Акты президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:30, реферат

Краткое описание

В Республике Беларусь Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Кроме того, Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Оглавление

Введение
Нормативные акты Президента
Ненормативные акты Главы государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 27.68 Кб (Скачать)

      Указ  Президента – это индивидуальный правовой акт или нормативный  правовой акт, издаваемый Президентом  для осуществления большинства  своих полномочий.

      Существует  два вида указов Президента: подконституционные указы и подзаконные указы.

      Подконституционные  указы

      Они издаются непосредственно на основе норм Конституции Беларуси, закрепляющих полномочия Президента. Эти указы  не уступают по юридической силе законам. Это связано с тем, что они  издаются на основе Конституции Беларуси, а не законов.

      Если  возникает противоречие между подконституционным указом Президента и законом Парламента, то верховенством обладает или указ или закон в зависимости от того, в компетенцию Президента или  Парламента входит регулирование соответствующего вопроса. Например, если указ Президента об установлении государственных праздников входит в противоречие с законом, который также затрагивает государственные  праздники, то приоритет следует  отдать указу Президента.

      Существуют  нормативные и ненормативные  указы, издаваемые во исполнение Конституции.

      Нормативные указы, издаваемые во исполнение Конституции, наряду с законами и декретами, составляют правовую базу для издания постановлений Правительства и других подзаконных нормативных актов. Если проанализировать иерархию правовых актов, то эти указы фактически можно поставить на один уровень с законами. В свою очередь, в рассматриваемой группе можно выделить два вида указов: 1) направленные на реализацию полномочий Президента, прямо закрепленных Основным Законом; 2) вытекающие из статуса Главы государства как гаранта Конституции. Такая классификация обусловливается принципиальным различием между двумя названными видами указов: если первые Президент вправе издавать вне зависимости от регулирования соответствующих вопросов законами, то основанием для издания вторых является неурегулированность либо ненадлежащая урегулированность тех или иных общественных отношений.

      Ненормативные акты, издаваемые во исполнение Конституции, получили наиболее широкое распространение. Сюда относятся все указы о назначении и освобождении должностных лиц, о награждении, присвоении классных чинов и званий, о приеме в гражданство и т.д. Характерной особенностью этих указов является то, что не все они издаются в силу дискреционных полномочий Главы государства. На осуществление некоторых полномочий Президенту требуется согласие других органов, в частности палат Национального собрания. Что касается иных ненормативных указов, направленных на реализацию конституционных полномочий Главы государства, то Президент вправе издавать их по своему усмотрению.

      Подзаконные указы

      Из  названия данных указов следует, что  они издаются на основе норм законов, предусматривающих полномочия Президента. Речь идет о законах, которые специально не принимаются для предоставления Президенту определенных полномочий, а являются обычными законами, регулирующими  отношения в определенной сфере.

       Подзаконные указы обладают меньшей юридической  силой по сравнению с законами и должны им соответствовать. Предмет  регулирования подзаконных указов отличается от предмета регулирования  законов. Подзаконные указы регулируют менее важные отношения.

        Выделяют нормативные указы, издаваемые во исполнение законов, которые имеют правовой основой п.30 ст.84 Конституции, согласно которому определенные полномочия могут возлагаться на Президента законом, а также ненормативные указы, издаваемые во исполнение законов.

      Я считаю, также необходимо отметить появление такого вида правового  акта как директива в данном разделе  моего реферата, потому что директива  относится к разновидности указа.

      К настоящему времени издано 4 директивы. Появление Президентских директив породило среди специалистов дискуссию  о природе этих актов. Дело в том, что перечень видом правовых актов  Президента, установленный статьей 85 Конституции Беларуси является исчерпывающим, но там не содержится такого вида правового  акта как директива. В 2008 году в Закон  «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» внесли дополнения и в  статью 2 дали определение директиве  Президента.

      Директива Президента – это указ Президента программного характера для решения проблем, имеющих приоритетное общественное значение.

      Если  проанализировать те директивы, которые  уже имели место быть, то можно  сделать вывод, что они действительно  явились реакцией на злободневные проблемы общества. Таким образом, Президентская  директива – это не самостоятельный  вид его правовых актов, а разновидность  указов Президента. Если же выбирать, к  какому виду отнести директиву, то необходимо полагать, что она является разновидностью подзаконного указа.

  1. Ненормативные акты Главы государства

      Распоряжения  и иные решения Президента Республики Беларусь относятся к ненормативным  правовым актам.

      Действующее законодательство не закрепляет даже примерного перечня случаев возможного издания распоряжений Президента. Указание на такую форму акта главы государства  дается лишь применительно к решению  некоторых конкретных вопросов.

      Распоряжение  Президента – это, как правило, индивидуальный правовой акт, издаваемый Президентом  для реализации своих менее существенных полномочий.

      С 1994 года  Президентом издано более 3.000 распоряжений. Почти все они  носят индивидуально-правовой характер. Около 10% распоряжений являются нормативными актами. По своей юридической силе распоряжения Президента уступают его  указам.

      Президент издает распоряжения по следующим вопросам: о применении мер поощрения к  конкретным лицам (объявление благодарности  Президента), не относящихся к государственным  наградам и отказывает лицам в  приеме в гражданство Республики Беларусь, назначает на должность. Вообще перечь вопросов, решаемых посредством  издания распоряжений, не закреплен законодательно.

      В последнее время получает все  большее распространение практика оформления решений Главы государства документами, не названными в Конституции. Примерами таких документов являются протоколы поручений Президента, телеграммы, адресованные тем или иным государственным органам.  Введение новых вариантов правового оформления решений Главы государства заслуживает внимания. Оформление соответствующего решения иным документом может привести к снижению уровня его обязательности, что нельзя признать позитивным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Итак, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что значимость актов Президента Республики очень важна. Эти акты обладают высокой юридической силой.

      Все акты Президента Республики Беларусь издаются не просто так. Та или иная форма акта зависит от определенных случаев.

      Когда необходимы оперативные действия, когда  Парламент по каким-то причинам не может  столь же быстро реагировать на ситуацию, тогда Президент имеет право  издать декрет. Только из этого можно  сделать о важности актов Президента.

      Так же можно сделать ряд выводов  о юридической силе актов Главы  государства. Правовые акты Президента обладают меньшей юридической силой, чем, например, Конституция, решения  республиканских референдумов, международные  договоры, которые ратифицированы Парламентом.

      Правовые  акты Президента обладают меньшей юридической  силой, чем Конституция, решения  республиканских референдумов, международные  договоры, ратифицированные Парламентом. Правовые акты Президента имеют такую же силу, как и законы, однако некоторые виды актов (подзаконные указы и распоряжения) уступают по силе законам.

      Хотелось  бы отметить, что необходимо закрепить  в Конституции все виды решений  Президента, чтобы не возникало ситуаций, когда такие решения не воспринимаются как обязательные. К таким видам  решений можно отнести протоколы  поручений Президента и телеграммы, адресованные тем или иным государственным  органам. 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) - Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. -№ 1, 1/0.
  2. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» - Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З (Ведомости Национ. Собран. Республики Беларусь. –2000.-№ 5. ст.40) c изменениями и дополнениями.
  3. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель, - Минск: Современная школа, 2008. – 168 с.
  4. Правотворческий процесс / Г.А. Василевич, С.М. Сивец. – Минск: Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, 2008. – 303 с.
  5. Правотворческий процесс  /  Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Барановичский государственный университет». – Барановичи; Редакционно-издательский отдел БарГУ, 2008. – 117 с.

Информация о работе Акты президента