Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:28, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.
Введение………………………………………………………….…………….....3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских   поселенияй……………...….5 
1.1  Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований…...………………………………………………..5
1.2  Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………..........................8
Глава 2. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.....................................................................………………………...14
2.1 Управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием в Подольске….……….....................................14
Общее Заключение……………………………………………………................19
Список литературы………………………………………………………............21
Структура концепции обусловлена 
системой целей и задач социально-
1.Стартовые условия и 
оценка исходной социально-
2.Стратегические цели 
и приоритеты социально-
3.Основные направления 
реализации стратегических 
4.Подпрограммы
5.Механизмы реализации
Для этих разделов характерно следующее содержание:
1. При анализе стартовых условии и оценке исходной социально-экономической ситуации прежде всего рассматривается имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна.
Затем рассматриваются роль 
и место данного муниципального 
образования в стране и регионе, 
особенности его социально-
2. При разработке стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития рассматривается вопрос стратегического выбора пути развития муниципального образования. Две крайних позиции в этом вопросе могут быть следующими:
а) сохранение существующего направления развития (инерционная стратегия);
б) полная смена приоритетов 
и структурная перестройка 
В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих этих стратегий в разных пропорциях в зависимости от конкретных условий. С учетом этого должны быть определены основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и наиболее реалистический (средний).
Стратегический выбор — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.
3. Раздел «Основные направления реализации стратегических целей» включает следующие подразделы:
а) развитие и структурная 
перестройка промышленного 
б) формирование и развитие элементов инфраструктуры рыночной экономики;
в) социальная политика;
г) обустройство территории — градостроительство, благоустройство, развитие инженерной инфраструктуры и всех отраслей городского хозяйства;
д) экологическая политика;
е) развитие человеческого потенциала территории;
ж) совершенствование организации и деятельности муниципальной власти.
4. Подпрограммы.
В составе концепции пли стратегического плана могут быть выделены подпрограммы (целевые программы) по отдельным проблемам, например, «Жилище», «Социальная защита», «Здравоохранение» и т.п. Вопросы разработки муниципальных целевых программ рассматриваются в следующем разделе настоящей главы.
На основе обшей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др.
5. Механизм реализации концепция социально-экономического развития
В этом разделе должны быть рассмотрены:
-формы государственной 
и муниципальной поддержки 
-источники и финансовые 
механизмы реализации 
-механизмы совершенствования 
системы муниципального 
Вывод: Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.
Глава 2. Стратегия социально-
2.1 Управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием
Социально-экономическое развитие всех сельских муниципальных образований невозможно по одной универсальной модели, ввиду того, что каждое сельское муниципальное образование обладает своими уникальными особенностями. В то же время, их можно сгруппировать по ряду признаков.
Развитие сельских территорий не возможно без индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.
Механизм социально-
В процессе управления социально-экономическим 
развитием сельских муниципальных 
образований целесообразно 
Регулирование осуществляется 
как извне - из системы более высокого 
порядка (федеральные и региональные 
органы управления), так и внутри 
рассматриваемой системы - на уровне 
местного самоуправления. Выделение 
важнейших системных 
Формирование системы управления
Для реализации предложенного 
механизма социально-
1) разработка и реализация 
долгосрочных планов 
2) построение тесных 
Ресурсное обеспечение социально-
Развитие местного самоуправления 
как важнейшая составляющая процесса 
трансформации всего 
Определенная однотипность 
острых вопросов в этих сферах дает 
основание считать, что многие из 
них имеют схожие причины. Эти 
причины кроются в 
Формирующееся в настоящее время в Российской Федерации местное самоуправление, трактуемое в правовых документах как муниципальное, представляет собой специфический институт организации жизнедеятельности территориальных сообществ граждан. Он начал формироваться в период становления государства. Определение самоуправляющихся сообществ предполагает наличие государства. Оно формализует, официально признает, фиксирует в документах те или иные организации.
Образование;
В сеть образовательных учреждений города Подольска входят 82 учреждения, в том числе 45 дошкольных образовательных учреждений, 28 общеобразовательных школ (среди них 6 учреждений повышенного статуса), 1 вечерняя школа, 2 школы-интерната для детей с нарушениями здоровья, детский дом, 3 учреждения дополнительного образования, информационно-методический центр и централизованная бухгалтерия.
В каждом образовательном учреждении города уделяется внимание занятости школьников во внеурочное время, для чего на базе школ работают кружки и секции разных направлений.
Выпускники школ Подольска имеют возможность получать профессию по программам среднего и высшего профессионального образования в 4 колледжах и 9 высших учебных заведениях города.
Сложившаяся система образования 
предоставляет учащемуся 
Проблемы:
В системе дошкольного 
образования отмечен рост количества 
детей, посещающих детские сады, за 
счет открытия дополнительных и уплотнения 
действующих групп. Рост рождаемости 
может привести к нехватке мест в 
учреждениях дошкольного 
В общеобразовательных 
Обеспечение горячим питанием в 2007 г. охватывает только 51,2 % учащихся школ.
Цель:
Обеспечение предоставления 
качественного дошкольного, общего 
и дополнительного образования; 
проведение работы по укреплению здоровья 
учащихся; привлечение к работе в 
образовательных учреждениях 
В городе Подольске действует 
гибкая многофункциональная сеть  
дошкольных учреждений. Родители имеют 
реальную возможность выбора типа, 
вида, режима работы дошкольного учреждения, 
получения спектра 
В связи с ростом численности населения города Подольска, в последние годы наметилась тенденция к увеличению общей численности обучающихся дневных школ.
В городе Подольске ежегодно 
увеличивается количество первоклассников. 
Если на начало 2008-2009 учебного года число 
первоклассников составило 1858 человек, 
то на начало 2011-2012 учебного года - 2232 человек. 
В ближайшие 2 года численность обучающихся 
будет увеличиваться за счет миграционного 
притока в микрорайоны «
Информация о работе Особенности сельских муниципальных образований и стратегия их развития