Социальная защита государственных служащих (на примере Республики Башкортостан)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….….….3
Глава 1. Исторический опыт социальной защиты государственных и муниципальных служащих в России……………………………………..…..…7
Глава 2. Социальная защита населения и государственных служащих в Российской Федерации……………………………………………………….....10
2.1 Понятие социальной защиты………………………..…….……10
2.2 Социальная защита государственных служащих………….………………………………………………………….…..11
2.3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих…………………………………………………………………..……..22
Глава 3. Проблемы социальной защиты
государственных служащих субъектов Российской Федерации……………..26
3.1 Субъекты и объекты социальной защиты в РБ……………….26
3.2 Социальная защита государственных служащих Республики Башкортостан……………………………………………………………….……30
Заключение………………………………………………………..…..…..34
Библиографический список…………………………………………..….37

Файлы: 1 файл

СГМУ курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     Уфимский  государственный авиационный технический  университет

     Институт  экономики и управления

     Кафедра: Управление в социальных

     и экономических системах

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

     на  тему: «Социальная защита государственных  служащих (на примере Республики Башкортостан)»

     Уфа   –   2011

     Содержание

     Введение …………………………………………………………….….….3

     Глава 1. Исторический опыт социальной защиты государственных и муниципальных служащих в России……………………………………..…..…7

     Глава 2. Социальная защита населения и  государственных служащих в Российской Федерации……………………………………………………….....10

              2.1 Понятие социальной защиты………………………..…….……10

              2.2 Социальная защита государственных служащих………….………………………………………………………….…..11

              2.3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих…………………………………………………………………..……..22

     Глава 3. Проблемы социальной защиты

государственных служащих субъектов Российской Федерации……………..26

                   3.1 Субъекты и объекты социальной защиты в РБ……………….26

              3.2  Социальная защита государственных служащих Республики Башкортостан……………………………………………………………….……30

     Заключение………………………………………………………..…..…..34

     Библиографический список…………………………………………..….37

     Введение

     Служба  в государственных органах, государственных  и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов. Государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства. Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.

     Государственная служба обязана своим возникновением государству. с его возникновением и развитием стала развиваться  и служба, имея своим назначением  реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.

     Организующая  деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности  общества, поэтому государственная  служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, пункт 3статьи 4 в Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства   о    труде   с     особенностями,    предусмотренными настоящим     Законом.   

     Усложнение  общественных отношений, повышение  требований к государству потребовало  необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности, как  таковой.

     Для выполнения определенных, требующих  специальной квалификации, функций  общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления.

     Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.

     Поэтому государственный служащий выполняет  возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого работниками - государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного, под государственной службой следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов). Или как определяет Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в статье 2: “Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнением полномочий государственных органов”.

     Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность - необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном   порядке.    Правовыми   актами   соответствующего органа   определяется    ее   название,    место   в   служебной   иерархии (определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом, должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в   правовом    статусе     государственного      служащего.     Должность характеризует организационный статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компетенции государственного органа, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления. Или как определяет закон о государственной службе, государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

     Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок  поступления на службу, прохождение  ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы.

     Необходимость существования государственной  службы и ее правового регулирования  обусловлена самим существованием государства с его задачами и  функциями. Весь мировой опыт и состояние  общественных отношений, даже в странах  с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

     Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные  процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте  политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

     Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих,  законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации.

     Объектом  исследования являются государственные  служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные обязанности  в, прежде всего, исполнительных, а также законодательных и судебных органах государственной власти Российской Федерации.

     Предметом - социальная защита служащих органов  государственной власти Российской Федерации  и ее субъектов.

     Глава 1. Исторический опыт социальной защиты государственных и муниципальных служащих в России

     В эпоху Киевской Руси государственная  власть смогла институционально нормировать  социальные действия, добавляя западное право, которое письменно оформилось в эпоху Ярослава Мудрого. Власть оказалась способной интегрировать  в общество новые культурные ценности и социальные цели, т.е. создать механизм адаптации новых целей. Власть в Древней Руси по характеру была инновационной. Уже в XV веке начинает нормативно оформляться особая категория подданных, которые именовались "служилые люди". В частности, нормы о государственных служащих содержатся в главе VII Соборного Уложения 1649 г. "О службе всяких ратных людей Московского государства". В 1556 г. было принято "Уложение о службе", которым регулируется труд служилых людей.

     Постепенно государственная служба совершенствовалась, что обусловлено усложнением как "внутренних", так и "внешних" функций, реализуемых государственной властью. Крупнейшим реформатором и основоположником нового подхода к регулированию труда государственных служащих в России был Петр I. Так, правовое закрепление чиновничества, как группы населения с особым правовым положением, было оформлено при Петре I в первой четверти XVIII в. Одним из значительных достижений Петра I в этой области является "Генеральный регламент", принятый 28 февраля 1720 г., Указ от 17 марта 1714 г. "О фискалах и о их должностях", "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных" (24.01.1722 г) и другие нормативные акты. На протяжении XVIII - XIX вв. приняты многочисленные нормативно - правовые акты, посвященные регулированию труда государственных служащих, например, Указ Павла I от 28.04.1798 г. "О правилах производства пенсиона служащим и неслужащим военным и гражданским чиновникам", Указ от 8.09.1802 г. "Об учреждении министерств" и другие. Дальнейшее развитие законодательство о государственной службе получило в Положении, утвержденным Николаем I, от 14.05.1834 г. "О порядке производства и чины по гражданской службе". Данным положением вводилась система поощрений за "усердие и похвальное отправление служащих" и "особые труды и достоинства чиновника".

     Административная  реформа Петра I означала дальнейший рост русской бюрократии, которая  приобретала все больший вес  в обществе. При этом в основу государственной службы был положен  принцип личной выслуги, воплощенный в Табели о рангах 1722 года. Этот документ фактически открывал путь наверх наиболее способным и предприимчивым, а достигшие чина восьмого класса имели право на наследственное дворянство. Всего же Табель вводила 14 классов военных, статских и придворных чинов, обладатели которого получали жалованье и полностью зависели от государя и государства.

     Ключевым  нормативным актом в сфере  законодательства о государственной  службе в Российской империи являлся  принятый в 1832 г. Устав "О службе по определению от Правительства". Данный документ регулировал все основные вопросы, которые ныне принято включать в институт госслужбы.

     Нормативные акты, устанавливающие определенные требования к кандидату на должность  государственной службы, в российском законодательстве существовали еще во времена Петра I, на протяжении дальнейшей истории развития отечественного государства и права они совершенствовались, в результате чего на государственную службу могли приниматься образованные подготовленные люди. По Уставу "О службе по определению от Правительства" для поступления на госслужбу претендент должен был удовлетворять определенным требованиям подданства, возраста, пола, состояния или происхождения, а также образовательного ценза. Прием на административные должности связывался с достижением определенного возраста, не младше 16 лет. В то же время не существовало ограничений в приеме на государственную службу, связанных с национальностью или вероисповеданием. Одним из главных квалификационных требований был уровень образования. Именно поэтому в законодательстве Российской империи прослеживается усиление градации чиновников в зависимости от уровня образования, им же определялась и возможность продвижения чиновника по карьерной лестнице. Поведению чиновника и его отношению к службе в Российской империи придавалось особое значение. Так, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, нарушение нравственных норм поведения являлись основанием к увольнению по инициативе начальства, наряду с преступлением по службе и несоответствием занимаемой должности.

     Глава 2. Социальная защита населения и  государственных служащих в Российской Федерации

     2.1 Понятие социальной защиты

Информация о работе Социальная защита государственных служащих (на примере Республики Башкортостан)