Детали Машин

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Технический уровень всех отраслей народного хозяйства в значительной мере определяется уровнем развития машиностроения. На основе развития машиностроения осуществляется комплексная механизация и автоматизация производственных процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте.

Оглавление

Введение 5
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА 6
1.1 Анализ кинематической схемы привода и его передаточного механизма. 7
1.2 Выбор стандартного асинхронного электродвигателя 8
1.3 Разбивка общего передаточного отношения передаточного механизма привода по его ступеням 9
1.4 Номинальные частоты вращения валов привода 9
1.5 Номинальные вращающие моменты на валах привода 9
1.6 Техническая характеристика привода 10
2 ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ДЛЯ ПЕРВОЙ ( БЫСТРОХОДНОЙ ) ПЕРЕДАЧИ РЕДУКТОРА 11
2.1 Исходные данные 11
2.2 Расчет допускаемых напряжений для зубчатой пары при термической обработке улучшение 11
3 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ БЫСТРОХОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ 15
3.1 Исходные данные для расчета. 15
3.2 Проектный расчет передачи. 15
4 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ТИХОХОДНОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ КОСОЗУБОЙ ПЕРЕДАЧИ 19
4.1 Исходные данные 19
4.2 Проектный расчет передачи 19
5 РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ 22
6 ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ И ЭСКИЗНАЯ КОМПАНОВКА РЕДУКТОРА 24
6.1 Определение основных диаметров входного вала 24
6.2 Определение основных диаметров промежуточного вала 26
6.3 Определение основных диаметров выходного вала 28
6.4 Смазка подшипников и зацеплений 30
6.5 Выбор крышек подшипниковых узлов и уплотнений 30
7 СОСТАВЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ СХЕМ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАКЦИЙ И ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР ИЗГИБАЮЩИХ И КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ . 31
7.1 Быстроходный вал 31
7.2 Промежуточный вал 35
7.3 Тихоходный вал 39
8 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ПО ДИНАМИЧЕСКОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 42
8.1 Расчет подшипников качения на ведущем валу 42
8.2 Расчет подшипников качения на промежуточном валу 42
8.3 Расчет подшипников качения на выходном валу 43
9 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВЫХОДНОГО ВАЛА РЕДУКТОРА НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ В ОПАСНОМ СЕЧЕНИИ 44
10 ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ 46
10.1 Расчет шпонок на смятие на быстроходном валу 46
10.2 Расчет шпонок на смятие на промежуточном валу 46
10.3 Расчет шпонок на смятие на выходном валу 46
11 ОБОСНОВАНИЕ ПОСАДОК В ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕНИЯХ В РЕДУКТОРЕ 47
11.1 Выбор посадок подшипников качения 47
11.2 Выбор посадок зубчатых колес 47
12 ВЫБОР СОРТА МАСЛА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО КОЛИЧЕСТВА 48
13 ВЫБОР МУФТЫ 48
14 СБОРКА РЕДУКТОРА, РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДШИПНИКОВ И ЗАЦЕПЛЕНИЙ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 49
15 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
Заключение 50
16 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СТАНДАРТОВ 51
17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Файлы: 1 файл

Готовая версия.doc

— 1.61 Мб (Скачать)

β = arccos (z*m/2a) = arccos(

) = 17,73°.

 

3.2.6. Определяем ширину b2 и b1 зубчатого колеса и шестерни:

B2 = ψba*a = 0,25*120=30 мм,

b1 = 1,12* b2 = 30*1,12=33,6 мм.

Расчётные значения b2 и b1 округляем до нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-69 ,откуда b2 = 30мм и b1 = 34мм.

 

      1. Находим коэффициент осевого перекрытия

εβ =

=
= 1,39>εβ min = 1,12.

      1. Вычисляем числа зубьев шестерни z1 и колеса z2:

 

Z1'=Z/(U+1)=114/(5+1)=19

Z2'=Z-Z1'=114-19=95

Расчётные значения Z1' и Z2' округляют до целых чисел Z1=19 и Z2=95.

