Осуществление предпринимательской деятельности юридическими лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Нынешнюю ситуацию в стране характеризуют:
-преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3стр.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности……………….4стр.
1.1.1. Юридические лица………………………………………………………...5стр.
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……..8стр.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИСРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании …………….11стр.
2.2.Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации………………………………………………………………………………12стр.
2.3.Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией...16стр.
3. АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...23стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….26стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….27стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 52.58 Кб (Скачать)

     Формирование гражданской правоспособности юридического лица происходит не одномоментно (этот момент - включение юридического лица в государственный реестр), а постепенно и представляет собой определенный процесс, складывающийся из отдельных стадий.

     Аналогичный процесс имеет место и в случае исключения юридического лица из государственного реестра.

    Ликвидация юридического лица - достаточно длительная процедура прекращения юридического лица, завершающим этапом которой является внесение записи в государственный реестр. Начинается процесс ликвидации с принятия решения о ликвидации юридического лица.

    П. 1 ст. 21 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

     Как в случаях государственной регистрации юридического лица, создаваемого вновь либо образованного путем реорганизации, так и при внесении изменений в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган подается заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается соблюдение порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с кредиторами и согласование ликвидации с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами (например, такое согласование требуется в случае ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50000 минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%).

    Заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), что является законодательным подтверждением полномочий руководителя ликвидационной комиссии совершать юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица. Так как п. 3 ст. 62 ГК РФ установлен переход к ликвидационной комиссии полномочий по управлению делами юридического лица, в судебной практике возникал вопрос о том, кто вправе выступать от имени ликвидируемого юридического лица (в частности, подписывать исковые заявления в суд, совершать другие юридические действия).

    Особенностью государственной регистрации при ликвидации юридического лица в случае банкротства является перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган. К документам вышеуказанного перечня относятся определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства и документ об уплате государственной пошлины.

    Закон о несостоятельности (банкротстве) прямо указывает, что определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридического лица - должника. Такое определение арбитражный суд выносит после рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

    Конкурсный управляющий является заявителем при подаче документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. На него возлагается обязанность в течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

    Нормы ст. 22 Закона направлены на регулирование отношений, возникающих по поводу государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

    Установлен критерий, по которому определяется регистрирующий орган. Таким критерием является место нахождения ликвидируемого юридического лица. Подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган влечет отказ в государственной регистрации.

    Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

    Прежде всего, отметим, что Федеральный закон N 76-ФЗ [20] расширил сферу действия Закона о государственной регистрации, включив в нее отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а потому изложил название Закона о государственной регистрации в новой редакции: Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

     Хотя к деятельности индивидуальных предпринимателей на основании п. 3 ст. 23 ГК РФ применяются нормы Кодекса, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (т.е. в гражданско-правовых отношениях можно говорить о единстве норм, регламентирующих правовой статус коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей), в публично-правовых отношениях, к которым относятся отношения по государственной регистрации хозяйствующих субъектов, такой закономерности нет: здесь различия проявляются наиболее отчетливо. Поэтому, если ранее Законом о государственной регистрации предусматривалось ведение одного государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, с 1 января 2004 г. государственных реестров два: Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей содержит следующие сведения:

- фамилия, имя и отчество; пол; дата и место рождения  индивидуального предпринимателя;

- гражданство;

- место жительства в  Российской Федерации;

- данные паспорта гражданина  РФ (в случае если индивидуальный  предприниматель является гражданином  Российской Федерации) либо вид  и данные документа, удостоверяющего  личность иностранного гражданина  или лица без гражданства (в  случае если индивидуальный предприниматель  является соответственно иностранным  гражданином или лицом без  гражданства);

- вид, данные и срок  действия документа, подтверждающего  право индивидуального предпринимателя  временно или постоянно проживать  в РФ (в случае если индивидуальный  предприниматель является иностранным  гражданином или лицом без  гражданства);

- дата государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя  и данные документа, подтверждающего  факт внесения в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей  записи об указанной государственной  регистрации;

- дата и способ прекращения  физическим лицом деятельности  в качестве индивидуального предпринимателя;

- сведения о лицензиях,  полученных индивидуальным предпринимателем.

