Системе разделения властей в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность настоящей курсовой работы обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, является неизбежным условием построения правового государства и гражданского общества. К числу важнейших достижений действующей Конституции Российской Федерации относится провозглашение в ней одного из главных элементов основ конституционного строя – принципа разделения властей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Понятие и возникновение системы разделения властей………………5
Понятие термина «разделения властей»……………………………5
Возникновение системы разделения властей……………………….6
Разделение властей: сущность, правовые формы……………………..11
Законодательная власть………………………………………………11
Исполнительная власть………………………………………………14
Судебная власть………………………………………………………15
Система разделения властей на примере РФ………………………….17
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Система разделения валастей.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
 

Кафедра государственного и муниципального

управления 
 
 
 
 
 

курсовая  работа 

«Системе  разделения властей в Российской Федерации» 
 
 
 
 
 

Выполнил

Студент      _____________

                                                 (подпись) 

Научный руководитель,   _____________ 

к.ю.н., ст.преп.               (подпись) 
 
 
 
 
 
 
 

      Москва, 2011 

Содержание

         Стр.

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие и возникновение системы разделения властей………………5
    1. Понятие термина «разделения властей»……………………………5
    2. Возникновение системы разделения властей……………………….6
  2. Разделение властей: сущность, правовые формы……………………..11
    1. Законодательная власть………………………………………………11
    2. Исполнительная власть………………………………………………14
    3. Судебная власть………………………………………………………15
  3. Система разделения властей на примере РФ………………………….17

Заключение………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Идея  разделения властей в своем становлении  прошла длительный путь. В современной науке, изучающей государство и право, принято апеллировать к трудам Джона Локка и Шарля Луи Монтескье, представляя их в качестве авторов, наиболее связано и логично изложивших эту проблему, с учетом специфики стран, принадлежащих к разным правовым семьям. Если же заходить речь о корнях данной теории, то учение Аристотеля воспринимаются как ее отправная точка.

      Интерес к идее разделения властей как  к определенной системе не угасает  и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований.

      Актуальность  настоящей курсовой работы обусловлена потребностью в модернизации механизмов осуществления государственной власти в России на всех ее уровнях. Как показал многолетний опыт зарубежных стран, разделение властей, без которого невозможно осуществление власти в демократическом государстве, является неизбежным условием построения правового государства и гражданского общества. К числу важнейших достижений действующей Конституции Российской Федерации относится провозглашение в ней одного  из главных элементов основ конституционного строя – принципа разделения властей.

     Разделение  властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые "ветви власти" - законодательная, исполнительная и судебная - могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, не допуская нарушения законов, это так называемая "система сдержек и противовесов".

     Принцип разделения властей получил широкое  признание в мировой конституционной  практике. Закреплён и в Конституции  РФ 1993 года1.

     Исследование  разделения властей в современном  Российском государстве представляет интерес ещё и потому, что Россия встала на путь построения современного конституционного государства, а принцип разделения властей положен в основу организации государственной власти в Российской Федерации сравнительно недавно. Существующая система разделения властей сложилась в последние десять-пятнадцать лет.

      Целью данной работы является всестороннее исследование реализации одного из демократических  принципов - «разделения властей». Достичь  поставленной цели можно через реализацию следующих задач:

      Во-первых, рассмотреть общую характеристику принципа разделения властей.

      Во-вторых, необходимо проанализировать и исследовать  проблему осуществления принципа разделения властей.

      В-третьих, исследовать проблему осуществления  принципа разделения властей в Российской Федерации.

      В процессе выполнения данной работы использовались труды представителей отечественной  юридической науки, участвовавших  в разработке исследуемого вопроса: Баглай М.В., Бережнов А.Г., Венгеров А.Б., Кутафин О.Е., Матузов Н.И., Малько А.В., Лазарев Б.М., Сафарова М.Р. и др. 
 
 
 
 

    1. Понятие и возникновение  системы разделения властей
 
    1. Понятие термина «разделения  властей»
 

     Понятие «разделения властей» органически  связан с категорией «власть» и является вторичным, производным от нее понятием. Углубленный анализ сущности власти позволяет утверждать, что политическая государственная власть представляет особую разновидность общественной публичной власти. Термин «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, суть синонимы2. С этой позицией М.И. Байтина нельзя не согласиться. Подчеркнем, что согласно распространенному в науке мнению теория разделения властей затрагивает исключительно государственную и политическую власть3.

     Следует сказать, что в английской языке дилемма, касающаяся соотношения понятий «единство государственной власти» и «разделения властей», разрешается с помощью  термина «separation of powers». Как верно отмечено, при этом используется слова «separation», означающее «отделение частей от целого», «разложение целого на части», но ни в коем случае не «division», т.е. «разделение» как «расхождение», «разногласие»4. В российской литературе есть предложение именовать данное явление «разделение властей»5. Тем самым подчеркивается естественное, изначальное единство власти, ее условное деление на самостоятельные ветви.

     В соответствии с классической доктриной  разделения властей, а также согласно позиции большинства современных  исследователей, единая государственная  власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

     Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства6.

     Разделение  власти - одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти7.

     Разделение  власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем.

     Таким образом, понятие «разделение власти»  достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает  при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов. 

    1. Возникновение системы разделения властей
 

     Система разделения властей, именуемая нередко  принципом разделения властей, в  том вид, как она воспринимается ныне применительно к государственному механизму, появилась более трехсот  лет назад.

     Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах.

     Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно  же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа8.

     Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Дж. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье9. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории, а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640—1648гг.) и в последствии во Франции (1789-1794гг.).

     В основании политической философии  Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит идея собственности. В естественном состоянии люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений. Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство.

     Но  и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются сами правители, они  склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием. Дж. Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями.

     В России идея разделения властей как  принципа либерализма впервые в  наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским10. В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти он прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.

Информация о работе Системе разделения властей в Российской Федерации