Осуществление предпринимательской деятельности юридическими лицами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

В соответствии со ст.34 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Нынешнюю ситуацию в стране характеризуют:
-преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3стр.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности……………….4стр.
1.1.1. Юридические лица………………………………………………………...5стр.
1.2 Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности……..8стр.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИСРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании …………….11стр.
2.2.Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации………………………………………………………………………………12стр.
2.3.Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией...16стр.
3. АДМИНИСТРАТИВНО – ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………...23стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….26стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….27стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 52.58 Кб (Скачать)

     Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

    К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора:

- вида, сферы деятельности;

- территории осуществления  деятельности;

- организационно-правовой  формы деятельности.

- и иных государственных  нужд и др.

    Конституционное право отличается от иных отраслей тем, что оно в принципе не призвано регулировать общественные отношения. Конституция определяет фундамент права в стране, закрепляет принципы, основные положения, на которых основываются другие отрасли права. Закрепленные в Конституции постулаты должны развиваться, находить регулирование, конкретизироваться в соответствующих отраслях права. В частности, статьи 8, 9, 34, 35, 46, 53 Конституции касаются предмета регулирования гражданского права и находят соответствующее детальное регулирование в данной отрасли права.

    К числу предпосылок конституционного права "на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности", видимо, могут быть отнесены:

а) конституционная правоспособность лица - потенциального субъекта предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового);

б) наличие в экономической  сфере широкого круга дозволенных  видов предпринимательской деятельности

    Таким образом, конституционное закрепление права на предпринимательство (также же как, скажем, и права частной собственности) не должно мешать его рассмотрению как гражданского субъективного, принадлежащего конкретному субъекту гражданского права при определенных условиях (предпосылках). При этом методологически неверно

    Следует учитывать существующие в законодательстве запреты на регистрацию, адресованные отдельным группам лиц. Так, ст.166 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" запрещает регистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя в течение года после его банкротства.

    Наличие запрета не влияет на возможность физического лица образовать лицо юридическое и через него осуществлять предпринимательскую деятельность. Надо полагать, что конституционное право личности указанным запретом не затрагивается; ограничение касается субъективного гражданского права на конкретную предпринимательскую деятельность (ее форму)

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕГИСРАЦИИ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1. Государственная регистрация юридических лиц при их создании

     Правительством РФ установлены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.

     Во-первых, заявления, уведомления и другие документы представляются на бумажном носителе. При возможности документы дополнительно представляются в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются МНС.

    Во-вторых, все представляемые заявления, уведомления и сообщения заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо представляют собой машинописный текст.

     В-третьих, указанные заявления, уведомления или сообщения заполняются в одном экземпляре. Представление в регистрирующий орган осуществляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

    В заявлении должны быть указаны организационно - правовая форма юридического лица, его полное, сокращенное и фирменное наименования, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, его имя, фамилия, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, данные о заявителе.

    Кроме того, заявитель должен подтвердить соблюдение законодательства, достоверность представляемых сведений, согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.

    Принципиальное требование к форме заявления проявляется в нотариальном удостоверении подписи заявителя.

    Место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

2.2.Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации

    При реорганизации юридического лица (кроме реорганизации в форме присоединения) происходит возникновение одного или нескольких юридических лиц, спецификой правосубъектности которых является то, что созданные в результате реорганизации такие юридические лица в порядке правопреемства являются носителями прав и обязанностей, возникших ранее, чем сами обладатели таких прав и обязанностей. Ввиду этого в государственном реестре должны быть отражены не только сведения, связанные с созданием нового юридического лица, но и сведения, отражающие то, каким путем было создано данное юридическое лицо, в каком объеме и чьи права и обязанности приобрело созданное юридическое лицо в момент своего образования.

    Исходя из этого в Законе о государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена отдельная глава V, определяющая: перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 14); особенности порядка регистрации (ст. 15); момент и процедуру завершения регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица

    Возникновение новых юридических лиц происходит только при реорганизации в формах: слияния, разделения, выделения и преобразования.

