Международная организация ИСО

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:32, реферат

Краткое описание

В этой связи существенно возрастает роль актуальных концептуальных и практически значимых исследований по вопросам семейства международных стандартов.
Цель настоящего исследования – рассмотрение и изучение семейства международных стандартов, этапов становления и развития.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть международную организацию ИСО, этапов становления и развития;
- изучить новые версии международных стандартов ИСО серии 9000.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСО. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО 4
2. НОВАЯ ВЕРСИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000 12
2.1. Основные положения 12
2.2. ИСО 9001:2000 14
2.3. ИСО 9004:2000 20
2.4. Переход на новую версию 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Митрология.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Большая работа в NIST США проводится по сбору, анализу и публикации стандартных  справочных данных. Сюда входят как  фундаментальные физические константы, так и атомные и молекулярные константы, а также справочные данные по физическим и химическим свойствам  веществ и материалов. Справочники NIST, например, по спектроскопии являются самыми полными, самыми надежными и  самыми удобными в использовании  среди всей справочной литературы в  мире.

Высокий научный авторитет национального  центра США в области метрологии и стандартизации тем более удивителен, что в промышленности и в измерительной  национальной технике США используют старую английскую систему мер. Длины  принято выражать в футах и  милях, вес в фунтах, объем в  галлонах. Даже в измерениях температуры  в повседневной жизни в США  используется шкала Фаренгейта. Если сюда добавить, что стандарты параметров переменного тока в США (частота 60 Гц, напряжение 110 В) отличаются от европейских (частота 50 Гц, напряжение 220 В), то становится очевидным разница в основах стандартизации международной и национальной США.

Опыт NIST США по привлечению к  работам самых квалифицированных  ученых разных стран позволил добиться удивительных для метрологического центра научных результатов. Например, сотрудники этого института недавно  получили Нобелевскую премию за разработку туннельного микроскопа - средства измерения сверхмалых длин.

В мире действует семь международных  региональных организаций по метрологии и стандартизации: в Скандинавии, в Латинской Америке, в арабском регионе, в Африке, в Европейском  союзе. Для нашей страны наиболее интересен опыт стандартизации в  рамках Европейского союза (ЕС). Служба стандартизации ЕС обслуживает в  общей сложности 400 млн. жителей 15 стран. В1961 г. был учрежден Европейский  комитет по стандартизации (СЕН). В 1972 г. был создан Европейский комитет  по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках этих комитетов  действует 239 технических комитетов (ТК). Основной задачей было создать  из сотен тысяч национальных стандартов несколько тысяч единых стандартов. За прошедшие годы работы по созданию единых европейских стандартов касались в основном процессов конкурентной борьбы товаров на европейском рынке. К технике и технологиям разработки Комиссией ЕС в основном имели  отношение в рамках программы  «Зеленая книга» - создание евростандартов, отражающих новые достижения техники и технологии и директив, содержащих эффективные меры против проникновения в ЕС продукции, вредной для населения и небезопасной для окружающей среды. Особенность большинства евростандартов состоит в том, что в их основу закладывают лучшие стандарты отдельных стран. Например, известные своим высоким качеством стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС.

2. НОВАЯ ВЕРСИЯ  МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО  СЕРИИ 9000

2.1. Основные  положения

 

Комплекс документов, состоявший ранее  из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

- ИСО 9000:2000 «Система менеджмента  качества. Основные принципы и  словарь»;

- ИСО 9001:2000 «Система менеджмента  качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

- ИСО 9004:2000 «Система менеджмента  качества. Руководящие указания  по улучшению качества» (содержит  методические указания по созданию  систем менеджмента качества, которые  ориентированы на высокую эффективность  деятельности предприятий);

- ИСО 19011:2000 «Руководящие указания  по проверке системы менеджмента  качества и охраны окружающей  среды»;

- ИСО 10012 «Обеспечение качества  измерительного оборудования».

Основополагающими являются стандарты  ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы  между собой по структуре и  содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями.

Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы  как совместимые со стандартами  других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

Действующий стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. В него вошли  основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный  раздел). Стандарт ИСО 9000 заменяет ИСО 9000:1994 и ИСО 8402. При этом «Словарь» (ИСО 8402) подвергся пересмотру: введены  дополнительно новые термины  и уточнена часть «старых» понятий.

В связи с описанными и еще  предстоящими изменениями и стандартах ИСО серии 9000 пересмотрены национальные российские стандарты ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.004, ГОСТ Р 40.005, и введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000.

Принципиальны отличия новой версии стандартов:

  1. Приоритетными являются вопросы определения ожиданий клиента и удовлетворенность клиента.
  2. Подчеркивается ответственность руководства.
  3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия.
  4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001).
  5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.
  6. Появилось требование измерения удовлетворенности клиента.
  7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.
  8. Устранена имевшаяся ранее нечеткость с применением не которых терминов.

2.2. ИСО 9001:2000

Стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты  ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9004 версии 1994 г. Документ включает практически все требования ИСО 9001:1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура  стандарта: вместо «жесткого» деления  требований на 20 элементов введены 5 основных разделов — «Система менеджмента  качества», «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции», «Измерение, анализ и улучшение».

Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией. Это относится к организациям, ведущим подготовку к регистрации  на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9004. Блок «Планирование процессов жизненного цикла продукции» может рассматриваться как переменный, то есть при определении области сертификации выбираются те процессы, которые реально выполняются организацией. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться.

Следует уделить внимание положению  ИСО 9001:2000 о том, что организация  может исключить только те требования системы менеджмент качества, которые  не влияют на работоспособность организации  или не освобождают ее от ответственности  обеспечивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям  и применимым требованиям регламентов.

Версия стандарта ИСО 9001:2000 позволяет  организации более гибко подходить  к изменениям в документации системы  управления качеством и разрабатывать  минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

Обязательным является документирование всего шести процедур:

  • управление документацией;
  • управление записями о качестве;
  • внутренние аудиты;
  • управление несоответствующей продукцией;
  • корректирующие действия;
  • предупреждающие, действия.

Принципы системного управления качеством. Новая версия стандарт базируется на 8 принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (ТОМ)1.

Принципы выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы - это во многом задание  «на завтра», они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничатся сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (ТОМ) и использовать ее в качестве основы для создания системы менеджмента организации,

Ориентация организации на заказчика. Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр.

Стандарты ИСО 9000:2000 ориентируют на осознание различных потребностей и ожиданий потребителей, которые  важны для принятия ими решений  о приобретении продукции. Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.), заинтересованных в результатах деятельности организации.

Ведущая роль руководства. Руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создают обстановку, в которой сотрудники целиком и полностью могут быть вовлечены в достижение целей организации.

Прежде всего необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей сотрудников и лучшему решению задач качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества.

Одним из способов реализации данного  принципа является определение руководством организации долгосрочной политики и миссии области качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи.

Вовлечение сотрудников. Сотрудники представляют наиболее существенную и ценную часть организации, и наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную выгоду.

Система качества и ее механизмы  должны побуждать сотрудников проявлять  инициативу в постоянном улучшении  качества деятельности организации, брать  на себя ответственность в решении  проблем качества, пктивно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свою организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.

Процессо-ориентированный подход. Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход другого. Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как «Процессо-ориентированный подход».

Версия 2000 г. имеет совершенно новый  взгляд на систему, который предполагает, во-первых, алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.

При этом каждый процесс рассматривается  как система с вытекающими из этого последствиями:

  • входы и результаты процесса четко определяются и измеряются;
  • определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;
  • устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;
  • устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;
  • при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

Сформулированный таким образом  основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из числа специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у сотрудников, то есть при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества — лидерство.

Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование производится на фоне двух групп, первая из которых объединяет процессы внешних (главных и второстепенных), а вторая — внутренних (основных и вспомогательных) производственных функций организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, т. е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации.

Для эффективного управления каждый владелец процесса должен чётко определять входы и выходы процесса. Вступая во взаимодействия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик — оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведен к минимуму.

Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативности и эффективности организации.

Информация о работе Международная организация ИСО