Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 05:57, курсовая работа
Управленческое решение, а так же принятие управленческого решения - одна из наиболее важных составных частей любой управленческой деятельности. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности
Понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Моделирование процессов принятия управленческих решений
1.1 Общая характеристика процесса принятия решения……..5
1.2 Моделирование в теории принятия решений…………………………….…...10
Глава 2.Моделирование процессов принятия управленческого решения на примере демографических моделей………………………………………….…....18
Глава 3. Предложения по повышению эффективности моделирования процессов принятия управленческого решения………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………
Уровень принятия решения. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделенияхорганизации.
Уровень творчества определяется степенью использования руководителем творческого потенциала. Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям (имеется в виду объективный подход к принятию данных решений). Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.
Направление решения. Принятое управленческое решение может быть направлено на решение задач внутри организации как системы, так и выходить за ее пределы.
Способ
фиксации. По этому признаку управленческие
решения могут быть разделены на фиксированные,
или документированные т. е. оформленные
в виде какого либо документа - приказа,
распоряжения, письма и т.п., и недокументированные,
т.е не имеющие документальной формы, устные.
Существует ряд причин, которые обусловливают использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся:
1. Естественная сложность многих организационных ситуаций. Так как любая организация есть сложная структура, то решение определенной проблемы будет производится намного проще с использованием модели, нежели поиска решения с помощью других возможностей человека.
2.
Невозможность проведения
3. Ориентация руководства на будущее. Невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и, возможно, никогда не состоится. Моделирование – единственный до настоящего времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.
Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Для того чтобы правильно принять решение необходимо изначально определить то, что мы хотим иметь в дальнейшем, или то какой конечный результат нам необходим. Для этого требуется определить конкретный список задач.
Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Для того чтобы верно построить модель необходимо собрать всю информацию, удовлетворяющая заданным целям и получением на выходе нужных сведений. Также необходимо проработать все цели по значимости.
Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность, то есть необходимо определить насколько наша модель соответствует реальности. Получается что чем выше качество модели и чем больше она соответствует реальности, тем больше ее потенциал в оказании помощи в принятии решения. Второй главной составляющей проверки модели является установление степени, в которой информация полученная с помощью модели помогает руководителю справится с проблемой.
Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Нельзя считать модель успешно выполненной, пока она не будет опробована на практике и не покажет каких-либо результатов.
Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. С появлением новых изменений во внешней среди любая модель может быть модернезирована и изменена соответствующим образом.
Число всевозможных конкретных моделей почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Вот самые распространенные из них:
Данная модель рассматривает процесс принятия решения как игру двух и более сторон, ведущих борьбу за свои интересы. Каждая сторона имеет свои интересы и ставит свои конкретные задачи, использует конкретную стратегию. Стратегия же в дальнейшем может привести участника либо к выигрышу либо наоборот, к проигрышу. Результат исходит из поведения других участников данной игры.
Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство фирмы должно прогнозировать реакцию и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей – в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.
Любая
организация должна поддерживать некоторый
уровень запасов своих
Модели управления запасами позволяют найти оптимальное решение, т.е. такое решение, при котором уровень запаса, который минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне непрерывности производственных процессов.
Их применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного программирования управляющий производством может определить оптимальную производственную программу, т.е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия. Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводится к задачам линейного программирования. Однако с учётом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов могут применяться и модели других типов: при нелинейных формах зависимости результата операции от основных факторов – модели нелинейного программирования; при необходимости включения в анализ фактора времени – модели динамического программирования; при вероятностном влиянии факторов на результат операции – модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).
При разработке и обосновании многих решений, которые полностью или частично не поддаются количественному анализу, значительный эффект приносят методы экспертных оценок
Сущность экспертных методов принятия решений заключается в получении ответов специалистов на поставленные перед ними вопросы. Информация, полученная от экспертов, в целях минимизации погрешностей и влияния субъективного фактора обрабатывается с помощью специальных логических и математических процедур, и преобразуются в форму, удобную для выбора решения.
Для
подготовки и проведения экспертизы
формируется организационная
Среди методов экспертных оценок широко распространены и используются на практике методы группового опроса: метод комиссий, метод «мозговой атаки», различные модификации метода «Дельфи». Большое значение этих методов состоит в том, что они усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия сложных решений и, используя интуицию и коллективную генерацию идей, позволяют находить новые, оригинальные решения проблем, к которым нельзя прийти с помощью только логических рассуждений.
Информация о работе Моделирование процесса принятия управленческого решения