Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 12:54, курсовая работа
Производственные процессы в большинстве отраслей народного хозяйства выполняют машины, и дальнейший рост материального благосостояния тесно связан с развитием машиностроения. Непрерывное совершенствование и развитие машиномтроения связано с прогрессом станкостроения, поскольку металлорежущие станки с некоторыми другими видами технологических машин обеспечивают изготовление любых новых видов оборудования.
К важнейшим требованиям, предъявляемым к проектируемой машине, относятся экономичность в изготовлении и эксплуатации, удобство и безотказность обслуживания, надёжность и долговечность.
где Ye=1 – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
Yb =1 – коэффициент наклона зуба.
МПа для первой передачи;
МПа для второй передачи.
Допускаемое напряжение при расчете зубьев на выносливость при изгибе определяем по формуле [2]:
, МПа,
где kFg=1,1 – коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зубьев;
kFa=1,1 - коэффициент, учитывающий влияние упрочнения переходной поверхности зубьев;
kFc=0,7 - коэффициент, учитывающий особенности работы зубьев при реверсивной нагрузке;
kxF=1 - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса;
YS - коэффицент, отражающий чувствительность материала зубьев к концентрации напряжений;
YR=1,1 - коэффициент, учитывающий параметры шероховатости;
SF=2,2 – коэффициент безопасности.
YS=1,1m-0,09
Первая передача:
YS=1,1×3-0,09=0,996
МПа
Условие sF<sFP 42,1<77,2 МПа выполняется.
YS=1,1×4-0,09=0,97
МПа
Условие sF<sFP 42,75<79,9 МПа выполняется.
4.4 Расчет предачи на контактную выносливость зубьев
Удельная расчетная окружная сила [2]:
, Н
где kHv=1,1 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацаеплении;
kHb=1,05 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца;
kHa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
kHa=1+0,0025(0,17N)4v+0,02(N-
где N=7 – степень точности зубчатой передачи;
v – окружная скорость в зацеплении, м/с
Первая передача:
м/с;
kHa=1+0,0025(0,17×7)415,1+0,
Н
Вторая передача:
м/с;
kHa=1+0,0025(0,17×7)47,54+0,
Н
Расчетное контактное напряжение [2]:
, МПа,
где zH=1,76 – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
zM=274 - коэффициент, учитывающий механические свойства материаловсопряженных колес;
ze- коэффициент, зависящий от коэффициента торцового перекрытия
и коэффициента осевого перекрытия ea , который для прямозубых колес равен 0.
Допускаемое контактное напряжение для прямозубых передач [2]:
, МПа,
где zR=0,95 - коэффициент, учитывающий параметры шероховатости;
zv – коэффициент, учитывающий окружную скорость;
kL=1 – коэффициент, учитывающий влияние смазочного материала;
kxН=1 - коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса;
kHL – коэффициент режима нагружения и долговечности
,
где NH0=25×106 – базовое число премены циклов напряжений;
NHE=NFE – эквиваллентное число циклов перемены напряжений.
Выполним расчеты для каждой передачи.
Первая передача:
принимаем kHL=0,9;
МПа;
коэффициент ze=0,88;
МПа
Проверим выполнение условия
sН £ sНР – 303,72£543,5 МПа выполняется.
Вторая передача:
принимаем kHL=0,9;
МПа;
коэффициент ze=0,9;
МПа
Проверим выполнение условия
sН £ sНР – 404,2£519,1 МПа выполняется.
4.5 Расчет поликлиноременной передачи
Задаемся расчетным диаметром ведущего и ведомого шкивов d1=d2=140 мм, так как передаточное отношение и=1. Сечение ремня выбираем в зависимости от мощности, передаваемой ведущим шкивом, и его частоты вращения:
кВт,
где п=1000 мин-1 – расчетная частота вращения ведущего шкива;
Т1=83,58 Н×м – крутящий момент на выходном валу коробки скоростей.
