Особенности государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:29, реферат

Краткое описание

Понятие «решение» многообразно. Под решением иногда понимают и нахождение определённого варианта действия, и сам процесс деятельности, и её конечный результат. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умения, знания и навыки.

Оглавление

Введение 2
1. Особенности государственного и муниципального управления 4
2. Управленческие решения в сфере государственного
и муниципального управления 6
3. Разработка управленческих решений. Управленческий цикл 9
4. Исполнение управленческого решения 14
Заключение 16
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

управ реш реферат пример.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

-рабочие планы мероприятий по реализации принятых проектов,

Организация реализации решений, принимаемых в органах  государственного и муниципального управления, осуществляется в соответствии с функциональным принципом.

В целом управленческий цикл может быть условно представлен  в виде двух основных этапов: выработка  решения и организация его  исполнения. В первом случае речь идёт о познании, исследовании проблемы и формулировании полученных решений на основе применения следующих фундаментальных подходов к формированию государственно-муниципального управленческого решения:

1. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы управления при решении любых задач на потребителя. Так, в соответствие с п.2 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, а, следовательно, граждане возлагают надежду на удовлетворение их желаний, ожиданий и потребностей, в виде улучшения условий их труда и жизни теми, кого они выбрали «своими представителями» на данном уровне;

2. Функциональный подход предполагает рассмотрение потребности как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. В настоящее время в системе государственно-муниципального управления применяется предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект;

3. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, затратами на единицу полезного эффекта;

4. Нормативный подход;

5. Комплексный подход должен учитывать технические, экологические, организационные, социальные и психологические аспекты государственно-муниципального менеджмента;

6. Интеграционный подход;

7. Процессный подход;

8. Оптимизационный подход;

9. Поведенческий подход.

В теории формирования государственного и муниципального управления существует принцип применения группировки вышеуказанных методов, однако на практике наблюдается отчуждения некоторых факторов, что в свою очередь приводит к одностороннему рассмотрению возникшей проблемы, и как следствие узко субъективного подхода к формированию управленческого решения.

Во втором случае необходимо сказать об организации деятельности исполнителей по его осуществлению.

Этап разработки управленческого  решения является административным процессом и выполняет структурообразующую роль в государственно-служебной деятельности, занимает в ней центральное, иерархически главное место, определяет как результативные параметры, так и процессуальное содержание госуправления.

Рассмотрим цикл процесса принятия управленческого решения.

 

 

Рисунок 1 – Схема принятия управленческого решения

 

Работа начинается с  того, что формулируют задачу или  вопрос, которые требуется рассмотреть. На этой стадии надо решить: заняться этой проблемой либо ничего не предпринимать. Так, например, вопросы социальной жизни состоят из многих переменных, и эти обусловлено, что там трудно составить правильное представление о причинно-следственных связях. Поэтому неудивительно, что некоторые проблемы осмысляются и переосмысляются.

Если решается лишь профессиональный круг вопросов, то это позволяет исходить из анализа ведомственной информации.

Однако при принятии политических, политико-административных и внешних решений, учитывается  безразличие населения к ведомственным  показателям. В центре внимания стоит оценка реального влияния госуправленческого органа на ситуацию, на развитие, изменения в объекте управления.

Основной задачей является структурирование проблем, что в  свою очередь позволяет избежать неправильных решений. При определении целей предстоящей деятельности используется совершенный метод – построение древа целей. При этом устанавливаются отправные моменты для разрешения срочных проблем, проводится анализ главной проблемы (информации) и условия для ее реализации.

В процессе выработки вариантов сложных управленческих решений применяется метод моделирования, который даёт возможность получить некий идеальный вариант будущего решения без учета имеющихся ограничений, т.е. помогает увидеть все социальные, технологические, ресурсные аспекты решения проблемы. А в целом в процессе принятия управленческого решения необходимо контекстное обоснование альтернатив и выбор лучшего варианта, т.е. лучшего не вообще, а только применительно к данной конкретной ситуации. Выбор имеет, прежде всего, объективное основание: наличие разнообразных состояний внешней и внутренней среды, с которыми сталкивается система, т.е. совокупности свойств, отношений и связей, с которыми система вступает во взаимосвязь.

Основой оценки разработанных  государственно-муниципальных управленческих решений является масштабность работы, которую предстоит выполнить, а также связанные с нею расходы, затраты. Бюджет государственного органа, как правило, представляет собой полную картину того, что организация надеется, в конце концов, осуществить своими силами и средствами. При этом в бюджете необходимо предусмотреть: фактические удельные затраты по объему предполагаемой деятельности, расходы на контроль, на проверку эффективности расходования средств, на проверку отчетов об объеме выполненных работ, на убеждение общественности в том, что управленцы работают честно и эффективно. Главным критерием всегда должно быть реальное достижение социально значимых результатов, наибольшее соответствие принятого решения задаче охраны законных прав и интересов граждан.

