Особенности сельских муниципальных образований и стратегия их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………….....3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселенияй……………...….5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований…...………………………………………………..5
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………..........................8
Глава 2. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.....................................................................………………………...14
2.1 Управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием в Подольске….……….....................................14
Общее Заключение……………………………………………………................19
Список литературы………………………………………………………............21

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 44.27 Кб (Скачать)

Структура концепции обусловлена  системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, включает несколько разделов:

1.Стартовые условия и  оценка исходной социально-экономической  ситуации

2.Стратегические цели  и приоритеты социально-экономического  развития

3.Основные направления  реализации стратегических цепей

4.Подпрограммы

5.Механизмы реализации

Для этих разделов характерно следующее содержание:

1. При анализе стартовых условии и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.

Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

2. При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:  

а) сохранение существующего  направления развития (инерционная  стратегия);

б) полная смена приоритетов  и структурная перестройка экономики  муниципального образования (инновационная  стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих  этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные  сценарии развития государства в  целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего  рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).

Стратегический выбор  — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического  плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

3. Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:

а) развитие и структурная  перестройка промышленного потенциала территории;

б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;

в) социальная политика;

г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и  всех отраслей городского хозяйства;

д) экологическая политика;

е) развитие человеческого  потенциала территории;

ж) совершенствование организации  и деятельности муниципальной власти.

4. Подпрограммы.

В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.

На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.

5. Механизм реализации концепция социально-экономического развития

В этом разделе должны быть рассмотрены:

-формы государственной  и муниципальной поддержки выполнения  намеченной стратегии;

-источники и финансовые  механизмы реализации намеченной  стратегии (оценить сводный баланс  финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования  предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих  бюджетов, средств населения, займы,  кредиты и т.д.);

-механизмы совершенствования  системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию  управленческих решений, развитие  информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров  и т.д.)

Вывод: Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стратегия социально-экономического развития

2.1 Управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием

 

 

Социально-экономическое  развитие всех сельских муниципальных  образований невозможно по одной  универсальной модели, ввиду того, что каждое сельское муниципальное  образование обладает своими уникальными  особенностями. В то же время, их можно  сгруппировать по ряду признаков.

Развитие сельских территорий не возможно без индивидуального  подхода к каждому сельскому  поселению.

Механизм социально-экономического развития сельских поселений строится на системе взаимоотношений между  органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственными  единицами.

В процессе управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований целесообразно сформировать рациональный механизм эффективной  системы управления развитием социальной сферы сельских муниципальных образований. Важнейшими элементами выступают функции, в частности, функция регулирования, которая является одной из важнейших  функций управления сельскими муниципальными образованиями.

Регулирование осуществляется как извне - из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы - на уровне местного самоуправления. Выделение  важнейших системных характеристик  процесса управления социальной сферой сельского населения позволяет  разработать механизм эффективного управления социально-экономическим  развитием регионов и входящих в  них муниципальных образований [17].

Формирование системы  управления

Для реализации предложенного  механизма социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующего федеральному, региональному  и муниципальным уровням управления, необходимо соблюдение двух ограничений, таких как[21]:

1) разработка и реализация  долгосрочных планов территориального  развития (генеральных планов развития  сельских территорий) на срок  от 7 до 20 лет;

2) построение тесных экономических  связей между органами местного  управления и коммерческими организациями,  работающими на территории муниципальных  образований.

Ресурсное обеспечение социально-экономического развития целесообразно осуществлять на региональном уровне с целью выравнивания условий жизни в сельской местности  и снижения миграции населения в  город. Причем, информация о необходимости  корректировки направлений развития должна исходить от местной администрации, а государственная поддержка - осуществляться на региональном и федеральном уровне.

Развитие местного самоуправления как важнейшая составляющая процесса трансформации всего российского  общества рассматривается в нормативно-правовых документах и в научной литературе, прежде всего, с политической точки  зрения. А именно, с точки зрения демократизации, становления федерализма  и в целом государственного строительства. Социальный и экономический аспекты  местного самоуправления затрагиваются, в основном, в связи с вопросами  муниципальной собственности, определением объектов воздействия, формированием  бюджетов различных уровней, неупорядоченностью бюджетно-налогового процесса.