Принимаем сечение Л.
Определяем ориентировочное межосевое расстояние [6]:
а≥0,55(d1+d2)+Н=0,55×(140+140)
где Н=9,5 – высота сечения поликлинового ремня, мм.
Расчетная длина ремня [6]:
значение округляем до ближайшего большего стандартного l=900 мм.
Скорость ремня:
м/с
Число клиньев поликлинового ремня [6]:
,
где [PП] – допускаемая мощность передаваемая ремнями, кВт
[PП]=[P0]×Ср×Сa×Сl=11×0,9×1,0×
где [P0]=11,0 – допускаемая приведенная мощность, передаваемая поликлиновым ремнем с десятью клиньями;
Ср=0,9 – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы;
Сa=1,0 – коэффициент угла обхвата;
Сl=1,0 – коэффициент зависящий от длины ремня.
принимаем z=9
Сила предварительного натяжения поликлинового ремня [6]:
Н
Сила давления на вал [6]:
Н,
где a1=180о – угол обхвата ремнем ведущего шкива.
4.6 Выбор муфт
Электродвигатель и вал коробки скоростей соеденены упругой муфтой с торообразной оболочкой вогнутого профиля ГОСТ 20884-93. Выбор муфты производим не по передаваемому вращающему моменту, а по диаметру внутреннего отверстия. Принимаем муфту с номинальным вращающим моментом 100 Н×м и внутренним отверстием d=35 мм. Отверстие одной полумуфты, соединяемой с валом электродвигателя, необходимо перед сборкой расточить до d=38 мм.
Выбор электромагнитных муфт контактного типа Э1М…2 производится в зависимости от крутящего момента на валу и угловой скорости w [6].
МН=k×T, Н×м,
где k=1,3 – коэффициент запаса.
, с-1,
где п – частота вращения вала, мин-1
Вал I:
МН=1,3×30,55=40 Н×м
с-1
Вал II:
МН=1,3×42,64=55,4 Н×м
с-1
Вал III:
МН=1,3×83,58=108 Н×м
с-1
Конкретные типоразмеры муфт примем после расчета диаметров валов коробки скоростей
4.7 Расчёт диаметров валов и предварительный выбор подшипников
Ориентеровочно диаметры валов определяем из соотношения [2]:
,
где Т-момент на соответствующем валу
мм
мм
мм
Диаметры валов необходимо согласовать с диаметрами внутренних колец подшипников, а также с посадочными отверстиями электромагнитных муфт.
Диаметр выходного конца электродвигателя d=38 мм.
Диаметры валов необходимо принять несколько больше, так как подача смазочной жидкости будет осуществляться через отверстия в валах.
На первом и втором валу будут установлены электромагнитные муфты Э1М07.2, имеющие посадочное отверстие d=25 мм, следовательно принимаем диаметр валов d1=d2=25 мм.
На третьем валу устанавливаем муфту Э1М08.2 с отверстием d=30 мм. Принимаем d3=30 мм.
Предварительно выбираем подшипники шариковые радиальные однорядные ГОСТ 8338-75 средней серии для установки в корпус и легкой серии для зубчатых колес.
4.8 Силовой расчет вала
Рисунок 4 - Схема приложения нагрузки
Наиболее нагруженным валом в коробке скоростей является III (рисунок 4), на который действует помимо сил в зубчатом зацеплении сила давления, передаваемая от поликлиноременной передачи.
Определим окружную силу в зацеплении [4]:
Н,
где d2=т×z2=4×36=144 мм – делительный диаметр колеса;
Т2=83,58 Н×м – крутящий момент на колесе.
Радиальная сила:
Н,
где a=20° - угол зацепления.
По чертежу определяем места расположения сил и расстояние до точек их приложения, переносим их на рисунок. Для облегчения расчёта применим относительную систему координат совпадающую с направлениями сил Fr и Ft.
