Социальная защита государственных служащих (на примере Республики Башкортостан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….….….3
Глава 1. Исторический опыт социальной защиты государственных и муниципальных служащих в России……………………………………..…..…7
Глава 2. Социальная защита населения и государственных служащих в Российской Федерации……………………………………………………….....10
2.1 Понятие социальной защиты………………………..…….……10
2.2 Социальная защита государственных служащих………….………………………………………………………….…..11
2.3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих…………………………………………………………………..……..22
Глава 3. Проблемы социальной защиты
государственных служащих субъектов Российской Федерации……………..26
3.1 Субъекты и объекты социальной защиты в РБ……………….26
3.2 Социальная защита государственных служащих Республики Башкортостан……………………………………………………………….……30
Заключение………………………………………………………..…..…..34
Библиографический список…………………………………………..….37

Файлы: 1 файл

СГМУ курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные  правовые акты федеральных органов  государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений.

     Но  данный вывод можно отнести только к федеральному уровню государственной    службы.

     Глава 3. Проблемы социальной защиты

     государственных служащих субъектов Российской Федерации

3.1 Субъекты  и объекты социальной защиты  в РБ

     С развитием капиталистических отношений  положение наемных работников повсеместно  ухудшается, что вызывает подъем рабочего движения, которое становится важной формой социальной защиты трудящихся, и активизацию деятельности профсоюзов как основных субъектов социальной защиты. Великобритания с помощью фабричного законодательства впервые вводит законодательное регулирование вопросов труда. В условиях роста социальной напряженности в обществе из-за тяжелых условий труда и низкой заработной платы возникает необходимость поиска эффективных социальных амортизаторов в виде добровольных форм коллективной защиты престарелых, вдов, сирот; профсоюзов, выступающих в роли обществ взаимопомощи, помимо выполнения своей основной функции по защите рабочих.

     По  истине историческим, переломным моментом в истории развития социальной защиты населения был конец XIX в., когда в Германии под руководством О. Бисмарка была законодательно введена система обязательного социального страхования для работающих в промышленности на случай болезни, несчастного случая на производстве, инвалидности и старости. Данная система оказалась довольно эффективной и жизнеспособной: основные принципы ее построения сохранились и действуют до сих пор во многих современных системах социальной защиты в большинстве стран мира.

     События начала XX в., имевшие общемировое значение (мировые войны, социалистическая революция в России, экономический кризис конца 20-х - начала 30-х гг.) заставили по-новому подойти к вопросу формирования системы социальной защиты населения, послужили импульсом к ее расширению, качественному повышению ее уровня, а также к осознанию необходимости широкого государственного вмешательства в социальные процессы.

     В это время появляются теоретические  исследования и даются обоснования  необходимости повышения уровня социальности развития общества и гуманизации  труда.

     Важным  моментом в развитии теории и практики социальной защиты населения следует считать концепцию «социального рыночного хозяйства», воплощенную в Германии и рассматривавшую государство в качестве одного из наиболее активных субъектов социальной защиты. Суть социального рыночного хозяйства заключается в синтезе рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции и социальной справедливости. Поэтому здесь также приоритет в осуществлении социальной защиты отдается социальному страхованию как возможности человека самому обеспечивать свое благополучие и активной политике на рынке труда.

     Проблема  социальной защиты приобретает несколько  иную окраску с возникновением и  развитием теории «человеческого капитала», в связи с чем традиционная система социальной защиты населения  стала рассматриваться значительно  шире, поскольку в ней, помимо социального страхования и социального вспомоществования, важную, а возможно, и главную роль стали играть отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, наука и пр.) как источники формирования и развития человеческого капитала. Еще Адам Смит рассматривал категорию человеческий капитал как капитализированную ценность «приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества», а затраты на обучение или образование человека как капиталовложения в его способность зарабатывать в будущем, аналогичные вложениям в вещественный капитал.

     Конституции провозгласили Российскую Федерацию  и Республику Башкортостан демократическими, правовыми и социальными государствами. Это означает, что социальные права  граждан являются наивысшей ценностью  в государстве, и оно обязано всесторонне их защищать. В статье 12 Конституции Республики Башкортостан записано: «Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

     В качестве основных социальных прав и  свобод государство определяет свободу  экономической деятельности, свободу  труда и свободу распоряжаться  своими способностями к труду, свободу  творчества, право на защиту от безработицы, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на жилище, на образование, на защиту семьи, материнства и детства, защиту старости, гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца. В цивилизованной рыночной экономике государство обязано защищать граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы как источника дохода и трудоспособности.

     Если  необходимость социальной защиты уже ни у кого не вызывает сомнения, то по поводу ее характера и объема возникают разногласия. Система социальной защиты в переходный период несколько отличается от системы социальной защиты, характерной для развитой рыночной экономики, и тем более отличается от социальной защиты, которая была присуща прежней экономической системе.

     Особенностью  социальной защиты населения в период рыночных преобразований является, с  одной стороны, расширение категорий  и увеличение численности населения, нуждающегося в целенаправленной государственной социальной поддержке. Это объясняется действием ряда факторов и особенностями демографического, социально-экономического, политического развития страны.