Определенная однотипность острых вопросов в этих сферах дает основание считать, что многие из них имеют схожие причины. Эти  причины кроются в экономической  природе институтов местного самоуправления, являющихся особым типом организаций, удовлетворяющих широкий спектр человеческих потребностей по месту  проживания граждан.

Формирующееся в настоящее  время в Российской Федерации  местное самоуправление, трактуемое в правовых документах как муниципальное, представляет собой специфический  институт организации жизнедеятельности  территориальных сообществ граждан. Он начал формироваться в период становления государства. Определение самоуправляющихся сообществ предполагает наличие государства. Оно формализует, официально признает, фиксирует в документах те или иные организации.

 

Образование;

В сеть образовательных учреждений города Подольска входят 82 учреждения, в том числе 45 дошкольных образовательных  учреждений, 28 общеобразовательных  школ (среди них 6 учреждений повышенного статуса), 1 вечерняя школа, 2 школы-интерната для детей с нарушениями здоровья, детский дом, 3 учреждения дополнительного образования, информационно-методический центр и централизованная бухгалтерия.

В каждом образовательном  учреждении города уделяется внимание занятости школьников во внеурочное время, для чего на базе школ работают кружки и секции разных направлений.

Выпускники школ Подольска  имеют возможность получать профессию  по программам среднего и высшего  профессионального образования  в 4 колледжах и 9 высших учебных заведениях города.

Сложившаяся система образования  предоставляет учащемуся возможность  выбора направления образования  в соответствии со своими потребностями.

 

 

Проблемы:

В системе дошкольного  образования отмечен рост количества детей, посещающих детские сады, за счет открытия дополнительных и уплотнения действующих групп. Рост рождаемости  может привести к нехватке мест в  учреждениях дошкольного образования.

В общеобразовательных учреждениях, напротив, отмечено снижение количества учащихся. При значительном снижении количества учащихся может возникнуть проблема недостаточного заполнения учреждений общего образования.

Обеспечение горячим питанием в 2007 г. охватывает только 51,2 % учащихся школ.

 

Цель:

Обеспечение предоставления качественного дошкольного, общего и дополнительного образования; проведение работы по укреплению здоровья учащихся; привлечение к работе в  образовательных учреждениях молодых  специалистов, материальная поддержка  работников сферы образования; модернизация системы образования.

 

В городе Подольске действует  гибкая многофункциональная сеть  дошкольных учреждений. Родители имеют  реальную возможность выбора типа, вида, режима работы дошкольного учреждения, получения спектра дополнительных услуг: по изучению иностранного языка, обучению хореографии, ритмике, плаванию, игре на музыкальных инструментах, оказанию оздоровительных услуг. Повышению  качества дошкольного образования  способствуют  реализация программ нового поколения и проводимые мероприятия по оздоровительной работе, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Традиционными стали участие коллективов дошкольных учреждений в педагогических форумах «Все  об  образовании - все для образования», конкурсе «Юные звезды сцены», «Цирк и спорт», муниципальные конкурсах «Мама, папа, я – спортивная семья», «Самая благоустроенная территория детского сада».

В связи  с ростом численности населения  города Подольска, в последние годы наметилась тенденция к увеличению общей численности обучающихся  дневных школ.

В городе Подольске ежегодно увеличивается количество первоклассников. Если на начало 2008-2009 учебного года число  первоклассников составило 1858 человек, то на начало 2011-2012 учебного года - 2232 человек. В ближайшие 2 года численность обучающихся  будет увеличиваться за счет миграционного  притока в микрорайоны «Подольские  просторы», «Кузнечики» и заселения  новостроек в центре города. Ежегодно организуется отдых для  детей и подростков в 4  загородных лагерях: муниципальных учреждениях детско-юношеских оздоровительных центрах «Мечта» и «Ромашка», в лагере «Чайка» Машиностроительного завода «ЗИО – Подольск», в лагере «Юбилейный». В Подольске действуют 7 молодёжных общественных организаций: МОО «Подольский союз молодежи»,Совет молодых специалистов, Подольское отделение   ВОО «Молодая Гвардия Единой России», Подольская лига старшеклассников, православная молодёжная организация «Протос», организация молодых инвалидов «Эдельвейс», Подольская молодежная добровольная дружина «Гепард».

Информация о работе Особенности сельских муниципальных образований и стратегия их развития