Наряду с 
Интернетом, важную роль в информационном 
обеспечении муниципальной деятельности 
играют специализированные межмуниципальные 
информационные системы и базы данных. Из 
имеющихся в России таких систем наиболее 
известна информационная сеть Ассоциации 
сибирских и дальневосточных городов 
(АСДГ). Информационные компьютерные банки, 
этой сети (их свыше 10) позволяют получать 
информацию о социально-экономических 
показателях городов-участников сети 
принятых муниципальных актах и т.д. Но 
для этого каждый город должен регулярно 
размещать в сети свою информацию.
В стадии разработки 
находится создаваемая с участием 
Европейского союза общероссийская 
муниципальная информационная система 
(МИС), предназначенная для предоставления 
муниципалитетам информационных и консультационных 
услуг через Интернет и работающая в интерактивном 
режиме на двух языках: русском и английском. 
МИС содержит 4 раздела:
"Законодательство" - информация о нормативно-правовой 
базе местного самоуправления и изменениях 
в ней, необходимая для четкой ориентации 
муниципалитетов в изменяющемся правовом 
пространстве;
"Муниципальное 
управление" - информация об организации 
практической деятельности в области муниципального 
управления и менеджмента муниципальных 
предприятий;
"Экономика 
и бизнес" - экономическая и 
деловая информация, необходимая 
муниципалитетам для принятия 
стратегических решений, поиска 
новых партнеров, выхода на 
новые рынки;
"Европейский опыт" - информация 
об Европейском союзе и его опыте местного 
и регионального развития, который может 
быть полезен российским муниципалитетам 
[6 408-435с.].
Для удобства 
пользования МИС должно быть создано 
несколько рубрик, таких как "Новости", 
"Мнения", "Досье", "Консультации", 
"Архив", "Ссылки", "Контакты".
Такая система 
после ввода ее в действие позволит 
существенно улучшить информационное 
обеспечение органов местного самоуправления. 
Муниципальные образования в 
едином информационном пространстве России.
Создание 
единого информационного пространства 
России имеет первостепенное значение 
для органов местного самоуправления 
и реализуется через функционирование 
информационной вертикали "Федерация 
- субъект РФ - муниципальное образование". 
В этой информационной вертикали ключевым 
элементом являются информационные ресурсы 
муниципального образования (см. рис.5 
приложений).
Создание 
единой системы информационных ресурсов 
осуществляется на основе объемно-ориентированного 
подхода. Основной объем информации 
содержится в базовых кадастрах 
и регистрах и размещается на муниципальном 
уровне, где в процессе регистрации объектов 
и субъектов деятельности возникает первичная 
информация о них [5 385-388с.].
Система базовых 
кадастров и регистров отдельного 
субъекта РФ служит составной частью Единой 
системы государственных кадастров и 
регистров РФ (ЕСГКР), которая представляет 
собой взаимосвязанный комплекс территориально 
распределенных государственных кадастров, 
ведущихся на единой географической информационной 
основе и в соответствии с определенными 
правовыми, технологическими и экономическими 
нормами. Это позволяет обеспечить единую 
методологическую основу учета имущественных 
компонентов и природных объектов как 
объектов прав собственности, устранить 
ведомственную разобщенность и несовместимость 
кадастровых сведений, скоординировать 
проводимые в субъектах РФ различными 
министерствами и ведомствами кадастровые 
работы, повысить их качество, исключить 
дублирование и снизить затраты на выполнение.
Для эффективной 
информационной поддержки решения комплексных 
задач управления необходимо, чтобы базы 
данных, содержащие информацию об объектах, 
относящихся к одной предметной области, 
были технологически объединены в объектно-ориентированные 
региональные системы баз данных (СБД).
Организационной основой для объединения 
в СБД объектно-ориентированных баз данных 
могут стать территориальные информационные 
центры (ТИЦ "Земля", ТИЦ "Население" 
и т.п.), создаваемые на базе организаций 
- держателей соответствующих кадастров 
и регистров и обеспечивающие использование 
информационно-лингвистических, программных 
и технических средств обмена данными.
Далее, необходимо 
административно и технологически 
обеспечивать информационное взаимодействие 
между различными СБД, и в первую 
очередь между базовыми кадастрами и регистрами, а также 
доступ пользователей к информационным 
ресурсам СБД.
Для реализации 
административных и технологических 
функций по организации доступа 
к информационным ресурсам и обеспечения 
взаимосвязи между информационными 
ресурсами разных уровней публичной власти необходим 
региональный информационно-технологический 
центр (ИТЦ) с соответствующими подразделениями 
или иная служба, например, в составе телекоммуникационных 
центров субъектов РФ и муниципальных 
образований [8 246-258с.].
