Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Термин "местное самоуправление" продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина "местное самоуправление" является одной из наиболее принципиальных проблем. "Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина "местное самоуправление».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1.Историко-теоретические основы местного самоуправления………………….4
2.Местное самоуправление, как элемент системы управления государством…9
3.Основные принципы и функции местного самоуправления, как элемента системы управления государством………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

кр мун мен..docx

— 31.09 Кб (Скачать)

В-третьих, местное самоуправление как элемент демократического режима. Этот признак проявляется в том, что:

а) местная власть наиболее приближена к населению, ежедневно соприкасается с ним;

б) удовлетворяет их потребности, выполняет функции обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения, несет бремя не только политической и

юридической ответственности, но и моральной;

 в) население местных сообществ имеет право участвовать в управлении общественными делами как непосредственно, так и через систему представительства. Безусловно, местное самоуправление - это одна из необходимых основ демократического строя государства. Демократия как власть народа произрастает из местного самоуправления, а не наоборот. Демократия невозможна без местного самоуправления, которое обеспечивает наиболее приближенное к народу управление, тогда как местное самоуправление может развиваться в государстве без демократического режима. Например, царскую Россию, в которой было достаточно развитое местное самоуправление, трудно назвать «демократическим государством». Переход к подлинно эффективному местному самоуправлению возможен только в результате достижения обществом и государством определенного социального уровня развития. Следовательно, с одной стороны, местное самоуправление всегда является показателем уровня развития общества и государства, с другой стороны, сила, влияние и эффективность деятельности местного самоуправления является своеобразным барометром демократизма конкретного государства. В связи с этим демократическое государство основано, прежде всего, на способности населения осознать и принять статус обладателя права на самоуправление.

Поскольку местное самоуправление обладает не только государственной природой, но и общественной, то во взаимоотношениях с государством большое значение имеет такая характеристика, как обособленность.

Обособленность местного самоуправления от государственной  власти предполагает три составляющих:

1. Самостоятельность, которая  состоит в следующем:

 а) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем различных форм прямого волеизъявления в пределах полномочий, предоставляемых государством;

б) недопустимость вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления в части решения вопросов местного значения и

отмены актов местного самоуправления без решения суда;

в) население разрабатывает и принимает устав муниципального образования;

г) финансово- экономическая самостоятельность.

2. Организационная обособленность  означает, что вопросы определения структуры органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления и осуществления местного самоуправления местное сообщество решает самостоятельно без участия государственных органов.

3. Автономность предполагает  наличие у местных органов самоуправления самостоятельности по решению местных вопросов, т.е. собственной компетенции и свободы действий по осуществлению собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в их ведении.

Так, американский исследователь  Роджер Уэльс считает наиболее важной характеристикой местного управления определенный элемент автономии, или самоуправления. Н. С. Бондарь придерживается такой же позиции: «Если местное самоуправление жестко «встроено» в государственную управленческую систему, теряет автономность, то можно говорить о ликвидации самоуправления…» . Естественно, стоит вопрос о степени предоставляемой автономии - полная автономия может распылить нацию. Мы согласимся с Роджером Уэльсом в том, что абсолютная самостоятельность местного самоуправления затруднит функционирование государства как единого целого, будет препятствовать реализации общенациональных проектов, создаст почву для самоуправства и всякого рода злоупотреблений. Поэтому применительно к местному самоуправлению, нам необходимо говорить об относительной самостоятельности, а не абсолютной. В пользу такой позиции выступает и С. Г. Соловьев: «вычленение института муниципальной власти в качестве самостоятельного публично-властного правового института не свидетельствует об абсолютной самостоятельности данного правового образования от института государственной власти».

 

3. Основные принципы  и функции местного самоуправления, как элемента системы управления государством.

Основные принципы местного самоуправления. 

Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие  законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской  Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе  местного самоуправления в РФ.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

1) самостоятельность решения населением вопросов местного значения.

2) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.

3) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.

4) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

5) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина

7) законность в организации и деятельности местного самоуправления.

8) гласность деятельности местного самоуправления.  

9) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

10) государственная гарантия местного самоуправления.

 

Функции местного самоуправления. 

С учётом роли местного самоуправления в организации и осуществлении  власти народа, задач , решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:

а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

в) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.

г) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

д) охрана общественного порядка.

е) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

 

Заключение.

Являясь одним из элементов конституционного строя Российской Федерации, местное  самоуправление, имеет большое значение для формирования новой российской государственности. В нём, согласно Европейской Хартии о местном  самоуправлении, наиболее полно реализуется  идея приближения власти к её источнику  ¾ народу. Сейчас становится всё  более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных  с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности  России, сложившаяся социально-экономическая  и политическая ситуация делают невозможным  управление страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы  самоуправления территорий, местных  сообществ, которые, фактически, на сегодняшний  день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания  понятия местного самоуправления большинством населения страны.           

 И потому сейчас так важно  государству, его соответствующим  органам видеть и анализировать  опыт функционирования местного  самоуправления на местах, определять  тенденции его развития, ошибки  и проблемы становления и, в  связи с этим корректировать  свою политику в вопросах местного  самоуправления.

 

Список литературы.

1. Бондарь Н. С. Муниципальное  право Российской Федерации: Учебник для студентов вузов (2-ое изд., перераб. и доп.) / Под ред. Н. С. Бондаря. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2006.

2.Конституция Российской Федерации.

3.  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Европейская хартия местного самоуправления (ETS № 122). Принята в Страсбурге 15. 10. 1985 г.; вступила в силу для России 01. 09. 1998 г.//

Собрание законодательства РФ. 7 сентября 1998 г. № 36. Ст. 4466.

5. Уваров А. А. Местное  самоуправление в России: краткий  учебный курс (3- изд. перераб.). –  М.: Норма, 2008. - 320 с.

6. Черкасов А. И. Местное  управление и самоуправление: конституционные  модели // Сравнительное конституционное  право. - М.: Манускрипт, 1996.

7.О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997 г.

8. В.Г. Стрекозов, Ю.Д.  Казанчеев. Государственное (конституционное)  право Российской Федерации. М.: Былина, 1995 г.

9. Муниципальное право:  вопросы и ответы./ Под редакцией профессора А.И. Коваленко. ¾ М: Новый юрист, 1998 г.

 

 

 

 


Информация о работе Местное самоуправление