Источники муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Краткое описание

Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, аналитический метод. Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Степень разработанности моей темы находится на довольно высоком уровне. Основным не по юридической силе, а по разработанности и содержанию, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ от от 06.10.2003. В нем доволь

Оглавление

Введение Источники муниципального права


1. Общая характеристика источников муниципального права
1.1. Источники муниципального права на федеральном уровне
1.2. Источники муниципального права на региональном уровне
1.3. Источники муниципального права на уровне муниципальных образований
2. Научная дисциплина муниципального права
2.1. Источники научной дисциплины муниципального права
2.2. Эволюция научной дисциплины муниципального права в Российской Федерации
3. Иные источники муниципального права
3.1. Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления
3.2. Договоры и соглашения в области местного самоуправления
3.3. Международно – правовые акты, как источники муниципального права в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 213.50 Кб (Скачать)

В соответствии с законодательством устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. предусматривал два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан.

Как показывает практика, большинство уставов муниципальных  образований было принято представительным органом местного самоуправления (более 66%). Однако в некоторых муниципальных образованиях по поводу принятия устава проводился местный референдум.[11]

В соответствии с Федеральным Законом о местном  самоуправлении 2003 г. устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.[12]

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. После принятия устав муниципального образования подлежит государственной регистрации, порядок которой установлен Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21июля 2005 г. № 97-ФЗ.

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

В соответствии с Федеральным Законом о местном  самоуправлении 1995 г. порядок государственной  регистрации уставов муниципальных  образований устанавливался органами государственной власти субъектов РФ. В результате в разных субъектах РФ регистрацию уставов осуществляли различные органы:

§     орган законодательной власти области (Омская область);

§     представительные органы городов и районов, регистрирующие уставы иных муниципальных образований, входящих в их состав (Самарская область);

§     высший орган исполнительной власти субъекта РФ (Волгоградская область);

§     органы юстиции (Саратовская область).

Федеральный Закон  о местном самоуправлении 2003 г. четко  определяет, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Для государственной  регистрации устава муниципального образования предоставляются в двух экземплярах:

· устав муниципального образования;

· решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

· сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования, а в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан печатью местной администрации.

В Федеральном  Законе «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ уточняется, что государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (см. далее — регистрирующий орган).

Решение о государственной  регистрации устава муниципального образования принимается в 30-дневный  срок со дня его предоставления для  государственной регистрации.[13]

Соответственно, если по первым двум пунктам указанным  выше регистрирующий орган находит  нарушения, то он в праве принять  мотивированное решение об отказе в  государственной регистрации. Решение  об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в 5-дневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования. Однако отказ может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации, форма которого установлена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации  «Об утверждении формы свидетельства  о государственной регистрации устава муниципального образования» от 25 сентября 2006 г. № 300.

Согласно другому  Приказу Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении рекомендаций по оформлению свидетельства о государственной  регистрации устава муниципального образования» от 26 августа  г. № 146 свидетельство содержит:

· наименование, территориальный статус муниципального образования;

· наименование главного управления или его структурного подразделения, осуществившего государственную регистрацию устава муниципального образования;

· дату регистрации;

· регистрационный номер;

· подпись уполномоченного должностного лица;

· печать.

Свидетельство должно быть подписано руководителем  главного управления или его структурного подразделения.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и соответственно вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Сведения об уставе муниципального образования  вносятся в государственный реестр уставов муниципальных образований. Порядок ведения государственного реестра регламентируется Положением «О порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него», утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения ''О порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него''» от 24 августа 2005 г. № 139. Кроме того, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 136 утверждена Инструкция «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной  регистрации уставов муниципальных  образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ государственный  реестр уставов муниципальных образований  является сводом сведений о прошедших  государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. В свою очередь государственный реестр уставов муниципальных образований состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

В государственный  реестр устава муниципального образования  субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения:

- государственный  регистрационный номер устава  муниципального образования;

- реквизиты устава  муниципального образования (орган,  принявший устав, наименование  устава, номер и дата утверждения  решения, которым принят устав);

- сведения об  источнике и о дате официального  опубликования (обнародования) устава  муниципального образования;

Наряду с уставом  муниципального образования, наивысшей  юридической силой среди муниципальных  правовых актов обладают решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.

Решение вопросов местного значения непосредственно  гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).[14] Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, то на органы и должностные лица местного самоуправления, в компетенцию которых входит издание указанного акта, возлагается обязанность в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Нарушение срока  издания муниципального правового  акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого  волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, увольнения главы местной администрации или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Представительный  орган муниципального образования  по вопросам, отнесенным к его компетенции  федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования.[15] Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Важное значение также имеют правовые акты глав муниципальных  образований. Данный муниципальный  орган следует отнести к числу  органов исполнительной власти на местном уровне. В связи с этим его акты занимают в иерархии актов муниципальной власти положение на ступень ниже, чем акты выборного представительного органа местного самоуправления.

Принимаемые главой муниципального образования акты подразделяются на нормативные, устанавливающие общеобязательные правила более или менее длительного действия, и правоприменительные (индивидуальные).

Круг вопросов, регулируемый актами главы муниципального образования, определяется тем, какой  орган местного самоуправления он одновременно возглавляет: представительный или исполнительный. Если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, он издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа. Если глава муниципального образования является главой местной администрации, он издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.[16] 
 

2. Научная дисциплина  муниципального права

2.1 Источники научной  дисциплины муниципального  права

Источниками научной  дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение имеют работы по проблемам местного управления советского периода.

Источниками научной  дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты, нормы международного права.

Информация о работе Источники муниципального права