Муниципальное образование как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации муниципального управления, показать значение управленческих проблем в практической деятельности в современных условиях.
К основным задачам исследования можно отнести:
* определение теоретико-методологических основ организации муниципального управления
* рассмотрение важнейших положений теории муниципального управления, их понимание, сущность и структура объектов и субъектов муниципального управления, управленческие отношения, принципы, функции, формы, методы управления
* обратить внимание на характер требований к муниципальным служащим, на информационное, техническое и кадровое обеспечение муниципального управления, принятие и выполнение управленческих решений.
* отразить специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Содержание понятия «Муниципальное управление»
1.2 Предмет и метод теории муниципального управления
1.3 Место муниципального управления в системе местного самоуправления
ГЛАВА II СИСТЕМА, ЭЛЕМЕНТЫ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Система местного самоуправления
2.2 Субъект и объект муниципального управления
2.3 Структура объекта муниципального управления
2.4 Задачи муниципального управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

7.Система гос. и муницип. управления Гриценко.Курсовая раб № 55.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

Муниципальное образование  является сложной социально-экономической  системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных  элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей  системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования (рис.12.).

Муниципальное образование, исходя из количества составляющих его  элементов, можно отнести к классу сложных (сверхсложных) и больших  систем управления (БСУ), которые имеют  “некоторые общие свойства и отличительные  особенности:

1) наличие большого числа  взаимосвязанных и взаимодействующих  элементов, причем изменение в  характере функционирования какого-либо  из элементов отражается на  характере функционирования других  и всей системы в целом;

2) система, а также входящие  в нее разнообразные элементы  в подавляющем большинстве являются  многофункциональными;

3) взаимодействие элементов  в системе может происходить  по каналам обмена информацией,  энергией, материалами и др. (ресурсами);

4) наличие у всей системы  общей цели, общего назначения, определяющего  единство сложности и организованности, несмотря на разнообразие входящих  в нее элементов;

5) изменчивостью структуры  (связей и состава системы), обеспечивающей  многорежимный характер функционирования, возможность адаптации, как в  структуре, так и в алгоритме  функционирования;

6) взаимодействие элементов  в системе и  с внешней  средой в большинстве случаев  носит стохастический характер;

7) управление в подавляющем большинстве систем носит иерархический характер, предусматривающий сочетание централизованного управления или контроля с автономностью ее частей”.6

Рассмотренные выше особенности БСУ  приводят к необходимости разработки новых подходов к изучению подобных систем, объединенных общим названием  – системный подход.

Население муниципального образования образует территориальный коллектив (местное сообщество), членом которого является гражданин России, проживающий на данной территории.

Население муниципального образования  является источником муниципальной  власти, осуществляемой органами местного самоуправления.

Оно выступает одновременно и как объект управления, и как  субъект управления, по отношению  к системе органов местного самоуправления. Это обусловлено тем, что население  непосредственно (через референдум, выборы) или опосредственно осуществляет контроль деятельности органов местного самоуправления.

Природно-географическая среда – это земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Законодательство относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от формы собственности и целевого назначения и другие  земли, необходимые для развития поселений.

К веденью местного самоуправления относится владение, пользование  и распоряжение землей, находящейся  в муниципальной собственности, контроль за использованием земель на территории муниципального образования, а также регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений  полезных общераспространенных ископаемых, недр для строительства подземных  сооружений местного значения.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут  в интересах населения устанавливать  условия использования земель, находящихся  в границах муниципального образования.

Возложенные на них задачи решаются представительным органом  местного самоуправления при осуществлении  своих полномочий, исполнительным органом  местного самоуправления (местной администрацией), районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Планирование использования  земель осуществляется органами местного самоуправления, через утверждение  генеральных планов, проектов планировки и застройки городских и сельских поселений, схем и проектов районной планировки.

Принятию научно обоснованных решений в области использования  земель служит земельный кадастр. Земельный  кадастр – это свод систематизированных  достоверных сведений о землях всех категорий. Он содержит сведенья о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, категориям, их качественной характеристике и хозяйственной  ценности.

Муниципальное образование  является субъектом водных отношений, т.е. отношений в области использования  и охраны водных объектов. От имени  муниципальных образований в  водных отношениях участвуют органы местного самоуправления в рамках своей  компетенции. Водный кодекс допускает, что в муниципальной собственности  могут находиться обособленные водные объекты, т.е. небольшие по площади  и непроточные искусственные  водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Согласно законодательству, к веденью муниципального образования  относится регулирование использования  водных объектов местного значения.

