Административная реформа в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование управления – это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РФ………………………... 6
1.1. Предпосылки административной реформы………………………………… 6
1.2. Влияние административной реформы на законодательство………………. 10
1.3. Административные процедуры и административные регламенты……….. 14
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РФ……... 18
2.1. Оптимизация функций органов исполнительной власти
и противодействие коррупции……………….……………………………….
18
2.2. Реформа государственной службы………………………………………….. 21
ГЛАВА 3. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РФ…………………………………….
23
3.1. Стандартизация и регламентация……………………………………………. 23
3.2. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной
власти и общества……………………………………………….…………….
24
3.3. Обеспечение административной реформы………………………………….. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…..... 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………..….. 30

Файлы: 1 файл

огмУ 3.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Необходимо также продолжить работу по передаче отдельных функций, осуществляемых органами исполнительной власти и их подведомственными организациями, субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно осуществлять эти функции.

В первоочередном порядке следует законодательно закрепить упразднение функций, не имеющих под собой достаточных правовых оснований и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав либо возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей. Это позволит сократить неэффективное вмешательство государства в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, обеспечить реализацию гражданами конституционных прав, а также сосредоточить работу государственных органов на решении необходимых обществу и государству задач.

Наряду с упразднением избыточных функций должен идти процесс введения новых функций, помогающих эффективно решать общественные задачи, а также процесс модернизации и совершенствования выполнения необходимых государственных функций, который также потребует изменения нормативно-правовой базы и проведения организационных мероприятий.

В то же время для предотвращения появления новых избыточных функций необходимо разработать и законодательно закрепить процедуру публичного доказательства органами исполнительной власти необходимости введения дополнительных функций.

Важной составляющей деятельности по оптимизации функций органов исполнительной власти является совершенствование действующей системы контроля и надзора, направленное на дальнейшее сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности.

Действующие в настоящее время методы государственного контроля и надзора в неполной мере соответствуют задачам обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и обременительны для бизнеса. Система требований избыточна, не прозрачна и противоречива – контрольные полномочия соединены с надзорными полномочиями (проведение проверок, наложение взысканий, выдача разрешений, приостановление деятельности).

Оптимизация контрольных и надзорных функций должна обеспечить решение задач по созданию единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, сокращению лицензируемых видов деятельности, передаче части функций по контролю и надзору субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, а также создаваемым саморегулируемым организациям.

В рамках административной реформы необходимо чётко разграничить предметы ведения и полномочия в сфере контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В целях недопущения осуществления аналогичных по содержанию мер необходимо предусмотреть запрет на проведение государственного контроля и надзора в отношении одного объекта одновременно органами государственного контроля и надзора разных уровней власти 13.

Необходимым условием оптимизации функций органов исполнительной власти является ликвидация коррупции в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.

В то же время в ряде органов исполнительной власти возникают дополнительные условия для коррупции. В группу органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:

  1. наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
  2. высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
  3. высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.

В связи с этим необходимо:

  1. создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;
  2. внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;
  3. разработать пакет антикоррупционных нормативных правовых актов;
  4. разработать ведомственные и региональные антикоррупционные программы.

 

2.2. Реформа государственной службы.

 

История со всей убедительностью доказывает, что государственные служащие – главное богатство страны. От их компетентности, способности к мобилизации зависит то, насколько государственные институты будут способны соответствовать потребностям страны. Именно поэтому реформа государственной службы признана решающим фактором. Это единственное направление административной реформы, по которому Указом Президента РФ от 15.08.2001 № 1496 утверждена первая специальная «Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 утверждена Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)».

Концепция содержит перспективные для разработки идеи и положения о том, какой должна быть государственная служба России. И эти идеи обретают свою правовую форму в соответствии с упомянутой Федеральной программой, предусматривающей «...создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Российской Федерации».

27 мая 2003 г. принят Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Закон впервые определил систему государственной службы и её виды.

Впервые реально оформлен и юридически, и организационно – обособленный вид государственной службы – государственная гражданская служба.

27 июля 2004 г. принят Закон о государственной  гражданской службе. Он регулирует  прохождение государственным служащим  государственной гражданской службы от поступления на неё до прекращения службы, включая более чёткие и прозрачные процедуры подбора кадров (конкурс), кодекс поведения и материальное поощрение по результатам работы. 1 февраля 2005 г. этот Закон вступил в силу 14.

Таким образом, в России постепенно создаётся комплексная нормативная правовая основа регулирования государственной службы в соответствии с установленной системой.

Общее правовое регулирование прохождения государственной правоохранительной службы РФ, а также вопросов правовой и социальной защиты сотрудников, граждан, уволенных с государственной правоохранительной службы, и их семей будет осуществляться специальным федеральным законом, проект которого подготовлен. Для отдельных видов правоохранительной службы, скажем, в органах внутренних дел, в таможенных органах, сохраняется необходимость особой регламентации.

 

ГЛАВА 3. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ.

 

3.1. Стандартизация и регламентация.

 

Административно-управленческие процессы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостаточно организованы и часто не эффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путём их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Достижение этих целей позволит:

– повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей;

– повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти 15.

В первую очередь должны быть разработаны и внедрены стандарты массовых общественно значимых государственных услуг, непосредственно затрагивающих конституционные права и свободы граждан. Это, в частности, услуги, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним (включая земельные участки), выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, регистрацией и трудоустройством безработных граждан, и другие государственные услуги. Перечень государственных услуг, которые предоставляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в отношении которых требуется первоочередная разработка и внедрение стандартов и административных регламентов, должен быть утверждён Правительственной комиссией по проведению административной реформы.

Под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в настоящей Концепции понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий последовательность действий органа исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций.

 

3.2. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.

 

Одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации является информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями.

Для деятельности государственных органов характерно развитие механизмов публичного обсуждения общественно значимых решений. Консультации с представителями гражданского общества до принятия решений носят фрагментарный характер и полностью зависят от усмотрения органов власти.

В рамках административной реформы необходимо разработать нормативно-правовую и методическую базу и внедрить механизмы повышения открытости государственных и муниципальных органов, а также обеспечить совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и общества.

Должны быть разработаны и внедрены механизмы:

  1. Раскрытия информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  2. Проведения публичных обсуждений подготавливаемых решений;
  3. Проведения общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти;
  4. Создания и деятельности при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества 16.

 

3.3. Обеспечение административной реформы.

 

Успешность реализации административной реформы во многом зависит от понимания и поддержки гражданами и бизнесом целей и задач административной реформы, заинтересованности гражданского общества в результатах реформы, с одной стороны, и наличия объективной информации о ходе её реализации, с другой. Необходимым фактором успешного проведения реформы также является заинтересованность в ней государственных служащих, призванных обеспечить её реализацию

Неподготовленность участников административной реформы к её проведению может привести к замедлению процесса преобразований и обуславливает необходимость эффективной координации мероприятий по проведению административной реформы на федеральном и региональном уровнях.

Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого организационного, информационного, кадрового и ресурсного обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

В рамках реализации указанных мероприятий предполагается:

– создание типовых программ административной реформы для федеральных министерств, федеральных служб и агентств;

– создание типовой программы административной реформы в субъекте Российской Федерации;

– разработка программ обучения новым процедурам государственного управления для их реализации в рамках образовательных программ и курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих;

– мониторинг результативности мероприятий административной реформы на федеральном и региональном уровнях;

– совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления;

– взаимодействие с общественностью по вопросам реализации административной реформы.17.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административная реформа – самая трудная в истории современной России - идёт непрерывно и постепенно с 1991 г., с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную.

Информация о работе Административная реформа в Российской Федерации