Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:13, реферат
Металлы и их сплавы повсеместно используются для изготовления конструкций машин, оборудования, инструмента и т. д. Несмотря на широкий круг искусственно созданных материалов (керамики, клеев), металлы служат основным конструкционным материалом и в обозримом будущем по-прежнему будут доминировать.
По температуре расплавления припои (табл. 1) подразделяют на легкоплавкие (145—450°С), среднеплавкие (450—1100°С) и высокоплавкие (1100—1850°С). К легкоплавким относят оловянно-свинцовые (ПОС), оловянные, малосурьмянистые и сурьмянистые (ПОССу) и другие припои; медно-цинковые (латуни) относят к среднеплавким (905—985°С), а многокомпонентные на основе железа — к высокоплавким (1190—1480°С).
Оловянно-свинцовые и оловянные припои.
Марка |
Основные компоненты, % (свинец - остальное) |
Температура плавления, °С |
Назначение | ||
олово |
другие элементы |
солидус |
ликвидус | ||
ПОС-90 |
90 |
— |
183 |
220 |
Пайка и лужение пищевой посуды и медицинской аппаратуры |
ПОС-61 |
60 |
— |
183 |
190 |
Пайка и лужение электро- и радиоаппаратуры, печатных схем |
ПОС-40 |
40 |
— |
183 |
238 |
Пайка деталей из оцинкованного железа |
ПОС-61М |
60 |
Медь 2 |
183 |
192 |
Пайка тонкой медной проволоки и фольги |
ПОССу-50-0,5 |
50 |
Сурьма до 0,5 |
183 |
216 |
Пайка авиационных радиаторов |
ПОССу-30-0,5 |
30 |
То же |
183 |
255 |
Пайка листового цинка, радиаторов |
ПОССу-40-2 |
40 |
Сурьма 1,5…2,0 |
185 |
229 |
Пайка холодильных установок |
ПОССу-18-2 |
18 |
То же |
186 |
270 |
Пайка в автомобильной промышленности |
ПОССу-4-6 |
4 |
Сурьма 5…6 |
244 |
270 |
Пайка и лужение в автомобильной промышленности |
П250А |
80 |
Цинк 20 |
200 |
280 |
Пайка деталей из алюминиевых сплавов |
Оловянно-свинцовые припои широко применяют во всех отраслях промышленности. Для снижения охрупчивания олова при низких температурах в состав припоев вводят сурьму. Оловянно-свиниовые припои имеют низкую коррозионную стойкость во влажной среде. В этих условиях паяные соединения необходимо защищать лакокрасочными покрытиями.
Оловянные припои имеют высокую прочность, пластичность и коррозионную стойкость. Их применяют при пайке радиотехнической и электронной аппаратуры.
Медно-цинковые припои (латуни)
широко применяют для пайки
Медно-цинковые припои.
Марка |
Основные компоненты, % (цинк - остальное) |
Температура плавления, °С |
Назначение | ||
медь |
другие элементы |
солидус |
ликвидус | ||
ПМЦ-36 |
36 |
— |
800 |
825 |
Пайка латуней и бронз с содержанием не более 68% меди |
ПМЦ-48 |
48 |
— |
850 |
865 |
Пайка латуней и бронз с содержанием более 68 % меди |
ПМЦ-54 Л63 Л68 |
54 63 68 |
— — — |
876 |
880 905 938 |
Пайка стали, жести, медных сплавов |
ЛЖМц-57-1,5-0,75
ЛНМц-50-2 |
57
50 |
Марганец, железо по 1 Никель, марганец по 2 |
865
849 |
873
872 |
Пайка инструментов |
МцН-48-10 |
48 |
Никель 10 |
— |
985 |
Пайка чугуна |
При пайке сложных изделий со швами на вертикальной стенке применяют пастообразные и порошковые припои. Легкоплавкие пастообразные припои состоят обычно из трех частей: порошкообразного припоя, флюса и загустителя. Так, пасту состава: припой Пор ПОССу-30-2 (70%), вазелин (20%), бензойная кислота (1,2%), аммоний хлористый (1,2%) и эмульгатор ОП-7 (0,6%) — применяют для пайки стальных, медных и никелевых изделий.
Тугоплавкие, порошкообразные
припои применяют для пайки
3.4.2 Антифрикционные сплавы
Антифрикционные сплавы предназначены для повышения долговечности трущихся поверхностей машин и механизмов. Трение происходит в подшипниках скольжения между валом и вкладышем подшипника. Поэтому для вкладыша подшипника подбирают такой материал, который предохраняет вал от износа, сам минимально изнашивается, создает условия для оптимальной смазки и уменьшает коэффициент трения. Исходя из этих требований, антифрикционный материал представляет собой сочетания достаточно прочной и пластичной основы, в которой имеются оперные (твердые) включения. При трении пластичная основа частично изнашивается, а вал опирается на твердые включения. В этом случае трение происходит не по всей поверхности подшипника, а смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.
Антифрикционными сплавами служат сплавы на основе олова, свинца, меди или алюминия, обладающие специальными антифрикционными свойствами (см. табл.). Антифрикционные свойства сплавов проявляются при трении в подшипниках скольжения. Это в первую очередь, низкий коэффициент трения, хорошая прирабатываемость к сопрягаемой детали, высокая теплопроводность, способность удерживать смазку и др. Из антифрикционных сплавов наиболее широко применяют баббит, бронзу, алюминиевые сплавы, чугун и металлокерамические материалы.
