Эпоха Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:14, творческая работа

Краткое описание

Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№1626) “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” и от 6 ноября 1993 года (№1846) “Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году” определяли формирование Совета Федерации.

Файлы: 2 файла

Эпоха Российской Федерации.docx

— 24.88 Кб (Скачать)

Эпоха Российской Федерации 

Указы Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 года (№1626) “О выборах  в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” и  от 6 ноября 1993 года (№1846) “Об уточнении  Положения о выборах депутатов  Государственной Думы в 1993 году и  Положения о выборах депутатов  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году” определяли формирование Совета Федерации.

Положение о  выборах в Совет Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации  первого созыва предусматривало, что  в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избираются на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации (один округ на территории каждого субъекта Федерации). Кандидаты в Совет Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России, состоящего из Государственной Думы и Совета Федерации. "Заключительные и переходные положения" Конституции устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы  в Совет Федерации первого  созыва в 85 субъектах Российской  Федерации. 13 марта 1994 года состоялись  выборы в Совет Федерации в  Татарстане, а 15 мая 1994 года - в  Челябинской области, в результате  которых в Совет Федерации  были избраны еще 4 человека. В  итоге в палату было избрано  175 депутатов.

Первым  Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко. За 2 года работы Совета Федерации первого созыва в 1994-1995 гг. на 32 заседаниях Совета Федерации было принято 773 постановления по вопросам своего ведения. К окончанию срока своих полномочий Совету  Федерации удалось завершить работу над многими базовыми законами, регулирующими различные сферы общественной жизни. Вступили в силу первые две части Гражданского кодекса, Семейный, Арбитражный, Водный кодексы.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон “О порядке  формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, согласно которому в Совет Федерации входили  по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: глава  законодательного (представительного) и глава исполнительного органов  государственной власти, по должности.

23 января 1996 года Совет Федерации  второго созыва приступил к  работе. На первом заседании Совета Федерации 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

За время работы Совета Федерации второго созыва в 1996-2001 гг. на 47 заседаниях Совета Федерации  по вопросам ведения палаты было принято 2843 постановления.

Главный итог деятельности палаты в 1996-2001 - практическое становление Совета Федерации в качестве “палаты  регионов” - реального гаранта политической стабильности страны. Законодательные приоритеты Совета Федерации определялись тем, что "сенаторы", будучи региональными политиками, основное внимание должны были уделять законопроектам, в которых интересы территорий затрагивались в наибольшей степени. К числу таковых относились, прежде всего, проекты бюджета, трансфертная политика, налоговая реформа, избирательное законодательство. Рассматривая документы, поступающие из Государственной Думы, члены Совета Федерации руководствовались тем, насколько они соответствуют интересам субъектов Российской Федерации с экономической или политической точки зрения.

В этот период Совет Федерации  становится инициатором крупных  международных акций. Среди них  заметное место занял Петербургский  экономический форум, первое заседание  которого состоялось летом 1997. В работе форума принимали участие парламентарии  и руководители стран ближнего и  дальнего зарубежья, представители  деловых кругов, банковских и финансовых структур, общественные деятели. До 2005 года включительно Форум проходил под  эгидой Совета Федерации. В марте 2006 года было принято решение о передаче вопросов подготовки и проведения Петербургского международного экономического форума Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

В сентябре 2000 года под эгидой Совета Федерации прошел Байкальский  экономический форум, а в следующем 2001 году в его рамках прошла международная  конференция “Байкал - мировое наследие: экономика, экология”. Байкальский  экономический форум стал значимым явлением в экономической жизни  Сибири и Дальнего Востока, страны в  целом. В сентябре 2008 года он был  проведен уже в пятый раз.

8 августа 2000 года вступил  в силу новый Федеральный закон  “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.

Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость  обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.

В соответствии с новым законом представитель  в Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается  высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Член Совета Федерации - представитель  от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  на срок полномочий этого органа, а  при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов  этого органа.

Однако, поскольку в ряде субъектов Российской Федерации - Республике Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Карелии, Республике Саха (Якутии) и Свердловской области были сформированы двухпалатные законодательные (представительные) органы государственной власти, новый  закон предусмотрел, что член Совета Федерации - представитель от двухпалатного  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

До вступления в силу решений  об избрании (назначении) в установленном  новым Федеральным законом порядке  новых членов Совета Федерации, члены  Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации  должны были продолжать исполнять свои полномочия.

5 декабря 2001 года Председателем  Совета Федерации был избран  Сергей Михайлович Миронов, представитель  в Совете Федерации от Законодательного  Собрания Санкт - Петербурга.

В январе 2002 года закончилась  предусмотренная новым Федеральным  законом “ротация” членов Совета Федерации. 16 января 2002 года Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.

30 января 2002 года Совет  Федерации принял новый Регламент  палаты, в основу организации  которой были положены три  основных принципа: точное отражение  ее конституционных полномочий, сохранение преемственности в  работе и создание структуры  палаты, наиболее приближенной к  структуре комитетов Государственной  Думы.