3.2.9. Фактическое передаточное число  передачи

 

Uф=Z2/Z1=95/19=5.

Отклонение передаточного числа в пределах ±4 %от номинального значения.

3.2.10. Окружная скорость в зацеплении, м/с

 

V=πd1n1/6*104=3,14*40*1136/6*104=2,37 м/с,

где делительный диаметр шестерни d1 = m*Z1/cosβ = 2*19/0,95=40 мм.

      1. С учётом рекомендаций  назначаем степень точности передачи

Точность низкая, степень точности по ГОСТ 1643-81 девятая.

3.2.12. Фактическое значение коэффициента  нагрузки при расчёте по контактным  напряжениям

KH = KHV*K*K = 1,0497*1,07*1,12=1,258,

где KHV = 1+0,022V = 1+0,022*2,2= 1,0497 – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку в передаче при расчёте на прочность активных поверхностей зубьев, его находят с учётом назначенной степени точности передачи, окружной скорости V в зацеплении и твёрдости рабочих поверхностей зубьев;

K = 1,07 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий зубьев при расчёте на прочность их активных поверхностей, определяется в зависимости от расположения зубчатых колёс проектируемой передачи относительно опор, твердости рабочих поверхностей зубьев и относительной ширине колеса ψbd = ψba(U+1)/2 = 0,2(5+1)/2=0,6;

 K = 1,12 – коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчёте на прочность их активных поверхностей.

3.2.13. Коэффициент Zм, учитывающий механические свойства сопряжённых зубчатых колёс, принимают в зависимости от материалов.

Для стальных зубчатых колёс Zм = 190 Н0,5/мм.

      1. Коэффициент ZН = 2,39, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяем по в зависимости от коэффициента смещения Х исходного контура и угла наклона β линии зубьев на делительном цилиндре.

Для некоррегированных зубчатых передач  Х = 0.

3.2.15. Коэффициент Zε, учитывающий суммарную длину контактных линий зубьев, находим по с учетом значений коэффициентов торцевого εа и осевого εβ перекрытия.

Для некоррегированных передач

εа ≈ [1,88 - 3,2( 1/Z1 + 1/Z2 )]*cosβ=[1,88-3,2(1/19+1/95)]*0,95=1,59.

 

3.2.16 Действительное контактное напряжение на активных поверхностях зубьев при фактических параметрах передачи

,      

где Ft – окружное усилие, действующее в зубчатом зацеплении, Н

;      МПа.

 

3.2.17 Отклонение действительного контактного напряжения sн  от допускаемого [sн]

.     

Перегрузка составила 8%.

 

3.2.18 Проверка контактной прочности зубьев при действии пиковой нагрузки:

,   

где - коэффициент пиковой нагрузки, задан техническим заданием.

 

3.2.19 Фактическое значение коэффициента нагрузки при расчете на прочность зубьев при изгибе

,        
где   - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку. Числовое значение находим по зависимости


- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий зубьев при расчете на прочность зубьев при изгибе; 
- коэффициент,  учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчете их на изгибную прочность.

.

 

3.2.20 Проверяем усталостную прочность зубьев шестерни и колеса по напряжениям изгиба, сопоставляя местные напряжения изгиба sF1 и sF2 в опасном сечении на переходной поверхности с допускаемыми напряжениями.

,     

,      
где YFS1 и YFS2 – коэффициенты, учитывающие для шестерни и колеса форму их зубьев и концентрацию напряжений. Численные значения YFS1 и YFS2 находим с учетом величины коэффициента смещения X исходного контура и эквивалентных чисел зубьев ZV1 и ZV2:

,      .     

YFS1 = 3,88 и YFS2 = 3,6; 
Yb  – коэффициент, учитывающий наклон зубьев:

,     

Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:

.        ;

.

 

3.2.21 Проверка изгибной прочности зубьев шестерни и колеса при действии пиковой нагрузки:

;     .    

