Сходы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Собрания (сходы) граждан – один из самых массовых и древних институтов непосредственной демократии. Их существенное отличие по сравнению с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие. В то же время, при признании необходимости повышения роли сходов в процессе осуществления местного самоуправления, в теории этот институт остается практически не разработанным. В сравнительно небольшом числе работ на эту тему отсутствуют сколько-нибудь широкие обобщения, позволяющие достаточно четко определить место и полномочия собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления, в том числе среди форм прямого волеизъявления граждан.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Собрания(сходы)граждан……………………………………………………..…4
2. Полномочия общего собрания (схода) граждан……………………………….10
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы….…………………………………………..14

Файлы: 1 файл

муниц. право.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

титульник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Собрания(сходы)граждан……………………………………………………..…4

2. Полномочия общего собрания (схода) граждан……………………………….10

Заключение………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы….…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Конституция  Российской Федерации, закрепив  право граждан на осуществление  местного самоуправления в двух  формах: непосредственно и через  органы местного самоуправления, заложила основы для развития большого количества демократических механизмов реализации указанного права. Бесспорно, что местное самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем публичной власти. Эту особенность отмечали многие исследователи: «К особенностям муниципальной политики, ее отличиям от федеральной и региональной относятся: учет интересов местного сообщества, личная включенность власти в местные проблемы и отношения, повышенная ответственность за принятие решений, короткий период от принятия решений до проявления последствий их реализации»

    Одной из  форм непосредственного участия  граждан в осуществлении местного  самоуправления являются собрания (сходы) граждан. Практика нормативного  регулирования отношений, связанных  с реализацией права граждан на местное самоуправление именно в этой форме далеко не однозначна. Федеральный законодатель весьма скупо осветил это явление, региональное же законодательство представляет собой достаточно широкий спектр моделей регулирования, который еще более увеличивается на местном уровне. Подобный разброс зачастую является причиной принятия незаконных решений органами местного самоуправления.

    Кроме того, велика и практическая актуальность  данной проблематики. Нельзя не  согласиться с мнением И.А. Светловой о том, что «одновременно с развитием избирательной активности населения, которая подогревается в период избирательных кампаний, собрания (сходы) граждан и народная правотворческая инициатива остаются не реализованными». Хотя, в небольших самоуправляющихся местных сообществах осуществление местного самоуправления посредством собраний (сходов) является наиболее эффективным.

   

Собрания (сходы) граждан  – один из самых массовых и древних  институтов непосредственной демократии. Их существенное отличие по сравнению с референдумом и выборами состоит в том, что здесь объединены в одно целое совместное обсуждение, поиск решения и его принятие.

    В то же  время, при признании необходимости  повышения роли сходов в процессе  осуществления местного самоуправления, в теории этот институт остается практически не разработанным. В сравнительно небольшом числе работ на эту тему отсутствуют сколько-нибудь широкие обобщения, позволяющие достаточно четко определить место и полномочия собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления, в том числе среди форм прямого волеизъявления граждан.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Собрания (сходы) граждан

 

Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании, они играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.  В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода. 
         В советский период в ведении сходов находился довольно узкий круг вопросов:

а) избрание органов общественной самодеятельности;

б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и возбуждение  вопроса об отзыве депутатов этих Советов;

в) избрание народных заседателей  районных (городских) народных судов  и решение вопроса об их отзыве;

          г)решение вопроса о самообложении сельского населения. 
            Если раньше такие собрания (сходы) созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами власти в городских и сельских населенных пунктах, то согласно упомянутому Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях с населением до пяти тысяч человек могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборном главой местного самоуправления в полной мере осуществлять все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган местного самоуправления не образовывался. 
         Согласно закону об общих принципах организации местного самоуправления, собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения.            Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. 
        В Законе указывается, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.     В этих случаях собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающим правом.

            В соответствии со ст. 39 Закона на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решений вопросов местного значения. 
       Таким образом, вопрос о детальном регулировании порядка созыва и проведения собраний (сходов) граждан сегодня находится в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Собрания проводятся по инициативе органов (уполномоченных выборных лиц) территориального общественного самоуправления, главы администрации города областного значения, главы муниципального образования или группы членов территориального сообщества. 
         Собрание правомочно, если в нем приняло участие более 2/3 членов сообщества. 
В ведении собраний (сходов) или конференций находятся следующие вопросы: 
          1. утверждение и изменение территориальных границ деятельности территориального сообщества в порядке, установленном действующим законодательством; 
            2. избрание органов (уполномоченных выборных лиц) территориального                     общественного самоуправления и заслушивание отчетов об их деятельности; 
           3. принятие устава территориального сообщества и внесение в него изменений и дополнений в случае, если собрания (сход) принимают решение о государственной регистрации территориального сообщества; 
            4. утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления;         

 5. принятие решения о досрочном прекращении полномочий органов территориального общественного самоуправления.         

 Решения собраний (сходов) или конференций членов территориального сообщества являются обязательными для избранных ими органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления. 
          На общих собраниях (сходах) граждан может обсуждаться выдвижение кандидатов в депутаты районного (городского), сельского (поселкового) представительного органа местного самоуправления и на должность главы местного самоуправления, рассматриваться вопрос об их отзыве. 
Общие собрания (сходы) граждан могут обращаться с вопросами и предложениями в государственные, муниципальные и общественные органы, предприятия, организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и о принятых мерах сообщить в соответствующую сельскую, поселковую администрацию. 
Общие собрания (сходы) граждан вправе принять меры общественного воздействия к лицам, допустившим нарушение общественного порядка, или ходатайствовать перед уполномоченными законом органами о привлечении нарушителей к административной 

 

Собрания (сходы), конференции жителей

 

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного  органа, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных  уставом территориального общественного  самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается  представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Как правило, такое собрание назначается представительным органом в течение определенного срока после поступления письменного заявления, подписанного группой граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования и обладающих избирательным правом. Дата проведения собрания граждан согласовывается с его инициаторами. Срок между поступлением заявления о проведении собрания и его проведением не должен превышать определенного срока (обычно - месяц).

Порядок назначения и  проведения собрания граждан в целях  осуществления территориального общественного  самоуправления определяется его уставом.

Собрание граждан может  принимать обращения к органам  и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием  граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и  проведения собрания граждан, а также  полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом "Об общих  принципах местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан  подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ст. 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том  числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может  созываться главой муниципального образования  самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода  граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан  выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан  председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан  считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе  граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенных уставом поселения.

Решения, принятые на сходе  граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

2.Полномочия  общего собрания (схода) граждан

 

Общее собрание (сход) граждан  по месту жительства осуществляет следующие  полномочия:

    • обсуждает вопросы городской жизни, имеющие существенное значение для населения данных территорий, проекты решений органов городского (местного) самоуправления, внесенные на их рассмотрение, выражает по ним свои мнения и дает предложения городскому Совету, администрации города и ее должностным лицам;
    • рассматривает сообщения, доклады и отчеты о работе депутатов городского Совета, руководящих работников городской администрации и ее территориальных подразделений;
    • принимает решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, охране общественного порядка, сохранении жилого фонда, охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся;
    • принимает решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, об утверждении положений (уставов) этих органов, одобрении программы их деятельности, использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении органов общественного самоуправления, заслушивает и утверждает отчеты этих органов;
    • решает вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды;
    • рассматривает иные вопросы жизнедеятельности соответствующих территорий.

Информация о работе Сходы граждан