Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
В нашей стране развитию и совершенствованию парка металлорежущих станков и автоматов уделяется первостепенное внимание. Тираж металлорежущих станков, темпы развития станкостроения, уровень качества выпускаемых станков, удельный вес автоматизированного оборудования, в том числе с программным управлением, мобильность станочного парка для изготовления разнообразных изделий, высокая эффективность при эксплуатации станков — все это во многом определяет промышленный потенциал страны и характеризует уровень развития ее машиностроения.
Введение
1 Описание разрабатываемой конструкции и кинематической схемы
2 Расчет режимов резания
3 Кинематический расчет
4 Конструкторская часть
5 Описание механизма управления
6 Описание системы смазки
7 Безопасность и экологичность проекта
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Проверочный расчёт будем выполнять для 1-го сечения.
Диаметр вала эквивалентному моменту d, мм
(4.31)
где - допускаемое напряжение при изгибе, МПа.
Расчет подшипников
Расчет ведем по методике, изложенной в /1/.
Произведем подбор подшипников для IV вала.
Исходные данные:
d -диаметр в месте посадки подшипников нижней опоры, 20мм;
d -диаметр в месте посадки подшипников верхней опоры, 20мм;
n — частота вращения вала; 800 мин-1
Lh –ресурс, Lh=20000часов.
Реакции опор FR, Н
Так как более нагруженной является вурхняя опора, то расчет осуществляем для нее.
Предварительно назначаем
Эквивалентная нагрузка Pr, Н
Pr=X*V*Fr*Kd*KT,
где V — коэффициент вращения, V=1;
X=1, Y=0 —коэффициенты радиальной и осевой нагрузок
Kd=1,3 — коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки;
KT=1 — температурный коэффициент.
Расчет произведем для вурхней наиболее нагруженной опоры:
Pr=1*1*668б5*1,3*1б05=4912,5Н.
Эквивалентная долговечность LhE, ч
LhE=LE* KHE=20000*0,25=5000 ч.
где KHE=0,25 коэффициент режима нагрузки, [1, табл. 8.10].
Количество оборотов LE, млн. об.
LE=60*10-6*n*LhE=60*10-6*800*
Динамическая грузоподъёмность С, Н
(4.33)
где а1 – коэффициент надёжности;
а2 – обобщённый коэффициент совместного влияния качества металла условий эксплуатации [1, табл. 16.3].
Принимаем шариковые радиальные подшипники легкой серии, условное обозначение 7000101, для которых C=5740 Н, С0=3120 Н.
Таблица 3-Результаты подбора подшипников коробки скоростей
Номер вала |
Обозначение подшипника |
1 |
1000905 ГОСТ 8338-75 |
2 |
1000904 ГОСТ 8338-75 |
3 |
1000904 ГОСТ 8338-75 |
4 |
1000904 ГОСТ 8338-75 |
5 |
306 ГОСТ 8338-75 |
Расчет шпоночного соединения
Рисунок 6 — Шпоночное соединение
Расчет ведем по методике, изложенной в /1/.
Проверочный расчёт шпоночного соединения будем выполнять для вала 5. Принимаем призматическую шпонку по ГОСТ23360-78. Материал шпонки – сталь 45 чистотянутая по ГОСТ8787-68. Размеры шпонки и сечения паза для d=40мм: b=12мм, h=8мм, t1=5мм, t2=3,3мм, r=0,4мм.
Длина шпонки исходя из условия прочности на смятие l, мм
где h – высота шпонки [1, табл. 9.1.2];
[σСМ] - допускаемое напряжение смятия, [1, стр. 90].
С учётом ширины колёс принимаем длины шпонок l>4мм соответственно. Аналогично подбираем остальные шпонки. Результаты расчета сводим в таблицу.
Таблица 4 – Параметры шпоночного соединения
Колесо |
Диаметр вала, d, мм |
Размер шпонки b×h×l , мм |
Z3 |
22 |
6×6×12 |
Z4 |
12 |
4×4×12 |
Z9-Z10 |
22 |
6×6×30 |
Z13 |
28 |
8×7×22 |
Z15 |
31 |
10×8×25 |
Z14 |
40 |
12×8×14 |
Z16 |
40 |
12×8×16 |
Напряжение среза τ, МПа
,
где [t]=100 МПа — допускаемое напряжение среза.
Прочность шпоночного соединения обеспечена.
4.6 Расчет шлицевого соединения
Рисунок 7 — Шлицевое соединение
Расчет ведем по методике, изложенной в /1/.
Выбираем прямобочное шлицевое соединение с центрирование по “D” — наружнему диаметру. Произведем полный расчет шлицевого соединения на наиболее нагруженном валу IV вал.
Расчет шлицевого соединения произведем на смятие и износ.
Напряжение смятия sсм, МПа
где z — число шлицев; z= 6;
dср — средний диаметр; dср=18мм;
h — рабочая высота шлица, h=2мм;
l — рабочая длина шлицев, l=61мм;
[scм]=70МПа — допускаемое напряжение смятия.
Напряжение по износу sизн, МПа
где [sизн]=40МПа — допускаемые напряжения по износу.
Результаты расчетов других шлицевых соединений обеспечивающие условия прочности представим в виде таблицы.
Таблица 4-Результаты подбора шлицевых соединений согласно ГОСТ 1139-80.
Номер вала |
Обозначение шлицевого соединения |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
Расчёт муфты
Для передачи вращающего момента от электродвигателя выбираем по ГОСТ 21424-93 упругую втулочно-пальцевую муфту: МУВП 125-28-1. Материал полумуфт чугун СЧ20 по ГОСТ1412-85; материал пальцев – сталь 45 по ГОСТ1050-88 [2]
Условие прочности втулки на смятие sсм, МПа
, (55)
где - диаметр пальца под втулкой, мм;
- длина резиновой втулки, мм;
Z – число пальцев;
D1 – диаметр окружности расположения пальцев, мм.
