Наряду с
Интернетом, важную роль в информационном
обеспечении муниципальной деятельности
играют специализированные межмуниципальные
информационные системы и базы данных. Из
имеющихся в России таких систем наиболее
известна информационная сеть Ассоциации
сибирских и дальневосточных городов
(АСДГ). Информационные компьютерные банки,
этой сети (их свыше 10) позволяют получать
информацию о социально-экономических
показателях городов-участников сети
принятых муниципальных актах и т.д. Но
для этого каждый город должен регулярно
размещать в сети свою информацию.
В стадии разработки
находится создаваемая с участием
Европейского союза общероссийская
муниципальная информационная система
(МИС), предназначенная для предоставления
муниципалитетам информационных и консультационных
услуг через Интернет и работающая в интерактивном
режиме на двух языках: русском и английском.
МИС содержит 4 раздела:
"Законодательство" - информация о нормативно-правовой
базе местного самоуправления и изменениях
в ней, необходимая для четкой ориентации
муниципалитетов в изменяющемся правовом
пространстве;
"Муниципальное
управление" - информация об организации
практической деятельности в области муниципального
управления и менеджмента муниципальных
предприятий;
"Экономика
и бизнес" - экономическая и
деловая информация, необходимая
муниципалитетам для принятия
стратегических решений, поиска
новых партнеров, выхода на
новые рынки;
"Европейский опыт" - информация
об Европейском союзе и его опыте местного
и регионального развития, который может
быть полезен российским муниципалитетам
[6 408-435с.].
Для удобства
пользования МИС должно быть создано
несколько рубрик, таких как "Новости",
"Мнения", "Досье", "Консультации",
"Архив", "Ссылки", "Контакты".
Такая система
после ввода ее в действие позволит
существенно улучшить информационное
обеспечение органов местного самоуправления.
Муниципальные образования в
едином информационном пространстве России.
Создание
единого информационного пространства
России имеет первостепенное значение
для органов местного самоуправления
и реализуется через функционирование
информационной вертикали "Федерация
- субъект РФ - муниципальное образование".
В этой информационной вертикали ключевым
элементом являются информационные ресурсы
муниципального образования (см. рис.5
приложений).
Создание
единой системы информационных ресурсов
осуществляется на основе объемно-ориентированного
подхода. Основной объем информации
содержится в базовых кадастрах
и регистрах и размещается на муниципальном
уровне, где в процессе регистрации объектов
и субъектов деятельности возникает первичная
информация о них [5 385-388с.].
Система базовых
кадастров и регистров отдельного
субъекта РФ служит составной частью Единой
системы государственных кадастров и
регистров РФ (ЕСГКР), которая представляет
собой взаимосвязанный комплекс территориально
распределенных государственных кадастров,
ведущихся на единой географической информационной
основе и в соответствии с определенными
правовыми, технологическими и экономическими
нормами. Это позволяет обеспечить единую
методологическую основу учета имущественных
компонентов и природных объектов как
объектов прав собственности, устранить
ведомственную разобщенность и несовместимость
кадастровых сведений, скоординировать
проводимые в субъектах РФ различными
министерствами и ведомствами кадастровые
работы, повысить их качество, исключить
дублирование и снизить затраты на выполнение.
Для эффективной
информационной поддержки решения комплексных
задач управления необходимо, чтобы базы
данных, содержащие информацию об объектах,
относящихся к одной предметной области,
были технологически объединены в объектно-ориентированные
региональные системы баз данных (СБД).
Организационной основой для объединения
в СБД объектно-ориентированных баз данных
могут стать территориальные информационные
центры (ТИЦ "Земля", ТИЦ "Население"
и т.п.), создаваемые на базе организаций
- держателей соответствующих кадастров
и регистров и обеспечивающие использование
информационно-лингвистических, программных
и технических средств обмена данными.
Далее, необходимо
административно и технологически
обеспечивать информационное взаимодействие
между различными СБД, и в первую
очередь между базовыми кадастрами и регистрами, а также
доступ пользователей к информационным
ресурсам СБД.
Для реализации
административных и технологических
функций по организации доступа
к информационным ресурсам и обеспечения
взаимосвязи между информационными
ресурсами разных уровней публичной власти необходим
региональный информационно-технологический
центр (ИТЦ) с соответствующими подразделениями
или иная служба, например, в составе телекоммуникационных
центров субъектов РФ и муниципальных
образований [8 246-258с.].
