Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:29, реферат
Понятие «решение» многообразно. Под решением иногда понимают и нахождение определённого варианта действия, и сам процесс деятельности, и её конечный результат. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умения, знания и навыки.
Введение 2
1. Особенности государственного и муниципального управления 4
2. Управленческие решения в сфере государственного
и муниципального управления 6
3. Разработка управленческих решений. Управленческий цикл 9
4. Исполнение управленческого решения 14
Заключение 16
Список использованных источников 18
- -
Содержание.
Введение
и муниципального управления
Заключение
Список использованных
источников
Введение.
Пожалуй, основное, что характеризует решаемые проблемы XXI века, будь то политика, экономика, наука или любая другая сфера – это сложность и неопределённость. Выбор решения в таких условиях, как правило, основывается на количественной и качественной оценке вероятности достижения предполагаемого результата, неудачи или отклонения от цели. Важную роль в формировании процессов разработки и принятия управленческих решений на всех уровнях государственного и муниципального управления играют государство, его институты и созданная система управления.
Управление как в широком, так и в узком понимании является основной составляющей всех форм образования: от государственных до коммерческих структур. Термин «управление» произошёл от старорусского слова «управа», т.е. способность с кем-то управляться. В широком смысле под ним понимается деятельность по упорядочиванию процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации, неопределённости и приведению в нужное состояние с учётом тенденций их развития и изменения среды.
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, её целостность, нормальное функционирование и развитие.
Особенности государственного и муниципального управления как вида деятельности определяются его сущностью. Она может быть раскрыта как система мер целенаправленного воздействия общества в целом и государства как главного субъекта управления на реализацию жизненных сил местных сообществ, рациональное использование имеющихся здесь ресурсов (природно-географических, экономических, хозяйственных, социальных, духовных и других).
Стоит учесть, что процесс управления государственным и муниципальным образованием отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды заставляют принимать разнообразные управленческие решения.
Основными факторами, влияющими на организацию и функционирование системы государственного, муниципального образования, являются технико-технологические, социально-экономические и региональные. В связи с этим выделяют две группы задач, требующих решения: функциональные, обусловленные спецификой труда организации, полномочиями отдельных работников и носящие в основном стандартный характер и ситуационные – возникающие при нарушениях взаимодействия подсистем и элементов систем под влиянием технико-технологических, социально-экономических и региональных факторов.
Понятие «решение» многообразно. Под решением иногда понимают и нахождение определённого варианта действия, и сам процесс деятельности, и её конечный результат. Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умения, знания и навыки.
1. Особенности государственного и муниципального управления.
Рассмотрим особенности государственного и муниципального управления, оказывающие влияние на сущность и содержание управленческих решений.
Субъектами государственного
и муниципального управления выступают
законодательные и
Объектом государственного управления являются социально-экономические процессы, общественные институты, социальные группы.
Общественное производство является условием образования и функционирования всей системы управления. Его обобщённая цель может быть сформулирована как максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей в условиях базовых ценностей общества. Достижение поставленных целей осуществляется социальными подсистемами, образованными для реализации выработанной политики, экономики, науки, культуры, религии, морали и др.
Управление социальными подсистемами осуществляется в соответствии с государственным устройством, территориальным делением, уровнем экономического и социального развития общества и, как правило, имеет сложную многоуровневую структуру с вертикальными и горизонтальными связями.
Вертикальные связи государственного и муниципального управления образованы разделением территориальных образований на уровни власти, горизонтальные – на ветви власти. В качестве территориального образования может рассматриваться государство, регион, территориальное поселение, располагающее административными границами и формальной способностью к самоуправлению.
Уровень власти составляют упорядоченные ранги исполнительной деятельности, разделённые в соответствии с делегированием полномочий от высших управленческих звеньев.
Количество уровней характеризует субординацию в принятии управленческих решений и порядок передачи информации.
Ветви власти представляют вертикально упорядоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципами разделения властей.
Муниципальное управление введено в российскую практику Гражданским кодексом РФ и Федеральным Законом РФ. В соответствии с ним муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
2. Управленческие решения в сфере государственного и муниципального управления.
Социально-экологическая типология территории позволяет государственным и муниципальным органам власти корректировать свою экономическую политику с учётом происходящих на территории изменений, реакцию населения на факторы среды и разрабатывать и принимать адекватные управленческие решения.
Принципиальные схемы принятия решений государственными и муниципальными органами прописаны в Конституции РФ, уставах регионов и муниципальных образований. Уставами предусмотрены нормативные и ненормативные наименования актов.
Процесс принятия решения в законодательных органах установлен регламентом. Он включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в границах полномочий и распределения ответственности между индивидуальными членами административного органа.
Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий, парламентских слушаний, заседаний комиссий и комитетов, кворум, полномочия депутатов, порядок применения прав вето.
Регламенты имеют несколько разновидностей – регламент проведения совещаний и сессий, регламент прохождения документов, регламент принятия решений.
Регламент проведения совещаний и сессий устанавливается для упорядочения работы крупных представительных мероприятий.
Регламент прохождения документов заключается в порядке регистрации и передачи проходящих через систему управления распорядительных документов на основе действующего законодательства.
При прохождении документов предполагается наличие трех стадий:
1. Входная стадия – документ принимается к рассмотрению органами власти в соответствии с принятыми полномочиями.
2. Стадия рассмотрения документа – соответствующей службе или должностному лицу, чьи функции наиболее близки к профилю проблемы документа, делегируются полномочия на анализ документа.
3. Выходная стадия – фиксируется реакция на содержание входящего документа на базе действующих нормативов.
Следует отметить, что
регламент прохождения
Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями. Он включает в себя следующие разделы:
- структура административных органов,
- полномочия должностных
лиц, порядок выборов
- текущая деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп),
- распределение финансовых потоков.
Управленческие решения органов государственного и муниципального управления предопределяются системой функций, местом и взаимодействием этих функций. Они подразделяются по функциональным блокам:
-политические,
-экономические,
-правовые,
-технические,
-научные,
-образовательные,
-культурные и другие.
Конкретные управленческие решения зависят от целей, особенностей территориальной организации, категории должностных лиц. На высшем уровне органов государственной (Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство, Конституционный и Верховный суды) и муниципальной власти (Глава МО, Совет МО) в сферу решений входят проблемы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития страны, региона, обеспечение безопасности и защита интересов населения, поддержка институтов народовластия.
В системе государственного
и муниципального управления должна
учитываться возможность
К особенностям решений относится и разнообразие способов их реализации (постоянное, эпизодическое, силовое, мягкое, радикальное, последовательное, прямое, опосредованное).
Таким образом, решения в системе государственного и муниципального управления должны соответствовать требованиям эффективности, легитимности, справедливости и быть признанными большинством населения.
3. Разработка управленческих решений. Управленческий цикл.
В процессе разработки все виды управленческих решений проходят следующие последовательные стадии:
- анализ и описание конкретной стадии,
- формулировка проблемы, требующей разрешения,
- выдвижение гипотез,
- установление целей и задач,
- определение критериев,
- разработка альтернативных
- оценка риска,
- выбор наилучшего варианта решения ,
- разработка плана реализации принятого решения.
Реализация направлений
Прогнозирование предшествует разработке
социально-экономических
Для достижения конкретных целей разрабатываются конкретные варианты-планы. Основу процесса разработки планов составляют следующие документы:
-концепция социально-
-программы (целевые, комплексные) перспективного развития отдельных отраслей регионального развития, социальных сфер или производственных центров,
Информация о работе Особенности государственного и муниципального управления