3.2.22 Основные геометрические размеры  зубчатой передачи

Делительные диаметры:

 мм,

 мм.

Проверка:

 мм, условие выполнено.

Диаметры вершин зубьев:

 мм,

 мм.

Диаметры впадин зубьев:

 мм,

 мм.

 

Ширина зубчатых венцов:

 мм,

 мм.

 

3.2.23 Усилия, действующие в зацеплении  косозубой цилиндрической передачи:

Окружное усилие: Н.

Радиальное усилие:

 Н.

Осевое усилие: Н.

 

 

 

 

 

4 Проектный  расчёт тихоходной цилиндрической  косозубой передачи.

4.1 Исходные  данные

 

                                                                                                                                   Таблица 5

Наименование параметра, размерность

Обозначение, численное значение, указание

Номинальный вращающий момент на ведом валу (колесе) проектируемой передачи, Нмм

 

Т4 =

Номинальная частота вращения ведущего вала проектируемой передачи, мин-1

 

n3 =227

Номинальная частота вращения ведомого вала проектируемой передачи, мин-1

 

n4 = 63,1

Передаточное число проектируемой передачи

U = 3,6

Схема передачи

По данным технического задания

Расчётное допускаемое контактное напряжение для материалов зубчатой пары, МПа

 

Н] = 397


4.2 Проектный  расчет передачи

 

4.2.1. Предварительное значение межосевого  расстояния а' передачи из условия  контактной выносливости [5] рабочих поверхностей зубьев

а' = (U+1)

= (3,6+1)
= 156 мм,

где К'Н = 1,25 – предварительное значение коэффициента нагрузки (для быстроходной передачи К'Н = 1,3…1,45);

ψba = 0,4 – коэффициент ширины зубчатого колеса.

Расчётную величину межосевого расстояния а' округляем до ближайшего стандартного значения, руководствуясь данными из , откуда следует, что а = 160 мм.

4.2.2. Назначаем нормальный модуль  зацепления m.

При твёрдости зубьев колеса HB2 ≤ 350 принимаем m = (0,01…0,02)а.

m = 0,015*а = 0,015*160 = 2,528

Принятое значение нормального модуля должно быть согласовано со стандартным рядом, откуда следует m = 2,5.

4.2.3. Задаёмся предварительным значением  угла наклона линии зубьев β'.

Для косозубой цилиндрической передачи β' = 15…20°, откуда β' = 17.

4.2.4. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса по зависимости:

z' = (2*a*cos β')/m =

=121,4

Расчётное значение z' округляем до целого z = 121.

4.2.5. С учётом стандартных значений  нормального модуля зацепления m, межосевого расстояния а и принятого числа зубьев  z находим действительный угол наклона линии зубьев β на делительном цилиндре.

β = arccos (z*m/2a) = arccos(

) = 17,824°.

4.2.6. Определяем ширину b2 и b1 зубчатого колеса и шестерни:

b4 = ψba*a = 0,5*160 = 50 мм,

b3 = 1,12* b4 = 1,12*50 = 56 мм.

Расчётные значения b4 и b3 округляем до нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-69, откуда b4 = 50 мм и b3 = 56 мм.

      1. Находим коэффициент осевого перекрытия

εβ =

=
= 1,94> εβ min = 1,12.

      1. Вычисляем числа зубьев шестерни z3 и колеса z4:

 

Z3'=Z/(U+1)=121/(3,6+1)=26,3

Z4'=Z-Z3'=121 – 26,3 =94,7.

Расчётные значения Z3' и Z4' округляют до целых чисел Z3=26 и Z4=95.

  4.2.9. Фактическое передаточное  число передачи

 

Uф=Z4/Z3=95/26=3,65.

4.2.10. Окружная скорость в зацеплении, м/с

 

V=πd3n3/6*104=3,14*68,27*227/6*104=0.81м/с, примем V=1м/с

где делительный диаметр шестерни d3 = m*Z3/cosβ = 2,5*26/0,952=68,27 мм.

