Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:47, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, является неизбежным условием построения правового государства и гражданского общества. К числу важнейших достижений действующей Конституции Российской Федерации относится провозглашение в ней одного из главных элементов основ конституционного строя – принципа разделения властей.
Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и возникновение системы разделения властей………………5
Понятие термина «разделения властей»……………………………5
Возникновение системы разделения властей……………………….6
Разделение властей: сущность, правовые формы……………………..11
Законодательная власть………………………………………………11
Исполнительная власть………………………………………………14
Судебная власть………………………………………………………15
Система разделения властей на примере РФ………………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра государственного и муниципального
управления
курсовая
работа
«Системе
разделения властей в Российской Федерации»
Выполнил
Студент _____________
Научный руководитель, _____________
к.ю.н.,
ст.преп. (подпись)
Москва,
2011
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………25
Введение
Идея разделения властей в своем становлении прошла длительный путь. В современной науке, изучающей государство и право, принято апеллировать к трудам Джона Локка и Шарля Луи Монтескье, представляя их в качестве авторов, наиболее связано и логично изложивших эту проблему, с учетом специфики стран, принадлежащих к разным правовым семьям. Если же заходить речь о корнях данной теории, то учение Аристотеля воспринимаются как ее отправная точка.
Интерес к идее разделения властей как к определенной системе не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований.
Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, является неизбежным условием построения правового государства и гражданского общества. К числу важнейших достижений действующей Конституции Российской Федерации относится провозглашение в ней одного из главных элементов основ конституционного строя – принципа разделения властей.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".
Принцип
разделения властей получил широкое
признание в мировой
Исследование разделения властей в современном Российском государстве представляет интерес ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет.
Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических принципов - «разделения властей». Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач:
Во-первых,
рассмотреть общую
Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать проблему осуществления принципа разделения властей.
В-третьих, исследовать проблему осуществления принципа разделения властей в Российской Федерации.
В
процессе выполнения данной работы использовались
труды представителей отечественной
юридической науки, участвовавших
в разработке исследуемого вопроса:
Баглай М.В., Бережнов А.Г., Венгеров А.Б.,
Кутафин О.Е., Матузов Н.И., Малько
А.В., Лазарев Б.М., Сафарова М.Р. и др.
Понятие «разделения властей» органически связан с категорией «власть» и является вторичным, производным от нее понятием. Углубленный анализ сущности власти позволяет утверждать, что политическая государственная власть представляет особую разновидность общественной публичной власти. Термин «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, суть синонимы2. С этой позицией М.И. Байтина нельзя не согласиться. Подчеркнем, что согласно распространенному в науке мнению теория разделения властей затрагивает исключительно государственную и политическую власть3.
Следует сказать, что в английской языке дилемма, касающаяся соотношения понятий «единство государственной власти» и «разделения властей», разрешается с помощью термина «separation of powers». Как верно отмечено, при этом используется слова «separation», означающее «отделение частей от целого», «разложение целого на части», но ни в коем случае не «division», т.е. «разделение» как «расхождение», «разногласие»4. В российской литературе есть предложение именовать данное явление «разделение властей»5. Тем самым подчеркивается естественное, изначальное единство власти, ее условное деление на самостоятельные ветви.
В
соответствии с классической доктриной
разделения властей, а также согласно
позиции большинства
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства6.
Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти7.
Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем.
Таким
образом, понятие «разделение власти»
достаточно широкое и не отделимо
от понятия «власти» и принимает
при этом самые различные формы выражения.
В связи с этим представляется целесообразным
проследить исторический путь развития
разделения власти к моменту его современного
восприятия в правовом государстве в качестве
одного из основополагающих принципов.
Система
разделения властей, именуемая нередко
принципом разделения властей, в
том вид, как она воспринимается
ныне применительно к
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах.
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа8.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье9. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640—1648гг.) и в последствии во Франции (1789-1794гг.).
В основании политической философии Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит идея собственности. В естественном состоянии люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство.
Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Дж. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским10. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти он прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.
Информация о работе Системе разделения властей в Российской Федерации