Антифрикционные сплавы хорошо прирабатываются в парах трения благодаря мягкой основе — олову, свинцу или алюминию. Более твердые металлы (цинк, медь, сурьма), вкрапленные в мягкую основу, способны выдерживать большие нагрузки. После приработки и частичной деформации мягкой основы в ней образуются углубления, способные удерживать смазку, необходимую для нормальной работы пары.
Антифрикционные сплавы.
Материал |
Марка |
Условия применения |
Назначение | |
Давление, Мпа |
Окружная скорость, м/с | |||
Баббит |
Б88
БС6 |
20
15 |
50
— |
Подшипники быстроходных дизелей
Подшипники автотракторных двигателей |
Бронза |
БрОЦС5-5-5 |
8 |
3 |
Подшипники электродвигателей центробежных насосов |
Латунь |
ЛМцЖ52-4-1 |
4 |
2 |
Подшипники рольгангов, конвейеров, редукторов |
Чугун |
АЧС-1 АЧС-5 АЧВ-1
АЧК-1 АЧС-3 АЧК-2 |
25 20 20
20 6 12 |
5 1,2 1,0
2,0 0,75 1,0 |
Для работы с закаленным или нормализованным
С термически необработанным валом (в стадии поставки) |
Металлокерамика |
Бронзо-графит
Железо-графит |
12-18 0,8-1,2
15 0,6-1,0 |
0,1 4,0
0,1 4,0 |
Подшипники конвейеров сельскохозяйственных и других машин; подшипники, работающие в местах труднодоступных для подачи смазки |
Сплавы.
Баббиты — антифрикционные материалы на основе олова или свинца. Их применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения, работающих при больших окружных скоростях и при переменных и ударных нагрузках. По химическому составу баббиты классифицируют на три группы: оловянные (Б83, Б88), оловянно-свинцовые (БС6, Б16) и свинцовые (БК2, БКА). Последние не имеют в своем составе олова.
Лучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные баббиты. Микроструктура оловянносурьмяномедного баббита Б83 состоит нз мягкой основы, представляющей собой твердый раствор на базе олова. Твердыми частицами являются кубические включения SnSb и игольчатые кристаллы включений Cu3Sn.
Баббиты на основе свинца имеют несколько худшие антифрикционные свойства, чем оловянные, но они дешевле и менее дефицитны. Свинцовые баббиты применяют в подшипниках, работающих в легких условиях. В марках баббитов цифра показывает содержание олова. Например, баббит БС6 содержит по 6% олова и сурьмы, остальное — свинец.
Для оловянных и оловянно-
Алюминиевые бронзы, используемые в качестве подшипниковых сплавов, отличаются большой износостойкостью, но могут вызвать повышенный износ вала. Их применяют вместо оловянных и свинцовых баббитов и свинцовых бронз.
Свинцовые бронзы в качестве подшипниковых сплавов могут работать в условиях ударной нагрузки.
Латуни по антифрикционным свойствам уступают бронзам. Их используют для подшипников, работающих при малых скоростях и умеренных нагрузках.
Из-за дефицитности олова и свинца применяют сплавы на менее дефицитной основе, например алюминиевые сплавы. Алюминиевые сплавы обладают хорошими антифрикционными свойствами, высокой теплопроводностью, хорошей коррозионной стойкостью в масляных средах и достаточно хорошими механическими и технологическими свойствами. Их применяют в виде тонкого слоя, нанесенного на стальное основание, т. е. в виде биметаллического материала. В зависимости от химического состава различают две группы сплавов.
Сплавы алюминия с сурьмой, медью и другими элементами, которые образуют твердые фазы в мягкой алюминиевой основе. Наибольшее распространение получил сплав АСМ, содержащий сурьму (до 6,5%) и магний (0,3—0,7%). Этот сплав хорошо работает при высоких нагрузках и больших скоростях в условиях жидкостного трения. Сплав АСМ широко применяют для изготовления вкладышей подшипников коленчатого вала двигателей тракторов и автомобилей.
Сплавы алюминия с оловом и медью, например АО20-1 (20% олова и до 1,2% меди) и А09-2 (9% олова и 2% меди). Они хорошо работают в условиях сухого и полужидкого трения и по антифрикционным свойствам близки к баббитам. Их используют для производства подшипников в автомобилестроении, транспортном и общем машиностроении.
Для работы в подшипниковых узлах трения применяют специальные антифрикционные чугуны. Изготовляют три типа антифрикционного чугуна: серый, высокопрочный с шаровидным графитом и ковкий (см. табл. 16). Антифрикционный чугун идет на изготовление червячных зубчатых колес, направляющих для ползунов и т. п. деталей машин, работающих в условиях трения.
Металлокерамические сплавы получают прессованием и спеканием порошков бронзы или железа с графитом (1—4%). Пористость сплава 15—30%. После спекания сплавы пропитывают минеральными маслами, смазками или маслографитовой эмульсией. Сплавы хорошо прирабатываются к валу, а наличие смазки в порах способствует снижению износа подшипника.
Заключение
Металлические сплавы это материалы с целой гаммой свойств, и в зависимости от количества примесей обладают теми или иными качествами, как например, прочность, износостойкость, твёрдость, хрупкость. Имеют различную стоимость. Благодаря такому спектру выбора металлические сплавы обладают широким спектром применения.
Список литературы: