Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:57, курсовая работа
В нашей стране развитию и совершенствованию парка металлорежущих станков и автоматов уделяется первостепенное внимание. Тираж металлорежущих станков, темпы развития станкостроения, уровень качества выпускаемых станков, удельный вес автоматизированного оборудования, в том числе с программным управлением, мобильность станочного парка для изготовления разнообразных изделий, высокая эффективность при эксплуатации станков — все это во многом определяет промышленный потенциал страны и характеризует уровень развития ее машиностроения.
Введение
1 Описание разрабатываемой конструкции и кинематической схемы
2 Расчет режимов резания
3 Кинематический расчет
4 Конструкторская часть
5 Описание механизма управления
6 Описание системы смазки
7 Безопасность и экологичность проекта
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Крутящие моменты на валах Тi, Н*м
,
где Ni — мощность на i-ом валу, кВт;
ni — частота вращения i-го вала, мин-1.
Расчет зубчатых передач
Проектный расчет передачи
Для изготовления колес и шестерен используем сталь 40Х. Этот выбор обусловлен желанием получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость коробки скоростей.
Назначаем термообработку [1, табл. 8.8]:
для колес — улучшение 230...260 НВ, sВ=850 МПа; sТ=550 МПа;
для шестерен — улучшение 260...280 НВ, sВ=950 МПа; sТ=700 МПа.
При назначенной твердости
Допускаемые контактные напряжения [sН], МПа
, (4.4)
где sНlimb — базовый предел контактной выносливости, [1, табл. 8.9];
SН=1,1 — коэффициент безопасности;
КHL — коэффициент долговечности.
sНlimb=2НВ+70 (4.5)
для колес sНlimb=2*250+70=570 МПа;
для шестерен sНlimb=2*270+70=610 МПа;
(4.6)
где NK — эквивалентное число напряжений.
NK =60*n*c*Lh, (4.7)
где n — частота вращения вала зубчатого колеса;
с — число зубчатых колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым;
Lh — заданный ресурс, час.
Lh=L*365*Kгод*24*Ксут,
где L=5 — срок службы, лет;
Kгод=0,66 — коэффициент использования передачи в год;
Ксут=0,66 — коэффициент использования передачи в сутки.
Расчет осуществляем по наиболее нагруженной передаче.
Lh=5*365*0,66*24*0,45=19710 ч.
NK =60*200*1*19710=2,36*108 .
Базовое число циклов NНs, циклов
NНs=30*НВ2,4,
где НВ — средняя твердость.
NНs=30*2502,4=1,7*107.
В соответствии с кривой усталости напряжения sН не могут иметь значений меньших sНlimb, поэтому при NK> NНs принимают NK = NНs и тогда КHL=1. В нашем случае NK =2,07*108 цикла > NНs =1,7*107 цикла и следовательно КHL=1.
Допускаемые контактные напряжения [sН], МПа
для колес
для шестерен
Допускаемые напряжения изгиба [sF], МПа
(4.10)
где sFlimb — базовый предел выносливости зубьев при изгибе, [1, табл. 8.9].
SF=1,75 — коэффициент безопасности;
КFC=1 — коэффициент, учитывающий двухстороннее приложение нагрузки;
КFL=1 — коэффициент долговечности.
sFlimb=260+HB;
для колес sFlimb=260+250=510 МПа;
для шестерен sFlimb=260+270=530 МПа.
для колес
для шестерен
Допускаемые контактные напряжения при кратковременной перегрузке [sН]max, МПа
[sН]max=2,8*sт;
для колес [sН]max=2,8*550=1540 МПа;
для шестерен [sН]max=2,8*700=1960 МПа.
Предельные напряжения изгиба [sF]max, МПа
[sF]max=2,74*HB;
для колес [sF]max=2,74*250=685 МПа;
для шестерен [sF]max=2,8*270=740 МПа.
Расчет осуществляем для передачи, обладающей в своих группах наибольшими передаточными числами, как для наиболее нагруженных.
Предварительное межосевое расстояние aw, мм для колес z13 и z14
(4.14)
где ЕПР – приведённый модуль упругости, ЕПР=2,1*105МПа,
КНβ – коэффициент угла перекоса, КНβ=1,08 [1, рис.8.15],
ψba – коэффициент относительной ширины колёс, ψba=0,4 [1, табл.8.4].
Модуль передачи m, мм
(4.15)
Принимаем m=2 мм, тогда межосевое расстояние aw, мм
(4.16)
Предварительное межосевое расстояние aw, мм для колес z10 и z11:
Модуль передачи m, мм
Принимаем m=2 мм, тогда межосевое расстояние aw, мм
Предварительное межосевое расстояние aw, мм для колес z2 и z3:
Модуль передачи m, мм
Принимаем m=2,5 мм, тогда межосевое расстояние aw, мм
Предварительное межосевое расстояние aw, мм для колес z2 и z3:
Модуль передачи m, мм
Принимаем m=2 мм, тогда межосевое расстояние aw, мм
Ширина венца для шестерни bv, мм
bv (5…10)×m. (4.17)
Расчет геометрических параметров передач осуществляем по ГОСТ 16532-70.