     Структурная перестройка народного хозяйства, экономический кризис привели к увеличению количества нестабильных рабочих мест, к росту безработицы. Демобилизация значительного числа военнослужащих, появление такого социального явления, как беженцы, вынужденные переселенцы, лица без определенного места жительства привели к росту количества людей, нуждающихся в социальной реабилитации и материальной поддержке. Серьезное беспокойство вызывает наличие устойчивого контингента бедняков среди людей трудоспособного возраста по причине низкого уровня оплаты труда, задержек с её выплатой. Кроме того, набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные социальные службы по уходу за престарелыми и т.п.

     В этом же направлении действуют факторы, связанные с ухудшением здоровья людей, вызванным неблагоприятной  экологической обстановкой и  снижением жизненного уровня значительной части населения. Социально-демографические изменения характеризуются качественным изменением состава семей, заметно увеличилось число неполных семей в результате роста количества разводов и внебрачных рождений. При этом специалисты прогнозируют сохранение подобной тенденции, что вызывает необходимость совершенствования социального, а в особенности семейного законодательства, с точки зрения гарантий дохода, присмотра за детьми, занятости и профессионального обучения для женщин-глав неполных семей.

     С другой стороны, проблема социальной защиты населения на современном этапе  развития нашего общества характеризуется  снижением финансовых возможностей для реализации эффективной социальной защиты, обусловленным спадом эффективности  и объемов производства, высокими темпами инфляции. Между тем преодоление спада производства и стабилизация экономики невозможны без квалифицированного, эффективного труда и занятости. Поэтому естественно возникает вопрос о том, что социальная защита не может быть полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только социально уязвимыми группами неработающей части населения, в то время как необходимые для этого средства и условия создаются экономически активной частью населения, т.е. наемными работниками и предпринимателями, занятыми производством товаров и услуг.

     3.2  Социальная защита государственных  служащих Республики Башкортостан

     Как и большинство местных законов, Закон республики Башкортостан  от 13.10.1994г. “ О государственной службе в республике Башкортостан” почти дословно воспроизводит федеральный закон и дает следущее определение: “ Государственная служба в Республике Башкортостан представляет собой осуществление должностных полномочий по выполнению целей и функций государства в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, законодательными и иными нормативными актами Республики Башкортостан.

     Государственная служба осуществляется в аппаратах  органов представительной, исполнительной и судебной властей, а также в  иных государственных органах, выполняющих от имени государства его функции и отнесенных законодательными актами Республики Башкортостан к государственной службе. На государственной службе не состоят граждане, временно работающие в государственных органах, организациях и учреждениях по гражданско - правовым договорам, а также вспомогательно - технический персонал.”.

     Государственная служба в Республике Башкортостан организуется и действует исходя из следующих  основных принципов:

  • законности;
  • приоритета  прав и свобод человека и гражданина;
  • разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • равного доступа  граждан Республики Башкортостан к  государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации;
  • обязательности  решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их полномочий, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;
  • единства  требований к государственной службе в Республике Башкортостан;
  • профессионализма и компетентности государственных служащих;
  • гласности;
  • подконтрольности  и подотчетности государственных  органов и государственных служащих;
  • ответственности государственного служащего за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих  должностных обязанностей;
  • внепартийности  государственной службы. В государственных  органах не образуются структуры  политических партий и движений. Государственные  служащие руководствуются законодательством  и не связаны при исполнении должностных  обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений;
  • светского характера государственной службы;
  • экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих и членов их семей.

     Дополнительные  обязанности подразумевают и  дополнительные социальные льготы (привилегии), которые призваны компенсировать государственным служащим ограничения, установленные законом. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, почетное звание и ученую степень, а также денежного поощрения (премии) по итогам государственной службы за квартал, год. Должностной оклад государственному служащему устанавливается в соответствии с занимаемой должностью в процентном отношении к определяемым законом должностным окладам руководителей соответствующих органов государственной власти области. Государственным служащим гарантируется бесплатный проезд к месту отпуска и обратно в пределах РФ, 50 % скидка в оплате жилищных услуг, страхование жизни и здоровья государственного служащего, а также его имущества за счет областного бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания государственного служащего.  

     Кроме этих льгот законом предусмотрены  и другие меры социальной защиты, направленные на компенсацию ограничений, связанных с государственной службой. Причем эти меры возрастают как в зависимости от вертикального служебного роста, так и от стажа государственной службы. Так, например, законом вводится система дополнительных отпусков за выслугу лет:

  • при стаже  работы в государственных органах  от пяти до десяти лет – 5 календарных  дней;
  • при стаже  работы в государственных органах  от десяти до пятнадцати лет – 10 календарных  дней;
  • при стаже  работы в государственных органах более пятнадцати лет –15 календарных дней. 

     Законом предусмотрено и пенсионное обеспечение  государственных служащих. Государственный служащий, имеющий выслугу лет на государственной службе не менее 12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин, при общем трудовом стаже соответственно 25 и 20 лет, имеет право выхода на пенсию по выслуге лет досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерациисрока выхода на пенсию по старости. Государственному служащему устанавливается пенсия по выслуге лет в размере 80 процентов денежного содержания по должности, замещаемой на день получения права на пенсию по выслу лет. Выплата пенсии за выслугу лет производится в пределах максимального размера пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда, а в случае его превышения, сумма превышения выплачивается за счет средств областного бюджета.   

Информация о работе Социальная защита государственных служащих (на примере Республики Башкортостан)