Понятие, система и правовое регулирование государственных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

В теории финансового права государственные расходы определяют как затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на развитие производства, социально-экономические и культурные потребности, оборону и государственное управление. Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.
Следовательно государственные расходы - это затраты государства на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности.

Оглавление

1. Понятие, система и правовое регулирование государственных расходов …………………………………………………………………………...3
2. Юридическая ответственность за нарушение бюджетного законодательства 9
Задача 16
Список использованных источников 18
Приложение 20

Файлы: 1 файл

Финансовое КР.docx

— 44.41 Кб (Скачать)

В-четвертых, ответственность за нарушение  бюджетного законодательства применяется  только при наличии оснований. В  качестве фактического основания ответственности  выступает совершение лицом правонарушения. Такими основаниями может быть:

а) бюджетное правонарушение;

б) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного  правонарушения;

в) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления.

Юридическим основанием для привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства выступает  наличие в деянии всех признаков  состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для  признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер  юридической ответственности.

Еще одним основанием ответственности  за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный акт  уполномоченного государственного органа или должностного лица, который  и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

В-пятых, ответственность за нарушения  бюджетного законодательства осуществляется специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

Итак, ответственность за нарушение  бюджетного законодательства можно  определить как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного  характера, выражающиеся в применении к нему санкций.

Под нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 БК РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения.8

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости  от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены  меры финансовой, административной или  уголовной ответственности.

Финансовая ответственность наступает  за совершение бюджетных правонарушений. В отличие от административной и  уголовной ответственности, которая  установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ.

Фактическим основанием для финансовой ответственности  является бюджетное правонарушение - виновное нарушение бюджетного законодательства, бюджетного процесса, за которое Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность.

Понятия "бюджетное правонарушение" и "нарушение бюджетного законодательства" соотносятся как общее и частное. Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным  правонарушением. Между этими двумя  правовыми понятиями нельзя ставить  знака равенства.

Признаками  бюджетного правонарушения являются:

а) деяние;

б) противоправность, проявляющаяся в  двух аспектах.

Во-первых, бюджетная противоправность состоит  в том, что деяние нарушает установленный Бюджетным кодексом РФ порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Во-вторых, противоправность бюджетных правонарушений состоит в их запрещенности Бюджетным  кодексом РФ. В Бюджетном кодексе  РФ перечислены те деяния, которые  являются нарушениями бюджетного законодательства. Особенность же административной и  уголовной противоправности составляет то, что нарушения бюджетного законодательства должны быть запрещены соответственно Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ. Указание в Бюджетном кодексе РФ на то, что конкретное деяние является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой меры административной или уголовной ответственности, не означает, что этим деяниям присуща административная или уголовная противоправность. Так, в ст. 289 (Нецелевое использование бюджетных средств), 293 (Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средст), 296-303 БК РФ предусмотрена возможность применения мер уголовной ответственности, если перечисленные в этих статьях нарушения содержат признаки состава преступления. Между тем в Уголовном кодексе РФ специальный запрет установлен только в отношении нецелевого использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;

в) виновность. Бюджетный кодекс РФ не называет вину в качестве обязательного признака нарушений бюджетного законодательства. Вместе с тем в публичном праве, в отличие от гражданско-правовых отношений, безвиновная ответственность недопустима. Конституционный Суд Российской Федерации сформировал правовую позицию, в соответствии с которой санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам;9

г) совершение дееспособным лицом. Специфика  бюджетных правонарушений такова, что  субъектами правонарушения могут быть только участниками бюджетного процесса, обладающими финансово-правовой правосубъектностью с момента своего создания;

д) наказуемость. Бюджетные правонарушения запрещены под угрозой применения санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

бюджетная система Российской Федерации;

перераспределение бюджетных средств между бюджетами  разного уровня;

бюджетный процесс в Российской Федерации.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъекты  нарушений бюджетного законодательства - это непосредственные участники  бюджетных правоотношений, к которым  принято относить территориальные  субъекты бюджетного права, органы государственной  власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение бюджетов, и лица, их возглавляющие.

