Шпаргалка по "Инфраструктуре муниципального образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 17 вопросов по дисциплине "Инфраструктура муниципального образования".

Файлы: 1 файл

IMO.docx

— 92.87 Кб (Скачать)
align="justify">Целостность — свойство тесной взаимозависимости между подсистемами и элементами муниципального образования, требующее четкой координации действий и функций управления.

Коммуникативность — признак тесноты связей системы и внешней среды, обеспечивающий режим интенсивного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования и среды.

Устойчивость — способность инфраструктуры функционировать в относительно автономном режиме, защищающем муниципальное образование от вероятных ошибочных решений или негативных воздействий среды.

Самоорганизация — свойство социальных и социально-экономических систем, позволяющее муниципальным образованиям путем консолидации частных интересов жителей и социальных групп достигать общественно значимых целей. Самоорганизация муниципального образования проявляется в формах прямого волеизъявления

граждан (например, на референдуме, решения  которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления,

наделенных необходимыми полномочиями от имени населения.

Слабая  структурированностьсвойство муниципального образования как социально экономической системы, означающее, что состав подсистем и элементов города, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, что не мешает с помощью современных методов системного анализа и имитационного моделирования осуществлять

вероятностное прогнозирование.

12. МО: определение и  признаки.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Обязательными признаками любых муниципальных образований являются следующие: 1) наличие единой населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление; устав муниципального образования; 2) обособленная муниципальная собственность; 3) местный бюджет; органы местного самоуправления.

13.Отличие  МО от административно-территориальной  единицы.

Муниципальное образование - по законодательству РФ городское, сельское поселение (его часть), несколько поселений, объединенных общей территорией, иная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Админнистративно-территориальная  единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая название, органы местного самоуправления, соответствующий статус, установленный законом субъекта РФ. А.-т.е. имеет свой административный центр, состоит из населенных пунктов (поселений), выделяемых для комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, субъекта РФ, страны в целом.

Отличие:

1) Административно-территориальные  единицы, не имеющие статуса  муниципального образования, управляются должностными лицами (начальник района, губернатор и др.), а МО имеют свое собственное выборное самоуправление (совет, мэр и др.), однако это не означает, что в муниципальном образовании всегда отсутствует государственное управление;

2) Административно-территориальное  деление имеет свою иерархию: нижестоящие административно-территориальные единицы подчинены вышестоящим (например, районы — области) и указания, вышестоящих органов государства обязательны для нижестоящих. В муниципальных образованиях такого. подчинения нет. Они автономны, каждое из них самостоятельно и под свою ответственность занимается местными делами. 

14. Объект управления МО.

Для ответа на этот вопрос, нужно дать ответы на след. вопросы:

1. Понятие муниципального образования 

2. Типология муниципальных образований 

3. Население муниципального образования 

4. Территория муниципального образования 

1. Муниципальное образование определяется как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория …, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

2. В работе А.Г. Воронина и др. выделяется 3 группы муниципальных образований.

1. Поселенческие  муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные  пункты). Для этой группы характерна  полная завершенность производственного цикла на территории, складывающаяся на базе взаимосвязанной системы производства и жизнеобеспечения.

2. Территориально-поселенческие  образования - представляют собой  группу достаточно независимых друг от друга территорий, округов, связанных общностью хозяйственных интересов.

3. Территориально-муниципальные  образования (хутора, поселки в  условиях Крайнего Севера).

 Можно  выделить еще два основания  классификации муниципальных образований: по выполняемым функциям и вытекающему из них преобладающему виду деятельности трудоспособного населения и по различиям природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность и структуру территорий.

3. Численность населения и его демографическая структура являются важнейшими характеристиками муниципального образования.

Демографические показатели населения муниципального образования могут быть разделены на статические, фиксируемые на определенный момент времени, и динамические. К статическим относятся, в частности, общая численность населения, количество трудоспособного населения, половозрастная структура (в том числе количество детей разных возрастов и пенсионеров), образовательный уровень, квалификационный уровень, этнический состав, структура занятости, уровень безработицы, уровень и качество жизни. К динамическим — изменения перечисленных статических показателей, показатели рождаемости и смертности, естественный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и др.

