Системе разделения властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, является неизбежным условием построения правового государства и гражданского общества. К числу важнейших достижений действующей Конституции Российской Федерации относится провозглашение в ней одного из главных элементов основ конституционного строя – принципа разделения властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и возникновение системы разделения властей………………5
Понятие термина «разделения властей»……………………………5
Возникновение системы разделения властей……………………….6
Разделение властей: сущность, правовые формы……………………..11
Законодательная власть………………………………………………11
Исполнительная власть………………………………………………14
Судебная власть………………………………………………………15
Система разделения властей на примере РФ………………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Система разделения валастей.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Рассмотренные выше проекты механизма разделения властей Дж. Локка и М.М. Сперанского  подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) - «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен11. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече - однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом тот же самый может быть опять избран12.

     Исполнительная  власть - державная Дума - состоит  из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором. Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией13. В последствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс НМ. Коркунов (XIX в.). Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

     Таким образом, можно сделать следующий вывод: система разделения властей может быть присуща только демократическому государству. Ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами. Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные уровень политического сознания общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Разделение  властей: сущность, правовые формы
 

     В современном мире идет тенденция  к тому, чтобы государства мира строили общества как можно более демократичнее. Без разделения властей и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

     Народ - единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа14.

     2.1. Законодательная  власть 

     Законодательную власть в России представляет только Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент Российской Федерации. В соответствии со ст. 94 Конституцией РФ, Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно - ч.1 ст. 100 Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний: во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств. Ст. 94 Конституции РФ указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Члены Совета Федерации, не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

     В отношении понятия «законодательный орган» в Конституции РФ имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в ст. 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции. Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.

     Также, для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок  деятельности которой определяются федеральным законом.

     В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. Из этого мы видим, что законодательная  власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ. Ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ также являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос. Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его также относится к ведению Федерального Собрания, и это сильная возможность парламента.

     Кадровые  назначения, осуществляемые Советом  Федерации, тоже входят в механизм сдержек  и противовесов в отношениях между  ветвями власти и в федеративных отношениях. Однако неурегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных из указанных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами.

     Из  этого видно, что от законодательной  власти так или иначе зависят  исполнительная и судебная ветви  власти, а законодательная зависит  в какой-то мере от исполнительной. 

    1. Исполнительная власть
 

    «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

    Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства15. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

    Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политике. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

    Механизм  парламентской ответственности  Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

    Сильная исполнительная власть в России нужна16. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов17. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. 

    1. Судебная  власть
 

    Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается18.

    К сожалению, все еще традиционно  слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти19.

    По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд  РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд. Верховный суд РФ - является высшим судом судов общей юрисдикции. Суды общей юрисдикции - это районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и сам Верховный суд РФ. Надо отметить, что судьи судов общей юрисдикции, кроме Верховного суда, назначаются Президентом РФ самостоятельно. И это уже нарушает принцип независимости властей. Судья же Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают главным образом гражданские, административные и уголовные дела.

    Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров. Арбитражные суды в России делятся на арбитражные суды субъектов, федеральные арбитражные суды округов  и один Высший Арбитражный Суд. Арбитражные  суды призваны рассматривать экономические споры между юридическими лицами.

    Следует также отметить, что все судьи  и все суды являются федеральными и не подчиняются местным органам.

    Третьим звеном судебной системы Росси является Конституционный Суд. Конституционный Суд играет огромную роль в системе разделения властей. Конституционный Суд имеет большие полномочия в области конституционного контроля. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации20.

    Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Системе разделения властей в Российской Федерации