Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:29, контрольная работа
В наше время основополагающим признаком местного самоуправления является предоставление всем субъектам территориальных сообществ широких возможностей по заявлению, отстаиванию и проведению в жизнь собственных интересов и саморегулирование, посредством принятых социальных норм. Именно поэтому в системе форм участия населения в решении вопросов местного значения важное место занимает правотворческая инициатива, которая уже получила определенную степень распространения на территории Российской Федерации, но, к сожалению, не повсеместно.
Обязанность государственных органов и должностных лиц, а также органов и должностных лиц муниципального образования содействовать населению в реализации прав на участие в осуществлении местного самоуправления (ч. 2 ст. 33 Федерального закона). Необходимо заметить, что ч. 2 ст. 33 носит декларативный характер. Представляется, что такое содействие должно быть выражено, прежде всего, в принятии муниципального нормативного правового акта, устанавливающего организационный механизм реализации правотворческой инициативы. При этом правовое регулирование института правотворческой инициативы с одной стороны, не должно создавать сложной процедуры и бюрократических препятствий гражданам, желающим участвовать в управлении местным сообществом, а с другой стороны, не допускать упрощенной процедуры, так как это будет способствовать стихийному наплыву проектов правовых актов, не отвечающих ни требованиям внесения этих актов на рассмотрение соответствующим органам, ни назначению в механизме правового регулирования, ни значимости для муниципального образования. Учитывая местные представительный орган при принятии муниципального правового акта о правотворческой инициативе граждан в конкретном муниципальном образовании должен найти оптимальное сочетание ограничений и требований, предъявляемых к механизму реализации правотворческой инициативы граждан, дабы это право было эффективно реализовано гражданами и действовало на пользу муниципального образования.
Принцип гласности предполагает: а) широкую информированность населения о нормативных актах, регулирующих процедуру реализации правотворческой инициативы; б) информирование инициаторов правотворческой инициативы о ходе рассмотрения внесенного ими проекта муниципального акта; в) предоставление представителям инициативной группы граждан возможности изложить свою позицию при рассмотрении указанного проекта (ч. 2 ст. 26 Федерального закона); г) рассмотрение проекта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы на рассмотрение представительного органа местного самоуправления, на открытом заседании (ч. 2 ст. 26 Федерального закона); доведение до сведения инициативной группы граждан мотивированного решения, принятого по результатам рассмотрения внесенного ею проекта муниципального правового акта.
Субъекты народной инициативы
Субъекты народной инициативы можно разделить на следующие группы: субъекты инициативы, субъекты исполнение инициативы, субъекты подготовки и проведения инициативы.
Первый вопрос, возникающий при рассмотрении проблемы реализации гражданской правотворческой инициативы, состоит в определении субъекта права на обращения. В нашей стране сложилась различная практика определения легитимного количества граждан, имеющих право поддержать ту или иную гражданскую инициативу. Существуют два подхода: установление абсолютного числа граждан, которые должны выступить в поддержку инициативы, или относительного -- процентного -- состава от числа зарегистрированных избирателей.
Возникает вопрос: какой из способов определения числа граждан -- участников гражданской законодательной инициативы -- является наиболее оптимальным? Очевидно, что установление абсолютного числа граждан значительно упрощает дело, поскольку освобождает инициативную группу и представительный орган власти (или избирательную комиссию) от необходимости вычисления процентного отношения и ведения споров, от какого числа избирателей необходимо вычислять конкретный процент. Применение процентного отношения в какой-то мере объективизирует ситуацию. Необходимо только унифицировать это число для всех гражданских инициатив соответствующего уровня и выразить его в абсолютном числе для упрощения подсчетов и исключения споров.
Что же касается практики реализации гражданской законодательной инициативы, то соответствующие акты устанавливают число граждан, которые могут высказаться в поддержку инициативы: для внесения в повестку дня сессии городского Совета Новосибирска вопроса, отнесенного к правотворческой инициативе, инициативной группе необходимо собрать не менее 1 % подписей избирателей, зарегистрированных на момент проведения последних муниципальных выборов или последнего городского референдума.
