Металлические сплав. Их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

Металлы и их сплавы повсеместно используются для изготовления конструкций машин, оборудования, инструмента и т. д. Несмотря на широкий круг искусственно созданных материалов (керамики, клеев), металлы служат основным конструкционным материалом и в обозримом будущем по-прежнему будут доминировать.

Файлы: 1 файл

ткм реферат.docx

— 1.55 Мб (Скачать)

По температуре расплавления припои (табл. 1) подразделяют на легкоплавкие (145—450°С), среднеплавкие (450—1100°С) и высокоплавкие (1100—1850°С). К легкоплавким относят оловянно-свинцовые (ПОС), оловянные, малосурьмянистые и сурьмянистые (ПОССу) и другие припои; медно-цинковые (латуни) относят к среднеплавким (905—985°С), а многокомпонентные на основе железа  — к высокоплавким (1190—1480°С). 

 

Оловянно-свинцовые  и оловянные припои.  

 

Марка

Основные компоненты, % (свинец - остальное)

Температура плавления, °С

Назначение

 

олово

другие элементы

солидус

ликвидус

ПОС-90

90

183

220

Пайка и лужение пищевой посуды и медицинской аппаратуры

ПОС-61

60

183

190

Пайка и лужение электро- и радиоаппаратуры, печатных схем

ПОС-40

40

183

238

Пайка деталей из оцинкованного железа

ПОС-61М

60

Медь 2

183

192

Пайка тонкой медной проволоки и фольги

ПОССу-50-0,5

50

Сурьма до 0,5

183

216

Пайка авиационных радиаторов

ПОССу-30-0,5

30

То же

183

255

Пайка листового цинка, радиаторов

ПОССу-40-2

40

Сурьма 1,5…2,0

185

229

Пайка холодильных установок

ПОССу-18-2

18

То же

186

270

Пайка в автомобильной промышленности

ПОССу-4-6

4

Сурьма 5…6

244

270

Пайка и лужение в автомобильной промышленности

П250А

80

Цинк 20

200

280

Пайка деталей из алюминиевых сплавов


 

 

Оловянно-свинцовые припои широко применяют во всех отраслях промышленности. Для снижения охрупчивания олова при низких температурах в состав припоев вводят сурьму. Оловянно-свиниовые припои имеют низкую коррозионную стойкость во влажной среде. В этих условиях паяные соединения необходимо защищать лакокрасочными покрытиями.

Оловянные припои имеют высокую  прочность, пластичность и коррозионную стойкость. Их применяют при пайке радиотехнической и электронной аппаратуры.

Медно-цинковые припои (латуни) широко применяют для пайки большинства  металлов (табл. 2). Для повышения  прочности паяных соединений в медно-цинковые припои вводят олово, никель и марганец. Добавки олова понижают температуру  плавления латуни, повышают коррозионную стойкость и улучшают жидкотекучесть припоя. 

 

Медно-цинковые припои.  

 

Марка

Основные компоненты, % (цинк - остальное)

Температура плавления, °С

Назначение

 

медь

другие элементы

солидус

ликвидус

ПМЦ-36

36

800

825

Пайка латуней  и бронз с содержанием не более 68% меди

ПМЦ-48

48

850

865

Пайка латуней  и бронз с содержанием более 68 % меди

ПМЦ-54

Л63

Л68

54

63

68

876

880

905

938

Пайка стали, жести, медных сплавов 

ЛЖМц-57-1,5-0,75 

 

ЛНМц-50-2

57 

 

50

Марганец, железо по 1

Никель, марганец по 2

865 

 

849

873 

 

872

Пайка инструментов

МцН-48-10

48

Никель 10

985

Пайка чугуна


 

 

При пайке сложных изделий  со швами на вертикальной стенке применяют  пастообразные и порошковые припои. Легкоплавкие пастообразные   припои   состоят   обычно из трех частей: порошкообразного припоя, флюса и загустителя. Так, пасту состава: припой Пор ПОССу-30-2 (70%), вазелин (20%), бензойная кислота (1,2%), аммоний хлористый (1,2%) и эмульгатор ОП-7 (0,6%) — применяют для пайки стальных, медных и никелевых изделий.

