Особенности сельских муниципальных образований и стратегия их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………….....3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселенияй……………...….5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований…...………………………………………………..5
1.2 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………..........................8
Глава 2. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.....................................................................………………………...14
2.1 Управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием в Подольске….……….....................................14
Общее Заключение……………………………………………………................19
Список литературы………………………………………………………............21

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 44.27 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Подольский социально-спортивный институт»

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

На тему: «Особенности сельских муниципальных образований и стратегия их развития»

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил: студент 

                                                      группы 41ДГМУ

                                                Ланцов С.А.

                                                                    Проверил: преподаватель

                                                  Полякова Л.А.

 

 

     

Подольск 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………….…………….....3

Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских   поселенияй……………...….5 

1.1  Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований…...………………………………………………..5

1.2  Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований………………………………………………………..........................8

Глава 2. Концептуальные основы совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.....................................................................………………………...14

2.1 Управления социально-экономическим развитием сельским муниципальным образованием в Подольске….……….....................................14

Общее Заключение……………………………………………………................19

Список литературы………………………………………………………............21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования  управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция  устойчивого развития, однако, в  ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов  на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности  российского муниципального образования.

Меры по устойчивому развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются  как самостоятельное направление  российской экономической политики. Функции по ее осуществлению возложены  на Минсельхоз России, которое должно в этом направлении работать в  тесном взаимодействии с другими  федеральными ведомствами и органами управления субъектов Российской Федерации. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и  механизмах сельской политики, обсуждается  концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся  проблемы: неэффективность аграрной политики, недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов.

Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями  не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным  сообществом. Управление социально-экономическим  развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских   поселенияй.

1.1 Понятие и  сущность социально-экономического  развития сельских муниципальных  образований.

 

Устойчивое социально-экономическое  развитие сельских муниципальных образований, решение социальных проблем населения  является условием сохранения сельских поселений. Особое значение в управлении местными территориями придается развитию социальной сферы, которая является базой формирования условий для  воспроизводства населения, на основе удовлетворения потребностей жителей.

Объективной необходимостью для современной России является создание социально ориентированной  рыночной экономики. Экономическое  развитие страны всегда оказывает влияние  на социальную составляющую, так как  любые экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения.

В большинстве развитых стран  потребности населения в начале и середине XX в. поставили перед бизнесом две проблемы. Первая состояла в необходимости насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала стремительное наполнение рынка новыми товарами и рост цен, сокращавший спрос. Вторая проблема была обусловлена появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения. Решение второй проблемы вызвало к жизни более узкую область экономики, непосредственно связанную с социальными явлениями и называемую социальной сферой. К ней принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей. Общая характеристика социальной сферы свидетельствует, что социальная экономика охватывает широкий круг экономических объектов и процессов. Прежде всего, она изучает, анализирует природу и структуру потребностей, потребительские запросы и рациональные потребности различных экономических субъектов.

Решение проблем стабильного  развития экономики и повышения  благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельской местности. В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем  развития сельских территорий являлся  узкоотраслевой аграрный подход, в  том числе на территориях с  ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к однобокому аграрному  развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них  производительных сил, неразвитости социально-бытовой  инфраструктуры и другим серьезным  проблемам.

Если условия хозяйствования важны для развития экономики, то решающую роль в социальном развитии поселений играет уровень развития местного самоуправления. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований должно сводиться к формированию нормального уровня жизни сельского населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры сельских поселений (формирование условий для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий жизни населения).

В энциклопедическом словаре  экономики и права даётся следующее  определение социальной сферы. Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом  связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление.

Сельское поселение является административной единицей, включающей в себя населенные пункты, обладающие географической и экономической  общностью. Проанализировав особенности  сельской местности, предлагается следующее  определение социальной сферы сельского  муниципального образования: это сфера  общественного воспроизводства, создающая  условия для комфортного проживания людей в сельской местности, развивающая  трудовой потенциал сельской территории на перспективу и включающая в  себя объекты социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, коммуникации и транспортную доступность.

В сельской местности районные и муниципальные администрации, как правило, не имеют возможности  решения всех важных вопросов социально-экономического развития. Это связано с их большой  загруженностью текущими вопросами, негибкой структурой управления и, зачастую, с  недостаточной профессиональной подготовкой  кадров. Перспектива развития сельских территорий во многом зависит от того, будет ли там жить и работать молодежь. Исследования по стране показали, что только 17% выпускников сельских школ намерены связать свою судьбу с работой и жизнью в сельском хозяйстве. После завершения обучения в село собираются поехать только 10% выпускников аграрных вузов; 26% - лишь при условии предоставления им комфортабельного жилья; 45% - не намерены связывать свою жизнь с сельским хозяйством. Жилищная проблема является исключительно важной для закрепления молодежи в сельской местности.

 

 

 

1.2 Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований

 

Прежде чем говорить о  социально-экономическом развитии муниципальных образований, нужно  определить компетенцию органов  местного самоуправления в данной сфере. В общем случае объем компетенции, прав и обязанностей местного самоуправления определяется действующим законодательством, обычным правом (сложившейся традицией) и инициативой органов местного самоуправления. Необходимо разделять  предметы ведения (перечень вопросов местного значения) и полномочия местного самоуправления.

Попытаемся  выделить те вопросы, которые обычно относятся к предметам ведения  местного самоуправления: Основное благоустройство (территория и земельное хозяйство, планировка и перепланировка территории, строительство общественных и частных  зданий, озеленение, создание и эксплуатация жилищного фонда).

Установив перечень предметов  ведения, можно определить и те права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей. Право юридического лица, дающее возможность заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать  имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать  другие юридически значимые действия.

Право распоряжения муниципальным  имуществом, в частности установление арендной платы в отношении муниципальной  собственности, перечня неотчуждаемых  объектов, создание на основе муниципальной  собственности муниципальных предприятий  и т.д. Право управления муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями. Право установления местных налогов и сборов и распоряжения муниципальными финансами.

Право установления цен на товары и услуги, производимые муниципальными предприятиями. Право принудительного  отчуждения (выкупа) частного имущества, что особо важно при планировке и перепланировке города. Речь также  может идти о муниципализации  общественно значимых предприятий.

Право принуждения, осуществление  которого возможно при наличии принудительной силы, что требует предоставления местному самоуправлению права содержать  муниципальную полицию (милицию), которая  при необходимости может подразделяться на полицию общественной безопасности, санитарную, экологическую и т. д.

Определившись с компетенцией органов местного самоуправления, перейдем непосредственно к вопросу социально-экономического развития муниципальных образований

Комплексное социально-экономическое  развитие муниципальных образований  Федеральным законом “Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” отнесено к полномочиям местного самоуправления. Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д. Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития. Рассмотрим структуру концепции социально-экономического развития муниципального образования.

Информация о работе Особенности сельских муниципальных образований и стратегия их развития