    Так, применительно ко всем юридическим лицам при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена п. 2 ст. 59 ГК РФ. Аналогичные требования определены в соответствующих положениях федеральных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Указанные нормы содержат схожие положения о том, что передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ранее существовавших участвовавших в реорганизации юридических лиц.

    Кроме того, в федеральных законах об отдельных видах юридических лиц имеются указания и на иные документы, представление которых обязательно при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Так, п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах содержат практически идентичные нормы, устанавливающие, что государственная регистрация таких хозяйственных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов, причем уведомление о реорганизации общества должно быть осуществлено в порядке, установленном указанными соответствующими нормами названных законов.

    Данным порядком предусмотрено, что не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации, а при слиянии или присоединении - с момента принятия решения последним из присоединяющихся или сливающихся обществ необходимо письменно уведомить всех известных кредиторов и опубликовать в специальном печатном органе, где публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении о реорганизации.

    Необходимо подчеркнуть, что данным порядком обеспечивается соблюдение гарантий прав кредиторов при реорганизации акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в соответствии со ст. 60 ГК РФ, а требование о представлении доказательств уведомления кредиторов в связи с реорганизацией для государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации обществ является публично - правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, обязанности, установленной п. 1 ст. 60 ГК РФ.

    Безусловно, самыми важными для создаваемого юридического лица документами - и юридические лица, создаваемые путем реорганизации, здесь не исключение, - являются учредительные документы данного юридического лица, поскольку именно на основании учредительных документов юридическое лицо действует после его создания и регистрации (ст. 52 ГК РФ). Исключение составляют лишь случаи, когда законом предусмотрено, что юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Данная норма является общей для всех видов государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с комментируемым Законом. В отношении юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлено специальное правило, которое по-иному определяет место их регистрации. Государственная регистрация таких юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.      

    Поэтому принцип принадлежности места регистрации к месту нахождения органов регистрируемого юридического лица, императивно установленный п. 2 ст. 8 Закона, в данном случае самим же этим Законом не применяется в силу установленного исключения.

    Регистрацию создаваемых путем реорганизации юридических лиц должен осуществлять тот орган, на территории ведения которого расположено место нахождения реорганизуемого юридического лица.

    Порядком установлено общее правило, что внесение записи в государственный реестр, посредством которого осуществляется регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, производится регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

    При преобразовании, разделении и выделении на основании принятого решения о регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, регистрирующий орган одновременно вносит в реестр записи о вновь возникших юридических лицах и прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица (в случаях преобразования и разделения) либо об изменениях, вносимых в учредительные документы (в случае выделения).

     Затем регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие записи, сообщает о регистрации в регистрирующие органы по месту нахождения вновь возникших путем реорганизации юридических лиц и направляет регистрационные дела.

     При получении регистрационного дела регистрирующий орган по месту нахождения вновь возникшего юридического лица уведомляет об этом регистрирующий орган, внесший запись в реестр о создании юридического лица и направивший регистрационное дело.

    Более сложный порядок взаимодействия регистрирующих органов предусмотрен в случае государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате слияния других лиц.

    При получении от заявителя документов о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, регистрирующий орган незамедлительно сообщает об этом в вышестоящий регистрирующий орган, который определяет регистрирующий орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния.

    Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

    Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

    Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

    Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

    Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

 

 

2.3.Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией

     Государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией посвящена гл. 7 (ст. 20 - 22) Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

     Если государственная регистрация юридического лица при его создании (ст. 12 - 13) порождает гражданско - правовой статус и гражданско - правовую способность юридического лица участвовать в гражданском обороте, то государственная регистрация юридического лица при его ликвидации является юридическим фактом, прекращающим гражданскую правоспособность юридического лица.

Информация о работе Осуществление предпринимательской деятельности юридическими лицами