Акты президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 02:30, реферат

Краткое описание

В Республике Беларусь Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Кроме того, Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Оглавление

Введение
Нормативные акты Президента
Ненормативные акты Главы государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Титульник.docx

— 27.68 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

Акты  президента, их конституционно-правовая природа 
 
 

                                                             

                                                                      
 
 

Минск 2011

Содержание

  1. Введение
  2. Нормативные акты Президента
  3. Ненормативные акты Главы государства
  4. Заключение
  5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В Республике Беларусь Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент. Кроме того, Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

      Участие Главы государства в правотворчестве  исторически восходит к тем временам, когда монарх – носитель абсолютной верховной власти – был источником всех законов. До возникновения парламентов  законы принимались и утверждались монархами. С появлением представительных законодательных органов правотворческая  функция стала постепенно переходить к ним, однако Глава государства  сохранил ряд существенных полномочий как непосредственно в сфере  принятия законов, так и в качестве самостоятельного нормоустанавливающего  субъекта.

      Тема  моего реферата об актах, которые  издает Президент. Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями в правотворческом процессе. Среди них можно назвать следующие:

  1. Как  Глава государства Президент обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти, осуществляет посредничество между ними. В связи с этим он может утверждать текущие и перспективные планы нормотворческой деятельности, концепцию развития законодательства;
  2. Обладает правом законодательной инициативы;
  3. Вправе инициировать внесение на рассмотрение палат Парламента изменений и дополнений Конституции;
  4. Дает согласие на внесение законопроекта в Парламент одним из субъектов право законодательной инициативы, если следствием принятия проекта может быть сокращение государственных средств, создание либо увеличение расходов;
  5. Обращается с посланиями к Парламенту, в которых вправе обозначить круг вопросов, требующих своего правового разрешения;
  6. Назначает референдум для принятия путем народного голосования законов либо решения иных вопросов, имеющих государственное и общественное значение;
  7. Издает декреты, указы, которые по своей юридической силе приравнены к законодательным актам.

      Итак, как мы видим, президент наделен  правом издавать и свои нормативные акты. Также Глава государства имеет право издавать распоряжения и иные решения (ненормативные акты).

      Так как эти акты приравнены к Законам  Республики Беларусь, то соответственно они имеют очень важное значение для государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В начале следует сказать о том, что же такое правовой акт Президента. Правовым актом Президента является официальный документ строго определенной формы. Его подготовка и вступление в силу подчинены специальным правилам.  Такой акт издается для осуществления полномочий Президента.

      Согласно  статье 85 Конституции Республики  Беларусь Президент издает три вида правовых актов. Глава государства  издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

      Основным  органом в Республике Беларусь, издающим нормативные акты, является Парламент. Парламент принимает законы. Однако большинство правовых актов Президента Республики Беларусь носят индивидуально-правовой характер, т.е. можно сделать вывод, что Президент обладает полномочиями законодательной власти.

  1. Нормативные акты Президента

      Президент Республики Беларусь обладает нормотворческими полномочиями. Они выражаются в принятии Президентом нормативных правовых актов, то есть состоят в регулировании  общественных отношений.  Президент  издает такие нормативные правовые акты, как декреты и указы.

      Посредством своих актов Президент Республики Беларусь уполномочен: отменять акты Правительства, отменять акты местных исполнительных и распорядительных органов в  случае их несоответствия законодательству, приостанавливать действие актов Местных  Советов депутатов в случае их несоответствия законодательству.

      Декреты Президента Республики Беларусь

      Декреты являются одним из новых видов  актов Президента. Наделение Президента правом издавать декреты явилось  одним из новшеств, принятых на референдуме  в 1996 году. По своему содержанию они  являются актами нормативного характера.

       Такой вид правовых актов весьма специфичен. Если проанализировать сложившуюся  ситуацию в мире по данному вопросу, то выясняется, что данный правовой акт нехарактерный для глав большинства  государств. Декреты − самый малочисленный  вид актов Президента Беларуси. Это  объясняется тем, что декреты  носят особый характер, издаются лишь в тех случаях, когда нужна  быстрая реакция на определенные события. Декреты выступают разрешенной  Конституцией формой вторжения Президента в законодательные полномочия Парламента.

       Декрет  – это нормативный правовой акт, имеющий силу закона, регулирующий те же отношения, что и закон; который  издается Президентом только в случаях специально предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

      Декреты могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основе закона о делегировании  Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Декреты и временные  декреты имеют силу закона.

      Теперь  подробнее о каждом из видов.