Градообразующая база может быть нескольких типов: промышленной, состоящей из крупных промышленных предприятий находящихся на территории муниципального образования; сельскохозяйственной, состоящей из предприятий производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию; научно-образовательной, состоящей из научно-производственных и учебных заведений; транспортной, где основой являются транспортные узлы; рекреационной, где главным являются природно-климатические условия; и другие, в соответствии с отраслевой направленностью базы.

Жизнеобеспечивающая система является, в сущности, муниципальным хозяйством. Под ним понимается комплекс, расположенных на территории муниципального образования предприятий, учреждений и организаций, призванных удовлетворять различные потребности населения, а также потребности промышленных предприятий. Она включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания, здравоохранения, культуры и т.д.

Ведущая отрасль муниципального хозяйства – жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Оно обладает специфическими особенностями производственной и  экономико-организационной деятельности, вытекающими из характера технологии производства, реализации и потребления  его продукции (услуг).

Жилищно-коммунальное хозяйство  состоит из следующих отраслей: а) жилищного хозяйства; б) энергетических предприятий; в) муниципального транспорта; г) внешнего благоустройства; д) гостиничного хозяйства.

 

 

2.4 Задачи муниципального управления

 

Цель предопределяет задачи муниципального управления в реализации интересов  муниципального образования. Задача управления – желаемый результат деятельности, достигаемый за намеченный период времени  и характеризующийся набором  количественных и качественных данных или параметров этого результата.

Распределение целей во времени  и пространстве в соответствии с  организационной структурой муниципальной  системы образует иерархическую  систему задач, последовательное и  параллельное решение которых должно приводить к достижению поставленных целей. В иерархии управления задачи вышестоящего звена управления могут  рассматриваться как цели нижестоящих  звеньев.

В муниципальном управлении можно  выделить три уровня задач (рис.17.):

1 – стабилизация управляющих  параметров и поддержание их  на заданном уровне, контроль  состояния муниципальных объектов;

2 – управление сферами жизнедеятельности   муниципального образования с  целью обеспечения населения  услугами;

3 – оптимизация функционирования  всего муниципального образования,  исходя из заданного критерия  качества функционирования с  выдачей соответствующих данных  о деятельности органов местного  самоуправления в органы государственной  власти и населению.

 

3 уровень

Оптимизация функционирования МО

2 уровень

Управление сферами жизнедеятельности

1 уровень

Стабилизация управляющих параметров


 

Рис. 17.  Уровни задач  муниципального управления

 

К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся:

  • удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);
  • реализация социально-экономического потенциала муниципального образования;
  • оптимальное сочетание местных и государственных интересов;
  • распределение социальных благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);
  • поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);
  • обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт (МГСС).

Следует отметить, что возможности  решения тех или иных задач  муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от уровня экономического развития муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Муниципальное образование, как управляемая система, может  быть охарактеризована в содержательном срезе, т.е. в зависимости от социальных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения  выступают, во-первых, цели и направления  функционирования (деятельности) управляемых  объектов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятельности; в-третьих, материальные, социальные и  духовные результаты деятельности, посредством  которых главным образом выражаются их общественные функции (значение для  жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие  закономерности их функционирования и  организационные формы.

В соответствии с основными  сферами муниципального образования  и указанными критериями управляемые  объекты подразделяются на следующие  видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с  одной стороны, управляемыми, в нашем  случае органами местного самоуправления, а с другой – управляющими самими этими местными органами власти.

Сущность муниципального управления раскрывается и реализуется  во взаимодействии органов местного самоуправления с населением, в том, что и как они делают по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной деятельности людей.

Концентрированное выражение  “сущности муниципального управления”  содержится в проводимой ОМС (органами местного самоуправления) политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых органами местного самоуправления, и средств используемых при этом.

Средства реализации муниципальной  политики бывают самые разнообразные: от многообразия собственности до воспитания подрастающего поколения.

Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании  материального и духовного производства и социальных условий жизни населения  на базе современных технологий и  взаимовыгодного разделения труда  с другими муниципальными образованиями  и государственными органами. Основу муниципальной политики составляют стратегические ориентиры.

Муниципальная политика –  это искусство управления муниципальным  образованием, ведение муниципальных  дел, содержание деятельности муниципальных  органов власти. Всякие элементы муниципального управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, широких  слоев населения.

Муниципальная политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она  вытекает из экономического состояния  муниципального образования и является эффективной, если соответствует потребностям развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, 32, ст. 3301.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред.  

Информация о работе Муниципальное образование как объект управления