Тугоплавкие, порошкообразные  припои применяют для пайки твердосплавных пластин при производстве режущего инструмента. Состав припоя: ферромарганец (40%), ферросилиций (10%), чугунная стружка (20%), медная стружка (5%), толченое стекло (15%) — плавится при температуре 1190—1300°С.

 

3.4.2 Антифрикционные  сплавы

Антифрикционные сплавы предназначены  для повышения долговечности  трущихся поверхностей машин и механизмов. Трение происходит в подшипниках скольжения между валом и вкладышем подшипника. Поэтому для вкладыша подшипника подбирают такой материал, который предохраняет вал от износа, сам минимально изнашивается, создает условия для оптимальной смазки и уменьшает коэффициент трения. Исходя из этих требований, антифрикционный материал представляет собой сочетания достаточно прочной и пластичной основы, в которой имеются оперные (твердые) включения. При трении пластичная основа частично изнашивается, а вал опирается на твердые включения. В этом случае трение происходит не по всей поверхности подшипника, а смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.

Антифрикционными сплавами служат сплавы на основе олова, свинца, меди или алюминия, обладающие специальными антифрикционными свойствами (см. табл.). Антифрикционные свойства сплавов проявляются при трении в подшипниках скольжения. Это в первую очередь, низкий коэффициент трения, хорошая прирабатываемость к сопрягаемой детали, высокая теплопроводность, способность удерживать смазку и др. Из антифрикционных сплавов наиболее широко применяют баббит, бронзу, алюминиевые сплавы, чугун и металлокерамические материалы.

Антифрикционные сплавы хорошо прирабатываются в парах трения благодаря мягкой основе — олову, свинцу или алюминию. Более твердые металлы (цинк, медь, сурьма), вкрапленные в мягкую основу, способны выдерживать большие нагрузки. После приработки и частичной деформации мягкой основы в ней образуются углубления, способные удерживать смазку, необходимую для нормальной работы пары. 

 

Антифрикционные сплавы. 

 

Материал

Марка

Условия применения

Назначение

Давление, Мпа

Окружная скорость, м/с

Баббит

Б88 

 

БС6

20 

 

15

50 

 

Подшипники быстроходных дизелей 

 

Подшипники автотракторных двигателей

Бронза

БрОЦС5-5-5

8

3

Подшипники электродвигателей центробежных насосов

Латунь

ЛМцЖ52-4-1

4

2

Подшипники рольгангов, конвейеров, редукторов

Чугун

АЧС-1

АЧС-5

АЧВ-1 

 

АЧК-1

АЧС-3

АЧК-2

25

20

20 

 

20

6

12

5

1,2

1,0 

 

2,0

0,75

1,0

Для работы с  закаленным или нормализованным 

 

С термически необработанным валом (в стадии поставки)

Металлокерамика

Бронзо-графит 

 

Железо-графит

12-18

0,8-1,2 

 

15

0,6-1,0

0,1

4,0 

 

0,1

4,0

Подшипники конвейеров сельскохозяйственных и других машин; подшипники, работающие в местах труднодоступных для подачи смазки


 

 

Сплавы.

Баббиты — антифрикционные материалы на основе олова или свинца. Их применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения, работающих при больших окружных скоростях и при переменных и ударных нагрузках. По химическому составу баббиты классифицируют на три группы: оловянные (Б83, Б88), оловянно-свинцовые (БС6, Б16) и свинцовые (БК2, БКА). Последние не имеют в своем составе олова.

Лучшими антифрикционными свойствами обладают оловянные баббиты. Микроструктура оловянносурьмяномедного баббита Б83 состоит нз мягкой основы, представляющей собой твердый раствор на базе олова. Твердыми частицами являются кубические включения SnSb и игольчатые кристаллы включений Cu3Sn.

Баббиты на основе свинца имеют  несколько худшие антифрикционные  свойства, чем оловянные, но они дешевле и менее дефицитны. Свинцовые баббиты применяют в подшипниках, работающих в легких условиях. В марках баббитов цифра показывает содержание олова. Например, баббит БС6 содержит по 6% олова и сурьмы, остальное — свинец.

