные именно для этой группы правоотношений способы и приемы регулирования.

Выделяют следующие признаки, характеризующие особенности метода правового регулирования:

Информация о работе Социальное обеспечение