    Как видно из приведенного перечня, в реестр включено достаточно сведений о предпринимателе, которые могут быть использованы в противоправных целях: государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в нем сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Любое лицо, внеся установленную плату и направив запрос, в течение 5 дней может получить сведения в виде выписки из реестра, копий документов, содержащихся в реестре, а также справки о соответствии/несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям, содержащимся в реестре. Поэтому с целью исключения возможных нарушений прав граждан абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Однако эта норма не применяется при предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. Такое исключение сделано с целью недопущения ущемления прав кредитора со стороны недобросовестного должника-предпринимателя, который мог скрывать свое место жительства, что делало бы невозможным предъявление кредитором иска в суд (в соответствии со ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика).

     Вместе с тем Законом о государственной регистрации установлено два правила, обеспечивающих в данном случае интересы и индивидуального предпринимателя. Во-первых, содержащиеся в государственном реестре сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Во-вторых, регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

    Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Для этого в регистрирующий орган, которым на основании Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 является Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы (инспекции), представляются следующие документы:

- подписанное заявителем  заявление о государственной  регистрации по форме, утвержденной  Правительством РФ;

- копия паспорта гражданина  РФ (в случае если индивидуальный  предприниматель является гражданином  Российской Федерации) либо копия  документа, удостоверяющего личность  иностранного гражданина или  лица без гражданства (в случае  если индивидуальный предприниматель  является соответственно иностранным  гражданином или лицом без  гражданства);

- копия свидетельства  о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального  предпринимателя, или копия иного  документа, подтверждающего дату  и место рождения указанного  лица (в случае если представленная  копия документа, удостоверяющего  личность физического лица, не  содержит сведений о дате и  месте его рождения);

- копия документа, подтверждающего  право физического лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя,  временно или постоянно проживать  в Российской Федерации (в случае если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- подлинник или копия  документа, подтверждающего адрес  места жительства физического  лица, регистрируемого в качестве  индивидуального предпринимателя,  в Российской Федерации (в случае  если представленная копия документа,  удостоверяющего личность, или документа,  подтверждающего право лица, регистрируемого  в качестве индивидуального предпринимателя,  временно или постоянно проживать  в Российской Федерации, не  содержит сведений о таком  адресе);

- нотариально удостоверенное  согласие родителей, усыновителей  или попечителя на осуществление  предпринимательской деятельности  физическим лицом, регистрируемым  в качестве индивидуального предпринимателя,  либо копия свидетельства о  заключении таким лицом брака,  либо копия решения органа  опеки и попечительства или  копия решения суда об объявлении  его полностью дееспособным (в  случае если лицо, регистрируемое  в качестве индивидуального предпринимателя,  является несовершеннолетним);

- документ об уплате  государственной пошлины. 

     Перечисленные документы представляются заявителем непосредственно или направляются почтой с объявленной ценностью и описью вложения. При этом следует иметь в виду, что в последнем случае все копии документов необходимо заверить в нотариальном порядке; этого не требуется, если заявитель представляет копии документов непосредственно в регистрирующий орган с приложением подлинника соответствующего документа. Однако в любом случае подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена.

    Заявителю выдается (высылается) расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (получения документов регистрирующим органом - в случае, если они направлены по почте). В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации нарушение регистрирующим органом этого срока дает право лицу, чьи права нарушены, в судебном порядке требовать возмещения ущерба. Однако практическая реализация этого права затруднена двумя обстоятельствами: необходимостью доказать, во-первых, вину регистрирующего органа и, во-вторых, размер ущерба (причем подлежит возмещению только реальный ущерб, без упущенной выгоды). Сказанное справедливо и применительно к отказу в государственной регистрации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Административно - правовое регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности  

 

     Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.

Информация о работе Осуществление предпринимательской деятельности юридическими лицами