Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации муниципального управления, показать значение управленческих проблем в практической деятельности в современных условиях.
К основным задачам исследования можно отнести:
*      определение теоретико-методологических основ организации муниципального управления
*         рассмотрение важнейших положений теории муниципального управления, их понимание, сущность и структура объектов и субъектов муниципального управления, управленческие отношения, принципы, функции, формы, методы управления
*         обратить внимание на характер требований к муниципальным служащим, на информационное, техническое и кадровое обеспечение муниципального управления, принятие и выполнение управленческих решений.
*     отразить специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ 
ГЛАВА I	ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
        1.1	Содержание понятия «Муниципальное управление»
        1.2	Предмет и метод теории муниципального управления
        1.3 	Место муниципального управления в системе местного  самоуправления
ГЛАВА II	СИСТЕМА, ЭЛЕМЕНТЫ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
        2.1	Система местного самоуправления
        2.2	Субъект и объект муниципального управления
       2.3	Структура объекта муниципального управления
       2.4	Задачи муниципального управления
	ЗАКЛЮЧЕНИЕ
	СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Муниципальное управление представляет собой деятельность субъекта в управленческой сфере. Предмет теории муниципального управления – управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности, как особого вида взаимодействий и связей между людьми – субъектами этой деятельности, осуществляющими процесс муниципального управления.
Что?  | 
  Как?  | 
  Кто?  | 
  ||||||||||||
  | 
  
  | 
  
  | ||||||||||||
Организация муниципального управления  | 
  Технология муниципального управления  | 
  Персонал  | ||||||||||||
Рис .5. Основные направления теории муниципального управления
Имеется несколько основных направлений, которыми сегодня занимается теория муниципального управления (рис.5.).
Во-первых, это организации муниципального 
управления. Сюда относится разработка 
подхода к муниципальному образованию 
как социально-экономической 
Во-вторых, это сама технология муниципального 
управления. Здесь разрабатываются 
методы и порядок принятия решений, 
планирования и прогнозирования, методы 
муниципального управления в кризисных 
и конфликтных ситуациях, механизм 
взаимоотношений органов 
В-третьих, это набор и переподготовка муниципальных кадров. Здесь исследуются вопросы оптимизации структуры штата, управление муниципальным персоналом, требования к менталитету и стилю работы муниципальных служащих, повышение их квалификации, борьба с бюрократизмом, вопросы лидерства.
Сама система муниципального управления анализируется как определенные способы совместной деятельности людей, реализующих управленческие функции в целях самоорганизации, обеспечения саморазвития муниципального образования.
Теория муниципального управления выявляет объективные закономерности функционирования и развития системы муниципального управления, т.е. ее существенные, необходимые, устойчивые связи, обуславливающие характер, качество, результативность воздействия на развитие муниципального образования. Это – закономерности, принципы и методы построения управленческих отношений, осуществления управленческой деятельности, пути реализации функций управления, кадрового обеспечения, информационного обеспечения и др.
Теория муниципального управления 
придает значение социологическому 
анализу общественных явлений, функционирования 
социальных систем и поведения людей. 
Социологические исследования являются 
необходимым звеном в принятии управленческих 
решений, так как позволяют выявлять 
социальную структуру сообщества, его 
состояние в различных 
Методология теории муниципального управления представляет собой органическую совокупность принципов, приемов и средств познания на основе собственных понятий и категорий. Основными методами познания являются анализ, синтез, аналогия, сравнение, наблюдение, эксперимент (рис.6.).
Методы теории муниципального управления  | 
  ||||||||||||||||||
Анализ  | 
  Синтез  | 
  Аналогия  | 
  Сравнение  | |||||||||||||||
Наблюдение  | 
  Эксперимент  | |||||||||||||||||
Рис. 6. Методы теории муниципального управления
В процессе анализа и синтеза широко используются математические и статистические методы. Элементы системы рассматриваются с учетом их места и выполняемых функций.
При изучении конкретных вопросов муниципального управления применяется ситуационный подход, как приложение науки к конкретным условиям. При выборе ситуации определяются цель и пути ее достижения, разрабатываются различные комбинации и решения. Для практической проверки методов управления различными объектами применяются эксперименты.
С помощью всего арсенала 
методов исследования выявляются состояние 
управленческих отношений, причинно-следственные 
связи между положением его субъектов 
и степенью сочетания общих и 
особых интересов участников управленческого 
процесса. Результаты исследования позволяют 
научно обосновать оптимальные  параметры 
механизма управления – структуру, 
распределение функций 
1.3 Место муниципального управления в системе местного самоуправления
Согласно закону наличие выборных 
органов местного самоуправления муниципального 
образования является обязательным. 
Органы местного самоуправления наделяются 
в соответствии с уставами муниципальных 
образований собственной 
Органы местного самоуправления организуют 
исполнение федеральных законов, указов 
Президента РФ, правовых актов субъектов 
РФ. Они оказывают содействие федеральным 
органам государственной 
Лица, осуществляющие службу на должностях 
в органах местного самоуправления, 
являются муниципальными служащими. Правовая 
регламентация муниципальной 
Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Следовательно, муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве - местного самоуправления);
в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно выходит, что понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления (рис.7.).
Система местного самоуправления  | 
  |||||||||||||||||||||||||||||||
Формы непосредственной демократии  | 
  |||||||||||||||||||||||||||||||
ТОС  | 
  |||||||||||||||||||||||||||||||
Выборные и другие органы местного самоуправления  | 
  |||||||||||||||||||||||||||||||
  | 
  |||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное управление осуществляют только органы местного самоуправления, наделенные на это соответствующими полномочиями  | 
  Ассоциации и союзы   | ||||||||||||||||||||||||||||||
Рис. 7. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, а главной целью – повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект – население муниципального образования, цель – решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.
2.1 Система местного самоуправления
В Европейской хартии о местном 
самоуправлении сказано, что “под местным 
самоуправлением понимается право 
и реальная способность органов 
местного самоуправления регламентировать 
значительную часть государственных 
(дословный перевод – 
Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности они образуют единую систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.
Первая их них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Она реализуется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в муниципальном образовании.
Их роль заключается в том, что посредством выборов, собраний населения и референдумов обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов.
Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляют ее неотъемлемую часть. Можно утверждать, что на данном уровне не происходит управление муниципальным имуществом, не формируется и не исполняется местный бюджет, следовательно, не происходит и муниципального управления.
Следующей формой участия населения 
в осуществлении местного самоуправления 
является территориальное общественное 
самоуправления (ТОС). Под территориальным 
общественным самоуправлением понимается 
самоорганизация граждан по месту 
их жительства, на части территории 
муниципального образования, для самостоятельного 
и под свою ответственность осуществления 
собственных интересов в 
Являясь частью общей системы местного самоуправления, система ТОС включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В систему ТОС также входят союзы и ассоциации ТОС различных уровней.
Информация о работе Муниципальное образование как объект управления