Для оловянных и оловянно-фосфористых  бронз характерны высокие антифрикционные  свойства: низкий коэффициент трения, небольшой износ, высокая теплопроводность, что позволяет подшипникам, изготовленным  из этих материалов, работать при высоких  окружных скоростях и нагрузках.

Алюминиевые бронзы, используемые в качестве подшипниковых сплавов, отличаются большой износостойкостью, но могут вызвать повышенный износ  вала. Их применяют вместо оловянных  и свинцовых баббитов и свинцовых  бронз.

Свинцовые бронзы в качестве подшипниковых сплавов могут  работать в условиях ударной нагрузки.

Латуни по антифрикционным  свойствам уступают бронзам. Их используют для подшипников, работающих при малых скоростях и умеренных нагрузках.

Из-за дефицитности олова  и свинца применяют сплавы на менее  дефицитной основе, например алюминиевые сплавы. Алюминиевые сплавы обладают хорошими антифрикционными свойствами, высокой теплопроводностью, хорошей коррозионной стойкостью в масляных средах и достаточно хорошими механическими и технологическими свойствами. Их применяют в виде тонкого слоя, нанесенного на стальное основание, т. е. в виде биметаллического материала. В зависимости от химического состава различают две группы сплавов.

Сплавы алюминия с сурьмой, медью и другими элементами, которые  образуют твердые фазы в мягкой алюминиевой  основе. Наибольшее распространение получил сплав АСМ, содержащий сурьму (до 6,5%) и магний (0,3—0,7%). Этот сплав хорошо работает при высоких нагрузках и больших скоростях в условиях жидкостного трения. Сплав АСМ широко применяют для изготовления вкладышей подшипников коленчатого вала двигателей тракторов и автомобилей.

Сплавы алюминия с оловом и медью, например АО20-1 (20% олова и  до 1,2% меди) и А09-2 (9% олова и 2% меди). Они хорошо работают в условиях сухого и полужидкого трения и по антифрикционным  свойствам близки к баббитам. Их используют для производства подшипников в автомобилестроении, транспортном и общем машиностроении.

Для работы в подшипниковых  узлах трения применяют специальные  антифрикционные чугуны. Изготовляют  три типа антифрикционного чугуна: серый, высокопрочный с шаровидным графитом и ковкий (см. табл. 16). Антифрикционный  чугун идет на изготовление червячных  зубчатых колес, направляющих для ползунов и т. п. деталей машин, работающих в условиях трения.

Металлокерамические сплавы получают прессованием и спеканием  порошков бронзы или железа с графитом (1—4%). Пористость сплава 15—30%. После  спекания сплавы пропитывают минеральными маслами, смазками или маслографитовой эмульсией. Сплавы хорошо прирабатываются к валу, а наличие смазки в порах способствует снижению износа подшипника.

Заключение

Металлические сплавы это материалы с целой гаммой свойств, и в зависимости от количества примесей обладают теми или иными качествами, как например, прочность, износостойкость, твёрдость, хрупкость. Имеют различную стоимость. Благодаря такому спектру выбора металлические сплавы обладают широким спектром применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Гасик М. И., Лякишев Н. П. Теория и технология электрометаллургии ферросплавов. Учебник для вузов. — М. : СП Интермет Инжиниринг, 1999. — С. 18. — ISBN 5-89594-022-6
  2. Чернобровин В. П., Михайлов Г. Г., Хан А. В., Строганов А. И. Состояние и перспективы производства хромистых сплавов в условиях Челябинского электрометаллургического комбината. — Челябинск : Изд-во ЧГТУ, 1997. — 224 с. — ISBN 5-696-00824-0
  3. http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity/ferroalloys/feallmyb05.pdf
  4. Чугун // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Чугун // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 т. — СПб., 1907—1909.
  6. Ю.М. Лахтин, В.П. Леонтьева Материаловедение. — М.: Машиностроение, 1990. — 528 с.
  7. Алюминий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Колесов, С.Н. «Материаловедение и технология конструкционных материалов»: - М.: Высш шк., 2004. - 512 с.: ил.
  9. Б.Н. Арзамасов « Материаловедение». М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. - 648с.: ил.
  10. Ройтман И.А., Кузьменко В.И. «Основы машиностроения в черчении» М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. - 224с.: ил.

Информация о работе Металлические сплав. Их классификация