Рассмотрим плоскость ZOY:
SМА=FОПZ×l1-Fr×l2-RBZ(l2+l3)=
SМB=FОПZ(l1+l2+l3)+Fr×l3-RAZ(l
Откуда:
H
H
Проверка:
SFz=-FОПZ+RAZ-Fr-RBZ=1811,3+
Рассмотрим плоскость XOY:
SМА=-FОПX×l1-Ft×l2+RBX(l2+l3)=
SМB=-FОПX(l1+l2+l3)+Ft×l3+RAX(
Откуда:
H
H
Проверка:
SFz=FОПX-RAX-Ft+RBX=1811,3-
Силы реакции в опорах:
Н,
Н
Строим эпюры изгибающих и крутящих моментов (рисунок 5)
Рисунок 5 – Эпюры изгибающих и крутящих моментов
4.9 Расчет вала на сопротивление усталости
Для опасного сечения определяем коэффициент запаса прочности по усталости S и сравниваем его с допускаемым значением [4]:
где Sσ и St - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по зависимостям [4]:
,
где σ-1=410 МПа и t-1=240 МПа – пределы выносливости материала соответственно при изгибе и кручении;
σa и ta – амплитуды напряжений цикла, МПа;
σт и tт – средние напряжения цикла, МПа;
yσ=0,2; yt=0,1 – коэффициенты характеризующие чувствительность материалак асимметрии цикла напряжений;
КσD и КtD – коэффициенты, учитывающие влияние всех факторов на сопротивление усталости соответственно при изгибе и кручении
,
где Кσ и Кt - эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
КF=1 – коэффициент влияния шероховатости поверхности;
КV=1,4 – коэффициент влияния упрочнения
Для каждого концентратора напряжений определим коэффициенты К:
- шпоночный паз
Кσ=2,2; Кt=2,0; Кd=0,77
- переходная посадка
В расчет принимаем тот концентратор, у котороко больше , таким концентратором является шпоночный паз.
,
где М=181900 Н×мм – результирующий изгибающий момент;
МК=83600 Н×мм – крутящий момент;
W – осевой момент сопротивления сечения вала, мм3;
WК – полярный момент сопротивление сечения вала, мм3
мм3,
где b=8, t1=4 – размеры шпоночного паза, мм;
с=d0/d=12/30=0,4
мм3
МПа;
МПа
Запас прочности больше допустимого
4.10 Расчет вала на статическую прочность
Проверка статической прочности проводится по условию [4]:
, МПа,
где σЕ – эквивалентное напряжение;
[s]=0,8sT=0,8×750=600 МПа – предельное допускаемое напряжение;
КП=1,6 – коэффициент перегрузки
МПа £ [s]=600 МПа
Условие прочности выполняется
4.11 Проверочный расчет
Сопоставим расчетную динамическую грузоподъемность Срасч с базовой С:
Срасч £ С
Для радиальных подшипников условие имеет вид [4]:
,
где Сr расч – расчетная радиальная грузоподъемность, Н;
Рr – эквивалентная радиальная динамическая нагрузка, Н;
р=3 – для шариковых подшипников;
п=1000 мин-1 – частота вращения внутреннего кольца подшипника;
Lh=12×104 ч – требуемая долговечность подшипника;
а23=0,75;
КНЕ=0,18 – коэффициент режима нагрузки;
Сr=29,1 кН – базовая радиальная динамическая грузоподъемность.
Pr=VXRrKБКТ, Н;
где V=1 – коэффициент вращения;
Х=0,56 – коэффициент радиальной нагрузки;
Rr=2656,2 H -наибольшая радиальная нагрузка действующая на подшипник;
КБ=1,4 – коэффициент безопасности;
КТ=1 – температурный коэффициент.
Pr=1×0,56×2656,2×1,4×1=2082,5 Н
Н=25 кН £ Сr=29,1 кН
Проверку на статическую грузоподъемность не проводим, так как подшипники не работают на частотах ниже 10 мин-1.