 

 

 

4. Исполнение управленческого решения.

 

В то же время управленческое решение как результат деятельности есть источник дальнейших социальных и организационно-административных действий. Принятое управленческое решение передаётся исполнителям для его дальнейшей реализации.

Исполнение управленческого  решения – это процесс перманентного  решения типичных, повторяющихся  задач и новых, поддающихся регулированию  принятыми нормами.

Прежде всего, осуществляется расстановка исполнителей. Когда  осмыслены общие задачи, средства и способы исполнения решения, формулируются конкретные задания. Затем происходит подбор и определяется расстановка исполнителей, проводится их инструктаж. В процессе подбора и расстановки исполнителей используется преимущественно методы убеждения, стимулирующие ответственность, сознательность и дисциплину. Работа в указанном направлении должна иметь инструкции, рекомендации, памятки и т.д.

Далее происходит оценка хода исполнения управленческого решения. Здесь играют важную роль мониторинг, контроль и регулирование системы управления. Мониторинг позволяет выявить соответствие тех или иных процессов первоначальным замыслам, предположениям, желаемым результатам и своевременно вносить коррекцию в управленческие технологии, предупредить срыв выполнения решения, обеспечить его большую эффективность.

На завершающей стадии организации исполнения решения  осуществляется учёт и оценка достигнутых результатов. Здесь используется схема административного управления: команда – исполнение – контроль – отчёт – оценка. Постоянный нажим «сверху» обеспечивает стремление исполнителей получить результат, соответствующий команде, любой ценой, а если это не получается – приукрасить успехи или скрыть недостатки.

В целом необходимо отметить, что на всех стадиях принятия управленческого решения целесообразно выделить три вида управленческой деятельности:

Аналитическая позволяет на основе многофакторного анализа исследовать сложившуюся ситуацию;

Политическая предусматривает рассмотрение субъектом принятия решения с учётом информации по проблеме и подготовленные проекты с установкой социально-политических приоритетов;

Организационно-административная задействует управленческий потенциал, формируя группы, коллективы, организовывая их работу по выработке и принятию решения.

К задачам исполнения управленческого решения можно  в целом отнести, прежде всего, сопоставление  норм решения и запланированных  результатов с тактическими параметрами;

выявление очевидных  отклонений от нормативных актов;

установление причин допущенных отклонений;

формулирование рекомендаций и мер по устранению обозначенных отклонений;

внесение предложений  по изменению, дополнению управленческого  решения.

Теория принятия и  реализации решения является одной  из классических тем в административной науке управления. Она широко представлена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Очевидно, что она возникла вследствие экономических и политических потребностей. Теория принятия решений активно использует методы математики, статистики, социологии, психологии, в то же время тесно связана с управленческой практикой.

 

 

 

Заключение.

В порядке выводов  по теме в целом можно отметить следующее. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений в рамках государственного и муниципального управления вовлечён широкий спектр людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.

В государственных органах, особенно областного, республиканского, федерального уровней, принимается ежегодно несколько тысяч управленческих решений как текущего оперативного, так и перспективного, нормативного и стратегического значения. Должностные лица отводят исключительно много времени разработке и реализации управленческих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, «состыковывать», согласовывать различные решения между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других, подводить итоги реализации решений и снимать их с контроля, заниматься многими вопросами в этой объёмной и ответственной сфере управленческой деятельности. Естественно, что нужна научно обоснованная технология подготовки и реализации управленческих решений. Причём подобная технология представляется общей, типовой, гарантированной от «местного» творчества и «самостоятельности» тех или иных руководителей.

Главный недостаток в  управленческой деятельности - это  не плохое решение, а отсутствие решения. Выделяются следующие причины некачественных решений:

значительный объём принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать;

несогласованность вновь  принимаемых решений с ранее  принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность;

принятие «расплывчатых» решений, не носящих конкретного  содержания, отражающих только общую  установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры (таких  решений в практике управления до 10 %);

недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.

Субъекты, принимающие  управленческие решения, должны ориентироваться  в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

1. Конституция Российской Федерации.

 

2. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: учеб. пособие для студентов вузов / А.Г. Воронин. – М.: Гардарики, 2006. – 366 с.

 

3. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е  изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.

 

4. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Издательство «Финпресс», 2006. – 366 с.

 

5. Зотов, В.Б. Муниципальное управление / В.Б. Зотов. – СПб.: Питер, 2005. –  352 с.: ил. – (Серия «Практика менеджмента»)

 

6. Муниципальное управление (Энциклопедия  управленческий знаний) – М.: ИНФРА  – М, 2002. – 200 с. – (Серия «Высшее  образование»)


Информация о работе Особенности государственного и муниципального управления