Экономическая деятельность муниципальных образований

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование основ организации экономической деятельности муниципальных образований

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

   Численный состав  представительного органа обычно  колеблется в пределах от 5 до 30 депутатов, иногда бывает больше. В отдельных зарубежных государствах  иногда одновременно с депутатами  избираются их заместители, которые не имеют права решающего голоса на заседаниях представительного органа. В России это не практикуется. В законах некоторых субъектов РФ установлена минимальная и максимальная численность для разных звеньев представительных органов (например, в поселках Мордовии и сельских Советах - 11 - 15 человек, в районах и городах - 15- 35). Иногда содержится требование: если муниципальное образование состоит из нескольких селений, каждое из них должно быть представлено в муниципальном представительном органе.

Основы правового положения  депутата представительного органа местного самоуправления в РФ определяются Федеральным законом об общих  принципах организации местного самоуправления 1995 г., законами субъектов  РФ о местном самоуправлении, специальными законами о статусе депутата местного представительного органа и выборного должностного лица, которые приняты в некоторых субъектах РФ. Некоторые уточняющие положения содержатся и в уставах муниципальных образований. Поскольку депутат является представителем избравшего его населения и выразителем его воли в представительном органе, предусматриваются определенные гарантии его деятельности и некоторые депутатские привилегии. Вместе с тем законодательство устанавливает для депутатов и некоторые ограничения и запреты, связанные с их положением8.

Порядок работы представительного органа определяется уставом муниципального образования  и регламентом, принимаемым представительным органом. Он работает коллегиально, обсуждая вопросы и принимая решения на заседаниях. Для заседания необходим кворум — должно присутствовать большинство членов представительного органа, решение принимается большинством голосов присутствующих (при кворуме), а иногда требуется большинство списочного состава представительного органа. Последнее обычно требуется для принятия нормативных актов, бюджета и решения других важнейших вопросов. В некоторых муниципальных образованиях депутаты созываются на заседание по мере надобности, но чаще в определенный промежуток времени, когда работает представительный орган. Этот промежуток времени объявляется сессией, которая состоит из одного или обычно нескольких заседаний (с 9—10 часов до 18 часов с перерывами). Для сессии утверждается повестка дня (другие вопросы не могут рассматриваться), для заседания тоже может утверждаться повестка дня (это делается всегда, если сессия состоит из одного заседания). Очередное заседание в ходе сессии может продолжать обсуждать вопрос, не завершенный на предыдущем заседании. На другой сессии этого делать нельзя, вопрос, по которому обсуждение не завершено и решение не принято, должен на другой сессии рассматриваться с самого начала (внесения). В небольших муниципальных образованиях сессии созываются чаще (иногда — один раз в месяц), в крупных — 3—4 раза в год. Возможно проведение и внеочередных заседаний. Они могут объявляться внеочередными сессиями, а могут и не объявляться таковыми. На своих сессиях, заседаниях представительный орган принимает нормативные акты местного самоуправления, устанавливает местные налоги и сборы и решает все остальные вопросы, относящиеся к его исключительному ведению.

   Руководящие  и внутренние органы. Работой  пленарного заседания представительного  органа руководит избираемый  им председатель. Нередко избирается  заместитель председателя, иногда  секретарь (он ведает документами представительного органа). На заседаниях представительный орган может создавать свои постоянные отраслевые комитеты (по вопросам местных дорог, благоустройства, муниципального жилья и др.) и временные комитеты или комиссии. Постоянные комитеты (комиссии) создаются на весь срок полномочий представительного органа и наделены определенными полномочиями. Они готовят вопросы к пленарному заседанию, проекты решений, но обязательных решений они принимать не могут. Временные комиссии создаются для выполнения отдельных задач. Небольшие представительные органы в муниципальных образованиях постоянных комиссий не создают, а просто поручают отдельным членам представительного органа те или иные участки работы — образование, дороги, пожарную охрану и т.д. Для подготовки к рассмотрению вопросов на заседаниях представительного органа комиссии (комитеты) образуют рабочие группы. В их состав включаются депутаты, различные специалисты (экономисты, бухгалтеры, социологи и др.), представители заинтересованных организаций. Постоянные комиссии, а также избранные ими (или, что чаще, на заседании представительного органа) их председатели не подчинены главе муниципального образования (например, они вправе контролировать работу различных служб и ставить эти вопросы на сессиях), но они должны сотрудничать с администрацией в решении общих задач. Контроль комиссий — это положительный фактор и для администрации: указывая на недостатки, он помогает совершенствовать ее работу. На своих сессиях, заседаниях представительный орган принимает нормативные акты местного самоуправления, устанавливает местные налоги и сборы и решает все остальные вопросы, относящиеся к его исключительному ведению.