Делительный диаметр шестерни (колеса) d1(2), мм
d1(2)= z1(2)×m.
Диаметр окружности впадин df, мм
df= d1(2)-2,5×m.
Диаметр окружности выступов dа, мм
dа= d1(2)+2m. (4.20)
Результаты расчетов по вышеприведенным методикам представим в виде таблицы 2.
Таблица 2 — Результаты расчета зубчатых колес
Обозначение колеса |
Число зубьев, z |
Суммарное число зубьев, zS |
Передаточное число, u |
Модуль, m, мм |
Межосевое расстояние, аw, мм |
Делительный диаметр, d, мм |
Диаметр вершин, da, мм |
Диаметр впадин, df, мм |
Ширина венца, bw, мм |
z2 |
20 |
44 |
1,2 |
2 |
44 |
40 |
44 |
35 |
12 |
z3 |
24 |
48 |
52 |
43 |
10 | ||||
z4 |
28 |
48 |
1,2 |
2,5 |
55 |
70 |
75 |
63,75 |
15 |
z5 |
20 |
50 |
55 |
43,75 |
12 | ||||
z6 |
24 |
1,4 |
60 |
65 |
53,75 |
15 | |||
z7 |
24 |
60 |
65 |
53,75 |
12 | ||||
z8 |
22 |
66 |
2,78 |
66 |
44 |
48 |
39 |
15 | |
z9 |
44 |
88 |
92 |
79 |
12 | ||||
z10 |
33 |
66 |
1 |
2 |
66 |
66 |
70 |
61 |
15 |
z11 |
33 |
66 |
70 |
61 |
12 | ||||
z12 |
60 |
120 |
1 |
2 |
87 |
120 |
124 |
115 |
12 |
z13 |
60 |
120 |
124 |
115 |
20 | ||||
z14 |
24 |
4 |
48 |
52 |
43 |
17 | |||
z15 |
96 |
192 |
196 |
187 |
17 |
Проверочный расчет передач
Проверочный расчет выполним для передачи z13-z14 как наиболее нагруженной передачи привода.
Проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям [sН]max, МПа
(4.21)
где Кн=1,06 — коэффициент нагрузки.
Условие обеспечения прочности по контактном напряжениям выполняется.
Проверочный расчет на усталость по напряжениям изгиба [sF]max, МПа
(4.22)
где YF — коэффициент формы зуба;
Ft — окружная сила, Н;
KF — коэффициент расчетной нагрузки.
При х=0 [1, рис. 8.20]:
для шестерни
для колеса
Расчет выполняем по тому колесу, у которого меньше отношение [sF]/ YF.
для шестерни
для колеса
Расчет выполняем по шестерне:
КF=KFb×KFV
где KFb=1,05 — по графику [5, рис. 8.15];
KFV=1,14 — по таблице [5, табл. 8.3].
КF=1,05×1,17=1,23.
Окружная сила Ft, кН
(4.24)
Условие прочности по напряжениям изгиба выполняется.
Расчет валов
Расчет ведем по методике, изложенной в /1/.
Проектный расчет валов
В качестве материала валов назначаем сталь 45 ГОСТ 1050-88, sВ=750 МПа; sТ=450 МПа.
Средний диаметр вала d, мм
где Т — крутящий момент на валу, Н×м;
[t]=15 МПа — допускаемые напряжения кручения;
Принимаем d1=10 мм.
Принимаем d2=22 мм.
Принимаем d3=20 мм.
Принимаем d4=22 мм.
Принимаем d=28 мм.
Расчет валов осуществим на примере предпоследнего (IV-го) вала.
Разрабатываем конструкцию вала.
Рисунок 4 — Конструкция вала
Исходными данными для расчета вала являются:
Т=32,32 Н*м- крутящий момент на валу;
n =800 мин-1 –частота вращения вала.
Допускаемая радиальная нагрузка на выходном конце вала [FR], Н
(4.26)
Окружная сила Fti, Н
Fti=2T/d, (4.27)
Ft1=2*32,32/0,12=538,66Н;
Ft2=2*32,32/0,12=538,66Н.
Осевая сила Fаi, Н
Fai= Ft*tgβ.
где β=0 – угол наклона зубьев.
Fa1=979,39* tg0=0;
Fa2=538,66* tg0=0.
Радиальная сила Fri, Н
Fri= Ft*tga; (4.29)
Fr1=538,66* tg 200=195,33Н;
Fr2=538,66* tg 200=195,33Н.
Определяем реакции в опорах.
Рассмотрим реакции от силы Fr, действующей в вертикальной плоскости.
Рисунок 5 — Расчетная схема
Определяем реакции в опорах.
Вертикальная плоскость:
Горизонтальная плоскость:
Определяем моменты M, Н*м
Вертикальная плоскость:
Горизонтальная плоскость:
Изгибающий момент, Мизг, Н*м
Эквивалентный момент, Мэкв, Н*м
Проверочный расчет валов
Для первого сечения эквивалентный момент МЭ1, кН*мм
. (4.30)
Для второго сечения эквивалентный момент МЭ2, кН*мм
Информация о работе Вертикально-сверлильный станок модели 2Н135