5 Разработка конструкции, расчет шпиндельного узла на точность, жесткость, виброустойчивость
5.1 Разработка конструкции шпиндельного узла
Определим диаметр шпинделя из условия работоспособности [3]:
где d-диаметр шпинделя
l-расстояние между опорами
мм
Подшипники шариковые радиально-упорные серии 36200 и роликовые радиальные серии 3182100К 5 класса точности.
Расстояние между опорами принимаем конструктивно из условия возможности размещения между ними механизма подачи прутка.
5.2 Расчет шпиндельного узла на жесткость
Станок нормальной точночти обеспечивает получение деталей с размерами по 8 квалитету точночти. Лимитирующий диаметр обрабатываемой детали 30 мм. Допуск на этот диаметр по 8 квалитету составляет ∆д=33 мкм. Доаускаемое радиальное биение переднего конца шпинделя должно быть [3]:
[∆]£∆д/3=33/3=11 мкм
Изобразим схему нагружения шпинделя, заменив подшипники опорами и определим реакции, возникающие в подшипниковых опорах.
Рисунок 6 - Схема нагружения шпинделя
Составим уравнение моментов относительно опоры В:
SМВ=Q×c+RA×l-P×(l+a)=0,
где Q=2561,2 Н – консольная сила, вызванная натяжением поликлинового ремня;
P=3930 Н – максимальная сила резания.
H
Составим уравнение равновесия на вертикальную ось:
SF=RB+RA-Q-P=0
RB=Q+P-RA=2561,2+3930-4236,4=
Передняя опора представляет собой роликовый радиальный двухрядный подшипник с короткими роликами диаметром d=80 мм. Радиальная жесткость jA=800 Н/мкм (8×105 Н/мм).
Задняя опора комплексная, состоящая из двух шариковых радиально-упорных подшипников, которые представляют собой две условные опоры. Сила предварительного натяга FH=1140 H.
Радиальная жесткость комплексной опоры [2]:
, Н/мм,
где ja - осевая жесткость опоры [2], Н/мм;
a=15° - угол контакта в подшипнике;
k4 - коэффициент, характеризующий распределение нагрузки между телами качения и зависит от соотношения между силой натяга и радиальной нагрузкой в опоре
следовательно k4=0,62
,
где
Н/мм,
где z=15 – число тел качения в подшипнике;
dШ=18 мм – диаметр шарика.
Н/мм
Н/мм
Получили радиальную жесткость опор:
- передней jA=8×105 Н/мм;
- задней jB=3,5×105 Н/мм.
5.3 Расчет шпиндельного узла на точночть
Вычислим радиальное перемещение переднего конца шпинделя [2]:
,
где d1 – перемещение, вызванное изгибом тела шпинделя;
d2 – перемещение, вызванное податливостью опор;
d3 – сдвиг, вызванный защимляющим моментом.
Когда приводной элемент расположен на задней консоли на расстоянии с от задней опоры, перемещение переднего конца шпинделя с учетом защимляющего момента в передней опоре [2]:
где Е=2,1×105 МПа – модуль упругости материала шпинделя;
e=0,3 – коэффициент защимления в передней опоре;
I1 - среднее значение осевого момента инерции сечения консоли, мм4;
I2 - среднее значение осевого момента инерции сечения шпинделя в пролете мужду опорами, мм4.
Определим осевые моменты инерции:
мм4,
где d2=80 мм – диаметр шпинделя в передней опоре;
d1=46 мм – диаметр отверстия в шпинделе.
мм4,
где d1 , d2- наружный и внутренний диаметры шпинделя в задней опоре, мм.
∆ = d = 8,4 мкм £ [∆]=11 мкм
5.4 Расчет шпинделя на виброустойчивость
Приближенный расчет собственной частоты шпинделя, не имеющего больших сосредоточенных масс, можно проводить по формуле [3]:
Информация о работе Оборудование машиностроительных производств