   Руководящие  и внутренние органы. Работой  пленарного заседания представительного органа руководит избираемый им председатель. Нередко избирается заместитель председателя, иногда секретарь (он ведает документами представительного органа). На заседаниях представительный орган может создавать свои постоянные отраслевые комитеты (по вопросам местных дорог, благоустройства, муниципального жилья и др.) и временные комитеты или комиссии. Постоянные комитеты (комиссии) создаются на весь срок полномочий представительного органа и наделены определенными полномочиями. Они готовят вопросы к пленарному заседанию, проекты решений, но обязательных решений они принимать не могут. Небольшие представительные органы в муниципальных образованиях постоянных комиссий не создают, а просто поручают отдельным членам представительного органа те или иные участки работы — образование, дороги, пожарную охрану и т.д. Для подготовки к рассмотрению вопросов на заседаниях представительного органа комиссии (комитеты) образуют рабочие группы. В их состав включаются депутаты, различные специалисты (экономисты, бухгалтеры, социологи и др.), представители заинтересованных организаций. Постоянные комиссии, а также избранные ими (или, что чаще, на заседании представительного органа) их председатели не подчинены главе муниципального образования (например, они вправе контролировать работу различных служб и ставить эти вопросы на сессиях), но они должны сотрудничать с администрацией в решении общих задач. Контроль комиссий — это положительный фактор и для администрации: указывая на недостатки, он помогает совершенствовать ее работу.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает существование иных органов  и должностных лиц местного самоуправления. Данные органы предусматриваются в  уставах муниципальных образований. Наименование иных органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности этих органов и должностных лиц определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Обычно такими органами являются местные администрации, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в рамках полномочий местного самоуправления9.

В ст. 3 п. 1 «Европейской Хартии местного самоуправления» сказано, что «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»10.

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления11.

 Таким образом, местное самоуправление  – это одна из форм реализации  народом принадлежащей ему власти.

«Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая  Конституцией Российской Федерации  самостоятельная, и под свою ответственность, деятельность населения по решению  непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» - ст. 2 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представительный  орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. Решения представительного органа принимаются в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями (сходами) граждан, то есть замена представительной демократии непосредственной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует  комплексного подхода к решению  поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.

Успешная реализация государственной  политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации  должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти. Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить:

- улучшение условий жизни населения  в каждом муниципальном образовании;

- обретение гражданами навыков  демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧА

В начале 2005 года Законодательный (представительный) орган государственной власти Ростовской области принял Закон «Об упразднении муниципальных образований в Волгодонском и Цимлянском районах области».

 Оцените  соответствие принятого закона  принципам местного самоуправления.

Решение:

 

В Российской Федерации  признается и гарантируется местное самоуправление ст. 12 Конституции РФ12.

Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения и формируемых им муниципальных органов.

К основным принципам  местного самоуправления относятся  следующие:

 - самостоятельность местного самоуправления;

- организационное обособление местного самоуправления и его органов в системе управления государством и обществом;

- взаимодействие местного самоуправления и его органов с органами  государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

- сочетание местных, региональных и общегосударственных интересов;

- многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

- соответствие материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в деятельности местного самоуправления;

- гласность деятельности местного самоуправления.

Самостоятельность местного самоуправления - один из основных принципов, он характеризует суть местного самоуправления.

 Принцип  самостоятельности местного самоуправления  закреплен в ряде конституционных положений. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Оно призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, самостоятельность полномочий муниципальных образований ограничивается кругом вопросов местного значения.

 Самостоятельность  местного самоуправления реализуется  путем местного референдума, муниципальных  выборов, других форм прямого  волеизъявления, а также через  участие граждан в деятельности выборных и других органов местного самоуправления. Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав, который принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением. Оно вправе иметь собственную символику, отражающую исторические, культурные и иные местные традиции. Население самостоятельно определяет организационную форму осуществления местного самоуправления, наименование и структуру его органов.

 Реализация  рассматриваемого принципа обеспечивается финансово-экономической самостоятельностью местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы13.

Статья 13.1. Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" (закон  о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ  гласит что:

  1. Упразднение  поселений допускается на территориях  с низкой плотностью сельского  населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

2. Упразднение  поселений осуществляется законом  субъекта Российской Федерации  по инициативе населения, органов  местного самоуправления, органов  государственной власти субъекта  Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

3. Упразднение  поселений осуществляется с учетом  мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума14.

Информация о работе Экономическая деятельность муниципальных образований