      Делегированные  декреты

      Для издания такого акта Президентом, необходимо основание. Такое основание выражается в специально принимаемом Парламентом  законе. Данный закон принимается  именно для того, чтобы предоставить (делегировать) Президенту полномочия на издание декретов. Здесь можно  говорить о делегировании законодательных  полномочий, поскольку декреты имеют  силу закона.

      Проект  закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может  быть внесен в Палату Представителей только сами Президентом. Парламент  вправе принять или отклонить  внесенный проект закона.  Данный закон принимается простым большинством членов каждой палаты.

      Рассматриваемый закон должен определять тот круг общественных отношений, который содержит полномочия делегируемые Президенту. Также в Законе необходимо указать  срок, на который Президенту делегируются полномочия. Не все полномочия можно  делегировать Президенту. Часть 2 статьи 101 Конституции Беларуси закрепляет круг вопросов, полномочия по регулированию которых нельзя делегировать Президенту.

      В течение определенного законом  срока, Президент может издать любое  число делегированных декретов. В  этих декретах разрешается устанавливать  иные правила, чем содержащиеся в  действующих законах. Из этого следует, что в случае противоречия, делегированные декреты обладают верховенством  над законом. С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, изданные им в рамках этого срока, декреты не утрачивают силу, а продолжают действовать. Однако Парламент уже может своими законами вносить изменения в делегированные декреты, признавать их утратившими силу, устанавливать иные правила, чем содержащиеся в декрете. Таким образом, законы, принимаемые по истечении срока, приобретают верховенство над ранее изданным декретом. Следует иметь в виду, что и в рамках срока делегированные декреты не могут противоречить закону, которым Президенту делегированы законодательные полномочия.

      Ни  одного делегированного декрета  на практике нет. Такая ситуация объясняется  возможностью издания Президентом  декретов второго вида, т.е. временных  декретов.

      Временные декреты

      Они отличаются от делегированных декретов основанием издания, поскольку издаются по инициативе самого Президента (или  предложению Правительства) непосредственно  на основе Конституции Беларуси, но при условии наличия особой необходимости. Следует полагать, что под особой необходимостью понимается внезапно возникшая  острая проблемная ситуация, для урегулирования которой требуется срочно издать законодательный акт. Данный вид  правового акта обладает большой  популярностью. На практике необходимость  издания временного декрета возникает  около двух раз в месяц, поэтому  в нашем государстве это весьма распространенный вид правового  акта.

       Временные декреты регулируют те же отношения, что и законы.  Конституция  Беларуси в данном случае не закрепляет круг вопросов, по которым нельзя издавать временные декреты, что отличается от порядка издания делегированных декретов. Однако Закон «О Президенте Республики Беларусь» гласит, что  временные декреты не могут издаваться по тем же вопросам, что и делегированные. Временные декреты в трехдневный  срок со дня их издания должны быть представлены Президентом на рассмотрение нижней палаты парламента.

       Палата  Представителей вправе рассматривать  их в течение любого промежутка времени, а затем должна передать их Совету Республики также для рассмотрения. Временные декреты не нуждаются  в утверждении со стороны Парламента. Они вступают в силу независимо от факта их рассмотрения Парламентом. Это принципиальный момент, который  отличает временные декреты от указов Президента о введении чрезвычайного  и военного положения. Последние  утрачивают силу, если не утверждены Советом  Республики. Смысл представления  временных декретов в Парламент  заключается в праве Парламента отменить данный акт.

       Если  каждая из палат Парламента наберет  не менее 2/3 голосов, то временный декрет Президента отменяется.

       Временные декреты могут устанавливать  иные правила, чем содержащиеся в  законах. Следовательно, временные  декреты в случае противоречия с  законами обладают верховенством. 

       Исходя  из своего названия, временные декреты  должны действовать в течение  определенного срока. Однако Конституция  Беларуси ничего не говорит о данном сроке.  В самих же временных  декретах, чаще всего не содержится срок их действия.

       Итак,  согласно Конституции Беларуси, декреты  Президента имеют силу закона. Это  значит, что декреты Президента и  законы равны по юридической силе.

      Указы Президента Республики Беларусь

      В Республике Беларусь указы являются самым распространенным видом актов  Главы государства.

      Анализ  практики издания указов Президента Республики Беларусь представляет определенную сложность, что обусловлено их чрезвычайным многообразием. Указы могут носить нормативный либо ненормативный  характер; издаваться на основании  конституционных полномочий Президента либо в соответствии с его полномочиями, определенными законами; конкретизировать нормы законов либо восполнять пробелы в праве.

Информация о работе Акты президента