Наряду с
технологической обработкой
информации важно обеспечить ее аналитическую
обработку в системе информационно-аналитических
центров (ИАЦ). Такие ИАЦ должны создаваться
в отдельных функциональных комплексах
управления (бюджетно-финансовый, социальный,
имущественный и т.д.), в администрациях
муниципальных образований, в региональных
комитетах по статистике.
Заключение
Информационное
обеспечение государственного и
муниципального управления должно позволять
вводить, обрабатывать, хранить, получать
необходимую информацию в зависимости от
конкретно принимаемого управленческого
решения. При этом, естественно, необходим
тщательный отбор из всей информационной
совокупности только тех сведений, которые
в нужный момент и в нужном объеме требуются
для более эффективного управления и нуждаются
в постоянном совершенствовании всей
системы информационного обеспечения
на основе современных информационных
технологий, включающих прежде всего заданную
последовательность операции анализа,
сбора, ввода, передачи, хранения, упорядочения,
поиска, обработки, преобразования и распределения
информации, производимых в автоматизированной
информационной системе на основе использования
потенциала и ресурсов программно-аппаратных
средств вычислительной техники, хранения
и выдачи информации.
Справедливости ради надо констатировать,
что на сегодня в субъектах Федерации
объективная потребность в актуальной,
целевой и достоверной информации, к сожалению,
далека от должного удовлетворения. На
уровне муниципального управления весьма
недостаточен уровень компьютеризации
местных органов, использующих нередко
недостаточно высокую технологию, устаревшие
методы и навыки работы с информацией.
Немаловажной
проблемой в государственном
и муниципальном управлении является
обеспечение полноты, достоверности
и качества поступающей с мест
информации. Низкое качество, прежде всего
учетно-регистрационной работы на местном
муниципальном уровне отражается на полноте,
достоверности и своевременности подготовки,
необходимой для управленческой деятельности
информации.
Под информационным обеспечением
следует понимать определенную (целенаправленную)
деятельность по разработке, организации
функционирования и совершенствованию
информационных систем, направленную
на организацию обеспечения субъекта
совокупностью сведений в виде систематизированной
информации, необходимой ему как субъекту
управления для осуществления возложенных
на него задач и функций управления.
Вопросы информационного
обеспечения государственного и
муниципального управления занимают особое
место в системе управления, поскольку любое поспешное
или неверное управленческое решение,
принимаемое при недостатке информации,
особенно в нештатных, экстремальных ситуациях,
может привести к нежелательным последствиям.
Информационное
обеспечение государственного и
муниципального управления должно
зиждется на основе прежде всего стратегической
государственной политики, отражающей
общенациональные интересы страны, обеспечивающей
ее развитие и международную безопасность.
Эффективность
управленческой информации является основополагающим показателем как
информационных качеств управленческих
решений, так и качества информационного
обеспечения государственного и муниципального
управления в целом.
Список
литературы
Федеральный
закон "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ
Закон Брянской области
о местном самоуправлении в Брянской
области от 29 августа 1996 года.
А. Атоян. Информационная культура
в условиях информатизации общества.
- М.: ИЦ Владос, 2001. - 390 с.;
Бабаев В.К. Теория государства
и права: Учебник для вузов - М.:
"Юристъ", 2001. - 658 с.;
Горелов А.А. Политология:
Учебник/А.А. Горелов. - М.: Флинта: Московский
психолого-социальный институт, 2002. - 312с.
Елисеева Е.В. Социальная
информатика: учебно-методические материалы.
- Брянск: СЭИ БГУ, 2003 г. - 240 с.;
Ершова Т.В. Российский
опыт интеграции в информационное общество
// Вестник РОИВТ, 2004 г.;
Морозова Л.А. Основы государства
и права: Учебник для вузов - М.:
"Юристъ", 2000. - 469 с.;
Мухаев Р.Т. Политология.:
Уч. д/в / М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005 - 445с.
Нартов Н.А. Социология:
уч. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005-511с.
Радугин А.А. Муниципальный
менеджмент. Социология организаций
и управления. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 754 с.
Система государственного
и муниципального управления: Уч. / под
ред. Г.В. Атаманчука. - М.: Издательство
РАГС 2005 - 488с.;
Система муниципального управления:
Уч. / под ред.В.Б. Зотова - Спб: Питер,
2005-493с.;
Страны мира: Краткий
полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат,
2000. - 478 с.;