В соответствии с новым  Регламентом в Совете Федерации  были созданы 16 комитетов: по конституционному законодательству; по судебно-правовым вопросам; по обороне и безопасности; по бюджету; по финансовым рынкам и  денежному обращению; по международным  делам; по делам Содружества Независимых  Государств; по делам Федерации и  региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по социальной политике; по экономической политике, предпринимательству и собственности; по промышленной политике; по природным ресурсам и охране окружающей среды; по аграрно-продовольственной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Севера и малочисленных народов, а также семь постоянных комиссий: по Регламенту и организации парламентской деятельности; по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации; по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации; по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации; по делам молодежи и спорту; по информационной политике; по естественным монополиям.

Постановлениями Совета Федерации от 6 октября 2006, от 6 июля 2007 и от 30 января 2008 образованы Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, по культуре, по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, по вопросам развития институтов гражданского общества; ликвидирована Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации.

Начиная с 2002 года были созданы  следующие временные комиссии Совета Федерации: по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству (март 2002 г.); по сотрудничеству с Европейским  союзом и проблемам Калининградской  области (апрель 2002 г.); по вопросам ликвидации последствий стихийного бедствия на Северном Кавказе (июль 2002 г.); по вопросам подготовки к празднованию 300-летия  основания города Санкт - Петербурга (октябрь 2002 г.); по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности (декабрь 2002 г.); по вопросам социальной защиты ветеранов (апрель 2003 г.); по налоговой политике (июнь 2003 г.); по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья (июль 2004 г.); по анализу ситуации на Северном Кавказе (июль 2004 г.); по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму (сентябрь 2004 г.); по национальной морской политике (февраль 2005 г.); по вопросам выполнения столичных функций (июль 2005 г.); по вопросам технического регулирования ( декабрь 2005 г.); по законодательному обеспечению реформирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации (май 2006 г.), по вопросам подготовки и проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи (октябрь 2007 г.).

Часть комиссий уже завершила  свою работу, деятельность ряда комиссий продлена палатой.

Новым явлением для современного российского парламентаризма стало  создание 20 сентября 2004 года «Парламентской комиссии по расследованию причин и  обстоятельств совершения террористического  акта в городе Беслан Республики Северная Осетия – Алания 1-3 сентября 2004 года». В ее состав вошли представители  обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Комиссию возглавил  заместитель Председателя Совета Федерации  А.П. Торшин. 22 декабря 2006 года на заседании Совета Федерации был представлен итоговый доклад комиссии, после чего было принято решение о завершении ее работы.

Дальнейшим развитием  организационной структуры Совета Федерации стало создание 3 марта 2006 года «Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений  при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Комиссия получила статус постоянно действующего консультативного органа, созданного в целях совершенствования законодательного обеспечения национальной политики и политики государства в отношении  религиозных объединений в Российской Федерации. В состав Объединенной комиссии входят члены Совета Федерации и, по согласованию, руководители законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации. Председателем Объединенной комиссии является Председатель Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации.

Работа на постоянной основе позволила изменить режим работы Совета Федерации, увеличив в два  раза интенсивность проведения пленарных  заседаний, что, в свою очередь, исключило  практику одобрения законов без  их рассмотрения, повысить качество обсуждения законопроектов. Более качественной и интенсивной стала работа комитетов  и постоянных комиссий в области  законодательной деятельности.

Переход на новый уровень  взаимодействия основных участников законодательного процесса позволил Совету Федерации  существенно повысить его эффективность  и результативность законодательной  деятельности в целом. Если ранее  палата отклоняла 20-30 % рассматриваемых  ею законов, и в итоге длительных согласований вступало в силу около 75% законов, принятых Государственной  Думой, то теперь  можно наблюдать объективную тенденцию к снижению доли отклоняемых законов от 4,5-5% в 2002-2003 годах до 2-3% - в 2004-2008 годах. В итоге вступает в силу свыше 98%  законов, принятых (одобренных) обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

С переходом на постоянный режим работы палаты существенно  возросло значение взаимодействия с  институтами гражданского общества, научными и экспертными сообществами, общественными объединениями и  организациями. В значительной степени  это взаимодействие происходит с помощью общественных и экспертных советов при комитетах и комиссиях Совета Федерации и его Председателе.

В настоящее время при  Председателе Совета Федерации активно  действует целый ряд общественных советов: Научно-экспертный совет; Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России; Координационный совет по проблемам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства, Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса; Совет по проблемам агропромышленного комплекса России; Совет по делам инвалидов; Координационный совет по социальной стратегии; Совет по федеральным и региональным программам; Совет по местному самоуправлению; Совет по вопросам жилищного строительства; Совет по государственной культурной политике.

Для повышения эффективности реализации полномочий Совета Федерации в 2002 году были назначены представители палаты в Государственной Думе, Правительстве Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации,  Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Министерстве юстиции Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации.

История становления Совета Федерации.pptx

— 650.04 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Эпоха Российской Федерации