Наряду с 
технологической обработкой 
информации важно обеспечить ее аналитическую 
обработку в системе информационно-аналитических 
центров (ИАЦ). Такие ИАЦ должны создаваться 
в отдельных функциональных комплексах 
управления (бюджетно-финансовый, социальный, 
имущественный и т.д.), в администрациях 
муниципальных образований, в региональных 
комитетах по статистике.
Заключение
Информационное 
обеспечение государственного и 
муниципального управления должно позволять 
вводить, обрабатывать, хранить, получать 
необходимую информацию в зависимости от 
конкретно принимаемого управленческого 
решения. При этом, естественно, необходим 
тщательный отбор из всей информационной 
совокупности только тех сведений, которые 
в нужный момент и в нужном объеме требуются 
для более эффективного управления и нуждаются 
в постоянном совершенствовании всей 
системы информационного обеспечения 
на основе современных информационных 
технологий, включающих прежде всего заданную 
последовательность операции анализа, 
сбора, ввода, передачи, хранения, упорядочения, 
поиска, обработки, преобразования и распределения 
информации, производимых в автоматизированной 
информационной системе на основе использования 
потенциала и ресурсов программно-аппаратных 
средств вычислительной техники, хранения 
и выдачи информации.
Справедливости ради надо констатировать, 
что на сегодня в субъектах Федерации 
объективная потребность в актуальной, 
целевой и достоверной информации, к сожалению, 
далека от должного удовлетворения. На 
уровне муниципального управления весьма 
недостаточен уровень компьютеризации 
местных органов, использующих нередко 
недостаточно высокую технологию, устаревшие 
методы и навыки работы с информацией.
Немаловажной 
проблемой в государственном 
и муниципальном управлении является 
обеспечение полноты, достоверности 
и качества поступающей с мест 
информации. Низкое качество, прежде всего 
учетно-регистрационной работы на местном 
муниципальном уровне отражается на полноте, 
достоверности и своевременности подготовки, 
необходимой для управленческой деятельности 
информации.
Под информационным обеспечением 
следует понимать определенную (целенаправленную) 
деятельность по разработке, организации 
функционирования и совершенствованию 
информационных систем, направленную 
на организацию обеспечения субъекта 
совокупностью сведений в виде систематизированной 
информации, необходимой ему как субъекту 
управления для осуществления возложенных 
на него задач и функций управления.
Вопросы информационного 
обеспечения государственного и 
муниципального управления занимают особое 
место в системе управления, поскольку любое поспешное 
или неверное управленческое решение, 
принимаемое при недостатке информации, 
особенно в нештатных, экстремальных ситуациях, 
может привести к нежелательным последствиям.
Информационное 
обеспечение государственного и 
муниципального управления должно 
зиждется на основе прежде всего стратегической 
государственной политики, отражающей 
общенациональные интересы страны, обеспечивающей 
ее развитие и международную безопасность.
Эффективность 
управленческой информации является основополагающим показателем как 
информационных качеств управленческих 
решений, так и качества информационного 
обеспечения государственного и муниципального 
управления в целом.
Список 
литературы
Федеральный 
закон "Об общих принципах организации 
местного самоуправления в Российской 
Федерации" от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ
Закон Брянской области 
о местном самоуправлении в Брянской 
области от 29 августа 1996 года.
А. Атоян. Информационная культура 
в условиях информатизации общества. 
- М.: ИЦ Владос, 2001. - 390 с.;
Бабаев В.К. Теория государства 
и права: Учебник для вузов - М.: 
"Юристъ", 2001. - 658 с.;
Горелов А.А. Политология: 
Учебник/А.А. Горелов. - М.: Флинта: Московский 
психолого-социальный институт, 2002. - 312с.
Елисеева Е.В. Социальная 
информатика: учебно-методические материалы. 
- Брянск: СЭИ БГУ, 2003 г. - 240 с.;
Ершова Т.В. Российский 
опыт интеграции в информационное общество 
// Вестник РОИВТ, 2004 г.;
Морозова Л.А. Основы государства 
и права: Учебник для вузов - М.: 
"Юристъ", 2000. - 469 с.;
Мухаев Р.Т. Политология.: 
Уч. д/в / М.: ЮНИТИ-ДАНА 2005 - 445с.
Нартов Н.А. Социология: 
уч. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005-511с.
Радугин А.А. Муниципальный 
менеджмент. Социология организаций 
и управления. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 754 с.
Система государственного 
и муниципального управления: Уч. / под 
ред. Г.В. Атаманчука. - М.: Издательство 
РАГС 2005 - 488с.;
Система муниципального управления: 
Уч. / под ред.В.Б. Зотова - Спб: Питер, 
2005-493с.;
Страны мира: Краткий 
полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат, 
2000. - 478 с.;