Понятие, принципы и виды государственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:53, реферат

Краткое описание

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят корнями в глубины времени более чем на тысячу лет. Наша страна переходила от этапа к этапу постепенно, от дружинной «администрации» к дворянской, далее к государевой службе, главным достижением которой, в свое время была «Табель о рангах». Часто дата ее принятия (24 января 1722 г.) отождествляется с началом государственной службы в России. «Табель» установила три иерархические, как бы параллельные лестницы чинов для гражданской, военной и придворной служб, по 14 ступеней в каждой.

Файлы: 1 файл

гос служба.docx

— 49.80 Кб (Скачать)

Однако состав государственных  служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно и трудятся они в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным  критериям (см. Рис 3.1.).

1. По масштабу деятельности  органов государственной власти, где они служат, государственные  служащие могут быть разделены  на федеральных служащих и  служащих субъектов Федерации.

Характер деятельности федеральных государственных служащих вытекает из полномочий соответствующих  федеральных государственных органов: Администрации Президента, Аппарата Правительства, аппаратов палат  Федерального Собрания РФ и т.д.

Рис. 3.1. Классификация  государственных служащих5

 

В субъектах Федерации  сосредоточена основная часть государственных  служащих, что во многом обусловлено  продолжающейся децентрализацией государственного управления. На государственной службе субъектов Федерации состоят  государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения  органов государственной власти этих субъектов.

2. Если взять за основу  такой критерий, как особенности  службы в федеральных государственных  органах, то выделяются гражданские  и милитаризованные служащие (военнослужащие, сотрудники органов внутренних  дел, налоговой полиции и др.). Например, военная служба как  особый вид государственной службы  предусматривает исполнение военнослужащими  специфических обязанностей, в том  числе при необходимости участие  в боевых действиях, несение  боевого дежурства (боевой службы), защиту жизни, здоровья, чести  и достоинства личности, оказание  помощи правоохранительным органам  в обеспечении законности и  правопорядка.

3. В соответствии с  принципом разделения властей  различаются государственные служащие  органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной  власти выполняют законодательную  и контрольную функции в отношении  органов исполнительной власти в  пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать  высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности  категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники  и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются  специалисты-практики и ученые в  области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное  функционирование государства и  его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует прежде всего  способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти  качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным  служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием  пригодности для занятия той  или иной должности категорий  «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция  – возможность контроля за законностью  актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции). Обеспечение  исполнения полномочий судей возложено  прежде всего на аппараты соответствующих  судов, в которых учреждены должности  категорий «Б» и «В». Кроме  того, имеются специальные государственные  органы, на которые возложен ряд  функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным  законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

4. По объему должностных  полномочий государственные служащие  подразделяются на должностных  лиц и служащих, не являющихся  должностными лицами. Применявшееся  ранее разделение служащих внутри  категории: руководителей, специалистов  и технических исполнителей –  с чем были связаны государственно-властные  полномочия и их объем –  утратило свое значение. Теперь  характер государственно-служебных  отношений и объем государственно-властных  полномочий государственных служащих  вытекает из установленного деления  занимаемых ими государственных  должностей категорий «А», «Б»  и «В».  

5. В зависимости от  срока службы можно выделить  государственных служащих, назначаемых  на государственную должность  на неопределенный срок (например, на должность категории «В»), на  определенное время (например, на  должность категории «Б»), с установленным  испытательным сроком (при поступлении  на государственную службу).

6. В зависимости от  требований, предъявляемых к уровню  образования и профессиональной  подготовке, государственные служащие  подразделяются на пять групп  соответственно делению государственных  должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие  и младшие).

7. Критерием для подразделения  государственных служащих являются  и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью  является то, что они присваиваются  персонально каждому государственному  служащему, замещающему должность  категории «Б» или «В», с  учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного  экзамена или аттестации. Лица, которым  присвоены соответствующие квалификационные  разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные разряды  подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые подразделяются государственные должности государственной  службы. В этом выражается неразрывность  сущности квалификационного разряда  с той или иной должностью категории  «Б» или «В», зависимость разряда 6т замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают  на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым  к государственным должностям государственной  службы соответствующих групп. При  продвижении на более высокую  должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным  требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного  разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

 

 

  1. Государственные должности.

 

В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации» дано понятие  государственной должности в  современном ее значении в отличие  от всякой другой – негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Федерации, а также в иных государственных  органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным  кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий данного  государственного органа, денежным содержанием  и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу «иных» государственных  органов, образуемых в соответствии с Конституцией, относятся: Центральный  банк России, Совет Безопасности, Администрация  Президента и его полномочные  представители, дипломатические представители  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных организациях, Счетная палата, Прокуратура, Аппарат  Правительства, должности Уполномоченного  по правам человека, Председателя, заместителя  Председателя, секретаря и члена  Центральной избирательной комиссии РФ, занимающего должность на постоянной основе, а также территориальные  органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления  своих полномочий.

 

 

 

1 А.В. Оболонский Государственная служба, М.1999г.

2 ФЗ от 31.07.95 «Об основах государственной службы РФ» //СЗРФ, 95, №31

3 Овсянко Д.М. «Административное право» Учебное пособие для юридических институтов и факультетов – М., Юристъ, 1997г

4 Тихомиров Ю.А. «Курс административного права и процесса» – М., 1998г


Информация о работе Понятие, принципы и виды государственной службы