Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 18:47, реферат
Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:
создание муниципального образования;
состав территории муниципального образования;
границы муниципального образования;
В концепции Федерального закона № 131-ФЗ заложена идея двухуровневой системы сельского местного самоуправления, при максимальном сохранении действующих на момент принятия Закона муниципальных образований.
По замыслу законодателя, муниципальный район является производным муниципальным образованием по отношению к сельским и городским поселениям – базовым территориальным единицам местного самоуправления. Он создается в целях обеспечения эффективного решения вопросов межпоселенческого характера.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, по сути, отождествлял понятия «поселение» и «населенный пункт». Таким образом, население любой деревни, любого хутора, насчитывающего несколько жителей, вправе было настаивать на создании муниципального образования со своим бюджетом, выборными органами и т.д. Неоднозначность этих положений приводила к протестам органов прокуратуры, к судебным разбирательствам по поводу некоторых решений властей субъектов Федерации, устанавливающих границы муниципальных образований.
Традиционно выделяют три основных элемента, составляющих основу местного самоуправления. Это – территориальная, организационная и финансово-экономическая составляющие.
Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах.
В соответствии с Законом до 1 января 2005 г. органы государственной власти субъектов РФ обязаны были установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
С учетом ограниченного времени на проведение всех работ по установлению границ допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания.
Закон выделяет 2 отличающиеся друг от друга процедуры установления границ и преобразования муниципальных образований. Первая процедура устанавливает порядок определения границ и преобразования действующих муниципальных образований. Вторая относится к установлению границ вновь образованных муниципальных образований и наделению их статусом городского и сельского поселения, статусом городского округа, муниципального района.
Законом определено понятие преобразования муниципальных образований, чего не было ранее. В настоящее время под преобразованием муниципального образования понимаются:
– объединение нескольких муниципальных образований в одно;
– разделение одного муниципального образования на несколько самостоятельных муниципальных образований;
– изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Нормативно-правовые акты
Специальная литература
1 Кармолицкий А.А. К вопросу о местном самоуправлении как органе управления / А.А. Кармолицкий // Право. – 2010. – № 3. – С. 9.
2 Тимофеев К.Б. Практика применения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / К.Б. Тимофеев // Адвокат. – 2012. – № 5. – С. 24.
3 Фадеев В.И. Система гарантий местного самоуправления / В.И. Фадеев // Право и жизнь. – 2011. – № 5. – С. 12.
4 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия / И.И. Овчинников. – М.: ИНФРА-М, 2010. – С. 128.
5 Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка / А.М. Кононов // Государство и право. – 2011. – № 12. – С. 6.
6 Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: конституционная природа и значение для муниципального права / С.Д. Князев // Журнал российского права. – 2013. – № 6. – С. 10.
7 Кармолицкий А.А. К вопросу о местном самоуправлении как органе управления / А.А. Кармолицкий // Право. – 2010. – № 3. – С. 10.
8 Кашо В.С. Проблемы регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в уставах муниципальных образований / В.С. Кашо // Российский юридический журнал. – 2011. – № 6. – С. 12.
9 Остром В.Н. Демократия и самоуправление / В.Н. Остром // Государство и право. – 2012. – № 4. – С. 45.
Информация о работе Местное самоуправление в отдельных территориях