Уставом города Тюмени закреплено, что обращения и требования гражданской инициативы принимаются к рассмотрению, если они подписаны не менее чем одной тысячей жителей города, достигших восемнадцати летнего возраста, либо направлены не менее чем тремя органами территориального общественного самоуправления.
Обращения граждан с правотворческой инициативой в Нижнем Новгороде могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Таким образом, круг субъектов гражданской инициативы шире, чем круг субъектов народной правотворческой инициативы.
Следует отметить, что в состав субъектов гражданской законодательной инициативы может входить любое лицо независимо от гражданства, возраста и других социальных различий, если иное не установлено российским законодательством.
Механизм реализации гражданской правотворческой инициативы
Механизм реализации гражданской правотворческой инициативы можно условно подразделить на несколько стадий и составляющих их этапов:
1. Стадия инициирования и регистрации инициативы. Она состоит из нескольких этапов: организационный порядок формирования инициативной группы; рассмотрения гражданской правотворческой инициативы избирательной комиссией или комиссией представительного органа местного самоуправления; регистрации гражданской инициативы; установление сроков сбора подписей; утверждение бланка подписного листа.
2. Подготовка к официальному внесению инициативы. Эта стадия состоит из следующих этапов: сбора подписей, предварительная подготовка вопроса к рассмотрению в представительном органе местного самоуправления; информирование о сборе подписей под петицией; финансирование.
3. Официальное внесение петиции. Эта стадия включает два этапа: организационный -- представление пакета документов инициативной группой; проверка подписных листов; подготовка документов для официальной регистрации, и официальный (регистрация внесения петиции).
4. Процедура реализации предложений. Состоит из следующих этапов: разработка проекта нормативно-правового акта (если это необходимо); рассмотрение проекта (выступления в прениях) и голосование по проекту; контроль за исполнением.
Заключение
Для человека, учащегося на юридическом факультете, прежде всего как для жителя региона своей страны, города, очень важно в практическом и теоретическом смысле осознавать необходимость и важность процессов, помогающих воплощать в жизнь новые формы непосредственной муниципальной демократии. Все это вызывает необходимость развития механизмов, способствующих самоорганизации населения муниципальных образований, что и является целью политики, направленной на достижение совершенства местного самоуправления.
Развитие и реализация вопроса о правотворческой инициативе граждан ведется сравнительно недавно, но в этой области уже достигнуты определенные успехи. Достаточно сказать, что основы регулирования права граждан на участие в реализации правотворческой инициативы были заложены еще в Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 год). Именно с того момента произведена титаническая работа в этой области, благодаря которой мы можем наблюдать в Основном Законе Российской Федерации и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» нормы, регулирующие данный аспект местного самоуправления. Однако, это не говорит о том, что данная область форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является исследованной и усовершенствованной полностью.
Материал в данной работе не является исчерпывающим. Мною были использованы разные источники, в которых любой желающий может найти ответ на практически любой вопрос, касающийся правотворческой инициативы граждан.
Список используемой литературы
1.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. Федеральных законов 25.12.2012 N 271-ФЗ).
2.О гражданской законодательной инициативе в городе Москве: Закон г. Москвы от 11 декабря 2002 г. N 64.// Вестник Московской областной Думы, август 1996, №
3.О порядке осуществления народной правотворческой инициативы: закон Ярославской области от 07.02.2002 № 8-з.
4.О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 248-З.
5.Дмитриев Ю. А., Комарова В. В., Пылин В. В. , Муниципальное право России . - "Феникс" - 2009, - 686 с;
6.Кутафин О. Е., Фадеев В. И., Муниципальное право Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 672 с;
7.Постовой Н.В., Муниципальное право России. - М.: Юриспруденция, 2009;
8.Шугрина Е. С. , Муниципальное право . - "Проспект" - 2011, - 656 с.
9. http://upravleniemunicip.ru
Размещено на Allbest.ru