4. Территорию муниципального образования характеризуют две основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. 

Важнейший элемент территории муниципального образования составляет природный  комплекс. Его основу образует физико-географическое положение, определяемое границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (рек, озер), памятников природы и т. п.

Физико-географическая среда урбанизированных территорий сильно трансформирована и представляет собой особую экологическую систему. Человек в состоянии максимально эффективно использовать природные факторы территории для формирования благоприятной среды, удобной для проживания.

  В зависимости от характера  природного окружения муниципального образования различаются дизайном застройки, этажностью зданий, расположением рекреационных зон.

15. Субъект управления  МО.

Субъектом муниципального управления выступает население муниципального образования — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, действующие от его имени.

Под местным сообществом можно понимать группу людей, проживающих на одной территории (в одном городе, микрорайоне, квартале, доме).

Местное самоуправление:

16. Особенности МО.

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет  муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов  и сборов или учреждения муниципальных  предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти.

В качестве муниципального образования город  обнаруживает ряд особенностей, к  которым следует отнести такие, как размер, численность и плотность  населения, пространственная неоднородность, диверсификация, предельная самодостаточность и пр. Города имеют различный административный статус и степень специализации своей экономической базы.

В России выделяют, как правило, города-столицы, областные (краевые) центры, города районного (областного) подчинения, а также  малые города. Представленная классификация вбирает в себя как признаки численности населения, так и место этих городов в структуре административного деления.

Из 2940 городских  поселений значительная часть приходится на малые города, численность которых составляет 768 единиц, или 70% всех городов. Проживает в них только 17% населения страны. Среднее число жителей малого города составляет 22 тыс. человек. С точки зрения специализации, 58% городов выполняют агропромышленную функцию, 75% - промышленную, 70% - транспортную, 32% - рекреационную, 21% специализируется на обслуживании крупных городов.

Другая  значительная часть населения проживает  в 13 городах-миллионерах.

Характерной чертой категории городов как  территориальных поселений является их принадлежность к административно-территориальным единицам. Свойство целостности и неделимости городского хозяйства сдерживает тенденции наделения более мелких территориальных единиц статусом муниципального образования. Это обстоятельство ещё раз подтверждает концентрацию системы местного самоуправления главным образом на уровне города, где как бы замыкаются друг на друге государственные интересы и интересы проживающего в границах городской черты гражданского населения. И где имеется экономическая основа, обеспечивающаяся его самостоятельность. 

  17. Классификация МО.

А. Воронин классифицирует муниципальные  образования на следующие три  группы: . 
1. Поселенческие (города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимально необходимую инженерную и социальную инфраструктуру.

2. Территориально-поселенческие, состоящие из нескольких населенных пунк¬тов, связанных общностью инфраструктуры и хозяйственного интереса. Это могут быть сельский район или округ, город с пригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий его район.

  3. Территориальные, характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленных территориях, например на хуторах или при кочевом образе жизни в условиях Крайнего Севера.

Наиболее  существенным является различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и в сельской местности. Для сельских поселений больше характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция. 

  К промежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселки городского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовались в города. Однако наблюдается и обратная тенденция преобразование поселков городского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяет их жителям получать ряд социальных льгот. По данным всероссийской переписи населения, за период между переписями 1989 и 2002 гг. таких поселений оказалось около 300.

Есть  другие способы классификации  МО:

- По численности населения

- Нормативно-правовому статусу (поселения,  мун.районы, городские округа)

- характеру застройки (низкоэтажные, малоквартирные, многоквартирные, многоэтажные)

- степени  урбанизации (низкая, средняя, высокая)

- выполняемым  функциям и др…

18. Различия между  городскими и сельскими  поселениями.

Основные  различия:

Сельские  поселения:

Информация о работе Шпаргалка по "Инфраструктуре муниципального образования"