, (56)
где - длина пальца, мм;
- момент сопротивления изгибу, мм;
- допускаемое напряжение на изгиб, МПа.
Условие прочности соблюдается.
5 Описание механизма управления
Переключение блоков шестерен коробки скоростей осуществляется рукояткой, которая имеет 4 положения по окружности и три – вдоль оси. Вращательное движение рукоятки передается на вал через пару зубчатых колес и ступицу. При переключении рукоятки по окружности происходит переключение двойных блоков. На валу смонтирован двухсторонний торцевой кулачок, в пазы которого входят два ролика с осями закрепленными на рычагах, соединеняясь с блоками. Фиксация положения рукояток осуществляется двумя фиксаторами.
Коробка переключения скоростей позволяет выбирать требуемую скорость без последовательного прохождения промежуточных ступеней.
Данная система управления используется на многих вертикально-сверлильных станках, относительно проста и имеет малые габаритные размеры.
Еще одним достоинством такой системы управления является то, что рукоятки переключения частот вращения шпинделя и величины подач находятся рядом и со стороны рабочего места. Это значительно сокращает время на изменение параметров режимов резания.
6 Описание системы смазки
В качестве смазочного материала рекомендуется применять масло И-30А ГОСТ 20799-75. Менять: первый раз через 15 дней, второй раз через 30 дней, далее каждые 3 месяца. По мере расхода масла уровень его в консоли следует периодически пополнять.
Масляный резервуар и насос смазки узлов, обеспечивающих движение подачи, расположены в консоли. Масло в резервуар заливается через угольник до середины маслоуказателя. Превышать этот уровень не рекомендуется: заливка выше середины маслоуказателя может привести к подтекам масла из консоли и коробки подач. Кроме того, при переполненном резервуаре масло через рейки затекает в корпус коробки переключения, что может привести к порче конечного выключателя кратковременного включения двигателя подач. При снижении уровня масла до нижней точки маслоуказателя необходимо пополнять резервуар. Слив масла из консоли производится через пробку в нижней части консоли левой стороны. Контроль за работой системы смазки коробки подач и консоли осуществляется маслоуказателем. Работа системы смазки считается удовлетворительной, если масло каплями вытекает из подводящей трубки: наличие струйки или заполнение ниши указателя маслом свидетельствует о хорошей работе масляной системы.
7 Техника безопасности
Вводный выключатель должен иметь два определенных фиксированных состояния — включенное и отключенное.
Включение вводного выключателя должно производиться только при закрытой дверце электрошкафа. Электрошкаф должен быть снабжен специальным замком и ключом, а также предупреждающим знаком опасности. На пульте управления станком должны быть установлена кнопка СТОП (аварийная) с грибовидным толкателем увеличенного размера.
Необходимо соблюдать общие правила техники безопасности при работе на металлорежущих станках. К работе на станке допускаются лица, знакомые с общими положениями условий техники безопасности при фрезерных работах, а также изучившие особенности станка и меры предосторожности по эксплуатации электрооборудования станка. Чистку и регулировку механизмов станка производить при полной остановке и отключении станка от электросети. Время торможения шпинделя после его выключения при всех частотах вращения не должно превышать 3 секунд. Рукоятки органов управления должны быть снабжены надежными фиксаторами, не допускающими самопроизвольных перемещений органов управления.
Выводы
При выполнении курсового проекта по “Конструированию и расчету станков” были закреплены знания, полученные за прошедший период обучения в таких дисциплинах как: детали машин, теоретическая механика, сопротивление материалов, материаловедение и др.
В ходе выполнения курсовой работы был спроектирован привод главного движения на базе станка 2Н135. Спроектированный привод позволяет обеспечить требования, заложенные в исходных данных на курсовую работу.
Разработанный привод обеспечивает 12 частот вращения шпинделя, как и базовый станок. Однако, его преимущество в том, что он охватывает больший диапазон регулирования.
Так же из привода была исключена одна промежуточная шестерня, а, следовательно, и вал. Это является важным с точки зрения себестоимости изделия. Это позволило расположить валы привода в одну линию, что увеличивает надежность работы привода с точки зрения распределения сил, нагружающих валы и подшипники.
Переключение частот осуществляется с помощью подвижных блоков колес. Это конечно увеличивает износ при переключении колес, однако это оправдывается стоимостью механизма переключения.
При проектировании привода выполнены
проектные и проверочные расчет
Список использованных источников
1 Иванов М.Н. Детали машин. – М.: Высш. шк., 2000. – 383с.
2 Курмаз Л.В. Детали машин. Проектирование: Учеб. пособие / Л.В. Курмаз, А.Т. Скойбеда. – Мн.: УП “Технопринт”, 2001. – 290с.
3 Рабинович А.И. Коробки скоростей металлорежущих станков.– Киев.: Высшая школа, 1965. – 275с.
4 Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для техн. Спец. Вузов.–7–е изд.–М.:Высш.шк.,2001.–447с.
5 Свирщевский Ю.И., Макейчик Н.Н. Расчет и конструирование коробок скоростей и подач. – Мн.: Высш. шк., 1975. – 585с.
6 Справочник технолога–машиностроителя. В 2–х т./ т2. Под ред. А.Г. Косиловой.–М.: Машиностроение, 1986.
Лист
Подп.
№ докум.
Лист
Дата
Разраб.
Модернизация привода главного движения на базе станка 2Н135
Пояснительная записка
2Н135 042/07 00.00.00 ПЗ
Белорусско-Российский
университет
гр.ТМ-031
Информация о работе Вертикально-сверлильный станок модели 2Н135