Субъективная  сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение  субъекта к противоправным действиям  или бездействию и их последствиям. Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное  право не считает субъективное состояние  правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е. состав бюджетного правонарушения обладает своеобразной трехэлементной структурой: объект, объективная  сторона, субъект. Несмотря на то, что бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, как и, например, их несвоевременный возврат, могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

 

Задача

При проведении проверки финансово-хозяйственной  деятельности государственного унитарного предприятия «Нижнетагильский автозавод» органом федерального казначейства Российской Федерации было выявлено не целевое использование предприятием средств федерального бюджета, предоставленных  на приобретение новой технологической  линии, но израсходованных на приобретение квартир работникам завода. К предприятию  были применены финансово-правовые санкции, взыскан штраф в размере  тройной действующей учетной  ставки ЦБ РФ.

Дайте юридическую оценку законности действий органов Федерального казначейства Российской Федерации.

 

Статья 289 БК РФ гласит, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Так же в статье 281 БК РФ указано, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

В статье 289 Бюджетного кодекса закреплены две меры принуждения:

- нецелевое использование средств  федерального бюджета влечет  изъятие бюджетных средств, используемых  не по целевому назначению;

- на руководителя организации  - получателя бюджетных средств  может быть наложен административный  штраф в порядке, установленном  законодательством об административных  правонарушениях.

КоАП РФ в диспозиции ст. 15.14 также дает определение нецелевого использования бюджетных средств - это использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.10

В статье 282 БУ РФ более конкретно указаны  меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, а именно:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры в соответствии с настоящим  Кодексом и федеральными законами.

Исходя из выше указанного наложение  штрафных санкций соответствует настоящему бюджетному законодательству.

 

Список использованных источников

  1. Конституция российской Федерации от 12 декабря 1993г – М.: Эксмо, 2012. – 80 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (БК РФ) (с изменениями и дополнениями от 30.07.2012)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями от 10.08.2012)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями от 30.08.2012)
  5. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями от 30.07.2012)
  6. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 29 марта 2012 г. N 86 "Об утверждении Правил предоставления в 2012 году и на плановый период 2013 и 2014 годов из федерального бюджета субсидии Автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга"
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"
  8. Приказ МВД РФ от 22 августа 2003 г. N 667 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России" (с изменениями и дополнениями от 01.07.2011)
  9. Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах"
  10. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.

 

Литература

 

  1. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. и др. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Е.Ю. Грачевой). - "Проспект", 2009 г.
  2. Бюджетное право. Учебник (под ред. Н.А. Саттаровой). - "Деловой двор", 2009 г.
  3. Бюджетное право. Учебник (под ред. Н.А. Саттаровой). - "Деловой двор", 2009 г.
  4. Вопросы правового регулирования деятельности органов государственного финансового контроля за расходами федерального бюджета на здравоохранение (И.Ш. Ахмедова, "Право и экономика", N 5, май 2011 г.)
  5. Грачева Е.Ю. Финансовое право: схемы с комментариями. - "Проспект", 2009 г.
  6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.
  7. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. М., 2004.
  8. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2003. С. 6; Кучеров И.И., О.Ю. Судаков, Орешкин И.А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2001.

 

Государственные расходы

Расходы на развитие производственной сферы

 

Расходы на развитие и содержание не производственной сферы

       

Промышленность

   

Сельское хозяйство 

 

Социально-культурные мероприятия

Аппарат управления

Оборона страны

капиталовложение

 
           
   

Образование

Здравоохранение

Наука и культура

Охрана природы




Приложение

1 Грачева Е.Ю. Финансовое право: схемы с комментариями. - "Проспект", 2009 г.

2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (с изменениями и дополнениями от 30.07.2012)

Информация о работе Понятие, система и правовое регулирование государственных расходов