Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:31, контрольная работа
Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление».
Введение…………………………………………………………………………3
1.Историко-теоретические основы местного самоуправления………………….4
2.Местное самоуправление, как элемент системы управления государством…9
3.Основные принципы и функции местного самоуправления, как элемента системы управления государством………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17
В-третьих, местное самоуправление как элемент демократического режима. Этот признак проявляется в том, что:
а) местная власть наиболее приближена к населению, ежедневно соприкасается с ним;
б) удовлетворяет их потребности, выполняет функции обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, несет бремя не только политической и
юридической ответственности, но и моральной;
в) население местных сообществ имеет право участвовать в управлении общественными делами как непосредственно, так и через систему представительства. Безусловно, местное самоуправление - это одна из необходимых основ демократического строя государства. Демократия как власть народа произрастает из местного самоуправления, а не наоборот. Демократия невозможна без местного самоуправления, которое обеспечивает наиболее приближенное к народу управление, тогда как местное самоуправление может развиваться в государстве без демократического режима. Например, царскую Россию, в которой было достаточно развитое местное самоуправление, трудно назвать «демократическим государством». Переход к подлинно эффективному местному самоуправлению возможен только в результате достижения обществом и государством определенного социального уровня развития. Следовательно, с одной стороны, местное самоуправление всегда является показателем уровня развития общества и государства, с другой стороны, сила, влияние и эффективность деятельности местного самоуправления является своеобразным барометром демократизма конкретного государства. В связи с этим демократическое государство основано, прежде всего, на способности населения осознать и принять статус обладателя права на самоуправление.
Поскольку местное самоуправление обладает не только государственной природой, но и общественной, то во взаимоотношениях с государством большое значение имеет такая характеристика, как обособленность.
Обособленность местного самоуправления от государственной власти предполагает три составляющих:
1. Самостоятельность, которая состоит в следующем:
а) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем различных форм прямого волеизъявления в пределах полномочий, предоставляемых государством;
б) недопустимость вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения и
отмены актов местного самоуправления без решения суда;
в) население разрабатывает и принимает устав муниципального образования;
г) финансово- экономическая самостоятельность.
2. Организационная
3. Автономность предполагает наличие у местных органов самоуправления самостоятельности по решению местных вопросов, т.е. собственной компетенции и свободы действий по осуществлению собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении.
Так, американский исследователь Роджер Уэльс считает наиболее важной характеристикой местного управления определенный элемент автономии, или самоуправления. Н. С. Бондарь придерживается такой же позиции: «Если местное самоуправление жестко «встроено» в государственную управленческую систему, теряет автономность, то можно говорить о ликвидации самоуправления…» . Естественно, стоит вопрос о степени предоставляемой автономии - полная автономия может распылить нацию. Мы согласимся с Роджером Уэльсом в том, что абсолютная самостоятельность местного самоуправления затруднит функционирование государства как единого целого, будет препятствовать реализации общенациональных проектов, создаст почву для самоуправства и всякого рода злоупотреблений. Поэтому применительно к местному самоуправлению, нам необходимо говорить об относительной самостоятельности, а не абсолютной. В пользу такой позиции выступает и С. Г. Соловьев: «вычленение института муниципальной власти в качестве самостоятельного публично-властного правового института не свидетельствует об абсолютной самостоятельности данного правового образования от института государственной власти».
3. Основные принципы
и функции местного
Основные принципы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в РФ.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения.
2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.
3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.
6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина
7) законность в организации и деятельности местного самоуправления.
8) гласность деятельности местного самоуправления.
9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.
10) государственная гарантия местного самоуправления.
Функции местного самоуправления.
С учётом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач , решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:
а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.
б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
в) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.
г) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
д) охрана общественного порядка.
е) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.
Заключение.
Являясь одним из элементов конституционного
строя Российской Федерации, местное
самоуправление, имеет большое значение
для формирования новой российской
государственности. В нём, согласно
Европейской Хартии о местном
самоуправлении, наиболее полно реализуется
идея приближения власти к её источнику
¾ народу. Сейчас становится всё
более очевидным, что с имеющимися
многочисленными проблемами наше общество
не справится, если не будет подлинного
местного самоуправления, развитие которого
необходимо для решения задач, связанных
с организацией территориального управления.
Этнические и исторические особенности
России, сложившаяся социально-
И потому сейчас так важно
государству, его
Список литературы.
1. Бондарь Н. С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для студентов вузов (2-ое изд., перераб. и доп.) / Под ред. Н. С. Бондаря. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2006.
2.Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122). Принята в Страсбурге 15. 10. 1985 г.; вступила в силу для России 01. 09. 1998 г.//
Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. № 36. Ст. 4466.
5. Уваров А. А. Местное самоуправление в России: краткий учебный курс (3- изд. перераб.). – М.: Норма, 2008. - 320 с.
6. Черкасов А. И. Местное управление и самоуправление: конституционные модели // Сравнительное конституционное право. - М.: Манускрипт, 1996.
7.О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997 г.
8. В.Г. Стрекозов, Ю.Д.
Казанчеев. Государственное (
9. Муниципальное право: вопросы и ответы./ Под редакцией профессора А.И. Коваленко. ¾ М: Новый юрист, 1998 г.