Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации муниципального управления, показать значение управленческих проблем в практической деятельности в современных условиях.
К основным задачам исследования можно отнести:
* определение теоретико-методологических основ организации муниципального управления
* рассмотрение важнейших положений теории муниципального управления, их понимание, сущность и структура объектов и субъектов муниципального управления, управленческие отношения, принципы, функции, формы, методы управления
* обратить внимание на характер требований к муниципальным служащим, на информационное, техническое и кадровое обеспечение муниципального управления, принятие и выполнение управленческих решений.
* отразить специфику муниципального управления в рамках демократической общественной системы, ее место и роль в реализации государственной социальной политики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Содержание понятия «Муниципальное управление»
1.2 Предмет и метод теории муниципального управления
1.3 Место муниципального управления в системе местного самоуправления
ГЛАВА II СИСТЕМА, ЭЛЕМЕНТЫ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Система местного самоуправления
2.2 Субъект и объект муниципального управления
2.3 Структура объекта муниципального управления
2.4 Задачи муниципального управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Муниципальное управление представляет собой деятельность субъекта в управленческой сфере. Предмет теории муниципального управления – управленческие отношения и способы управленческой деятельности, их закономерности, как особого вида взаимодействий и связей между людьми – субъектами этой деятельности, осуществляющими процесс муниципального управления.
Что? |
Как? |
Кто? |
||||||||||||
|
|
| ||||||||||||
Организация муниципального управления |
Технология муниципального управления |
Персонал |
Рис .5. Основные направления теории муниципального управления
Имеется несколько основных направлений, которыми сегодня занимается теория муниципального управления (рис.5.).
Во-первых, это организации муниципального
управления. Сюда относится разработка
подхода к муниципальному образованию
как социально-экономической
Во-вторых, это сама технология муниципального
управления. Здесь разрабатываются
методы и порядок принятия решений,
планирования и прогнозирования, методы
муниципального управления в кризисных
и конфликтных ситуациях, механизм
взаимоотношений органов
В-третьих, это набор и переподготовка муниципальных кадров. Здесь исследуются вопросы оптимизации структуры штата, управление муниципальным персоналом, требования к менталитету и стилю работы муниципальных служащих, повышение их квалификации, борьба с бюрократизмом, вопросы лидерства.
Сама система муниципального управления анализируется как определенные способы совместной деятельности людей, реализующих управленческие функции в целях самоорганизации, обеспечения саморазвития муниципального образования.
Теория муниципального управления выявляет объективные закономерности функционирования и развития системы муниципального управления, т.е. ее существенные, необходимые, устойчивые связи, обуславливающие характер, качество, результативность воздействия на развитие муниципального образования. Это – закономерности, принципы и методы построения управленческих отношений, осуществления управленческой деятельности, пути реализации функций управления, кадрового обеспечения, информационного обеспечения и др.
Теория муниципального управления
придает значение социологическому
анализу общественных явлений, функционирования
социальных систем и поведения людей.
Социологические исследования являются
необходимым звеном в принятии управленческих
решений, так как позволяют выявлять
социальную структуру сообщества, его
состояние в различных
Методология теории муниципального управления представляет собой органическую совокупность принципов, приемов и средств познания на основе собственных понятий и категорий. Основными методами познания являются анализ, синтез, аналогия, сравнение, наблюдение, эксперимент (рис.6.).
Методы теории муниципального управления |
||||||||||||||||||
Анализ |
Синтез |
Аналогия |
Сравнение | |||||||||||||||
Наблюдение |
Эксперимент |
Рис. 6. Методы теории муниципального управления
В процессе анализа и синтеза широко используются математические и статистические методы. Элементы системы рассматриваются с учетом их места и выполняемых функций.
При изучении конкретных вопросов муниципального управления применяется ситуационный подход, как приложение науки к конкретным условиям. При выборе ситуации определяются цель и пути ее достижения, разрабатываются различные комбинации и решения. Для практической проверки методов управления различными объектами применяются эксперименты.
С помощью всего арсенала
методов исследования выявляются состояние
управленческих отношений, причинно-следственные
связи между положением его субъектов
и степенью сочетания общих и
особых интересов участников управленческого
процесса. Результаты исследования позволяют
научно обосновать оптимальные параметры
механизма управления – структуру,
распределение функций
1.3 Место муниципального управления в системе местного самоуправления
Согласно закону наличие выборных
органов местного самоуправления муниципального
образования является обязательным.
Органы местного самоуправления наделяются
в соответствии с уставами муниципальных
образований собственной
Органы местного самоуправления организуют
исполнение федеральных законов, указов
Президента РФ, правовых актов субъектов
РФ. Они оказывают содействие федеральным
органам государственной
Лица, осуществляющие службу на должностях
в органах местного самоуправления,
являются муниципальными служащими. Правовая
регламентация муниципальной
Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Следовательно, муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве - местного самоуправления);
в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно выходит, что понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления (рис.7.).
Система местного самоуправления |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Формы непосредственной демократии |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ТОС |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Выборные и другие органы местного самоуправления |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное управление осуществляют только органы местного самоуправления, наделенные на это соответствующими полномочиями |
Ассоциации и союзы |
Рис. 7. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, а главной целью – повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект – население муниципального образования, цель – решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.
2.1 Система местного самоуправления
В Европейской хартии о местном
самоуправлении сказано, что “под местным
самоуправлением понимается право
и реальная способность органов
местного самоуправления регламентировать
значительную часть государственных
(дословный перевод –
Согласно Конституции местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности они образуют единую систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.
Первая их них включает формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. Она реализуется посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в муниципальном образовании.
Их роль заключается в том, что посредством выборов, собраний населения и референдумов обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов.
Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется также и тем, что некоторые ее формы (местные референдумы, собрания (сходы) граждан и др.) сами входят в систему местного самоуправления, составляют ее неотъемлемую часть. Можно утверждать, что на данном уровне не происходит управление муниципальным имуществом, не формируется и не исполняется местный бюджет, следовательно, не происходит и муниципального управления.
Следующей формой участия населения
в осуществлении местного самоуправления
является территориальное общественное
самоуправления (ТОС). Под территориальным
общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту
их жительства, на части территории
муниципального образования, для самостоятельного
и под свою ответственность осуществления
собственных интересов в
Являясь частью общей системы местного самоуправления, система ТОС включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан и другие территориальные формы непосредственной демократии, а также советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В систему ТОС также входят союзы и ассоциации ТОС различных уровней.
Информация о работе Муниципальное образование как объект управления