4.2.11 С учётом рекомендаций назначаем степень точности передачи

Точность низкая, степень точности по ГОСТ 1643-81 девятая.

   4.2.12. Фактическое значение коэффициента нагрузки [5] при расчёте по контактным напряжениям

KH = KHV*K*K = 1,022*1,01*1,1=1,134,

где KHV = 1+0,022V = 1+0,022*1 = 1,022 – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку в передаче при расчёте на прочность активных поверхностей зубьев, его находят с учётом назначенной степени точности передачи, окружной скорости V в зацеплении и твёрдости рабочих поверхностей зубьев;

K = 1,01– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий зубьев при расчёте на прочность их активных поверхностей, определяется в зависимости от расположения зубчатых колёс проектируемой передачи относительно опор, твердости рабочих поверхностей зубьев и относительной ширине колеса ψbd = ψba(U+1)/2 = 0,4(3.6+1)/2=0,92;

 K = 1,1 – коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчёте на прочность их активных поверхностей.

4.2.13. Коэффициент Zм, учитывающий механические свойства сопряжённых  зубчатых колёс, принимают [5] в зависимости от материалов.

Для стальных зубчатых колёс Zм = 190 Н0,5/мм.

      1. Коэффициент ZН = 2,39, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления в зависимости от коэффициента смещения Х исходного контура и угла наклона β линии зубьев на делительном цилиндре.

Для некоррегированных зубчатых передач  Х = 0.

4.2.15. Коэффициент Zε, учитывающий суммарную длину контактных линий зубьев, находим с учетом значений коэффициентов торцевого εа и осевого εβ перекрытия.

Для некоррегированных передач

εа ≈ [1,88 - 3,2( 1/Z3 + 1/Z4 )]*cosβ=[1,88-3,2(1/26+1/95)]*0,952=1,64.

 

4.2.16 Действительное контактное напряжение на активных поверхностях зубьев при фактических параметрах передачи

,      

где Ft – окружное усилие, действующее в зубчатом зацеплении, Н

;      МПа.

 

4.2.17 Отклонение действительного контактного напряжения sн  от допускаемого [sн]

.     

Перегрузка составила 5,54%.

 

4.2.18 Проверка контактной прочности зубьев при действии пиковой нагрузки:

,   

где - коэффициент пиковой нагрузки, задан техническим заданием.

 

4.2.19 Фактическое значение коэффициента нагрузки при расчете на прочность зубьев при изгибе

,        
где   - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку. Числовое значение находим по зависимости


- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий зубьев при расчете на прочность зубьев при изгибе; 
- коэффициент,  учитывающий распределение нагрузки между зубьями при расчете их на изгибную прочность.

.

 

4.2.20 Проверяем усталостную прочность зубьев шестерни и колеса по напряжениям изгиба, сопоставляя местные напряжения изгиба sF3 и sF4 в опасном сечении на переходной поверхности с допускаемыми напряжениями.

,     

,      
где YFS3 и YFS4 – коэффициенты, учитывающие для шестерни и колеса форму их зубьев и концентрацию напряжений. Численные значения YFS3 и YFS4 находим с учетом величины коэффициента смещения X исходного контура и эквивалентных чисел зубьев ZV3 и ZV4:

,     

.     

YFS3 = 3,75 и YFS4 = 3,6; 
Yb  – коэффициент, учитывающий наклон зубьев:

,     

Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:

.        ;

.

 

4.2.21 Проверка изгибной прочности зубьев шестерни и колеса при действии пиковой нагрузки:

;     .    

4.2.22 Основные геометрические размеры зубчатой передачи

Делительные диаметры:

 мм,

 мм.

Проверка:

 мм, условие выполнено.

Диаметры вершин зубьев:

 мм,

 мм.

Диаметры впадин зубьев:

 мм,

 мм.

 

Ширина зубчатых венцов:

 мм,

 мм.

 

4.2.23 Усилия, действующие в зацеплении косозубой цилиндрической передачи:

Информация о работе Детали Машин