Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 18:06, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является исследование особенностей теории жизненного цикла товара и ее практическое применение.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть сущность товаров в современной экономике.
2. Рассмотреть концепцию жизненного цикла товара и маркетинговую стратегию на каждой фазе жизненного цикла товара.
3. Описать жизненный цикл товара на примере продаж автомобиля ВАЗ-2112.
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Инженерно-экономический институт
Кафедра «Финансы и денежное обращение»
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
Жизненный цикл товара (на примере компании «АвтоВаз»)
по дисциплине «Менеджмент»
Выполнил
студент гр.
___________ <подпись> Е.С.
Руководитель
доцент, к.э.н. <подпись> Ю.Ю.Купоров
«___» __________ 201__ г.
Санкт-Петербург
2014
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПолнение курсового
проекта
студенту группы ________
______________________________
(номер группы) (фамилия, имя, отчество)
1. Тема проекта: ______________________________
______________________________
2. Срок сдачи студентом законченного проекта: ___________________
3. Исходные данные
к проекту: ______________________________
______________________________
4. Содержание пояснительной записки
Введение: актуальность, цели и задачи работы.
Глава 1. Сущность товаров в современной экономике.
Глава 2. Концепция жизненного цикла товара как элемент стратегии предприятия.
Глава 3. Основные фазы жизненного цикла товара и их особенности.
Глава 4. Жизненный цикл товара на примере продаж автомобиля ВАЗ-2112.
Заключение: основные выводы, сделанные в работе.
5. Перечень графического материала (с указанием обязательных чертежей и плакатов): рисунков – 3, таблиц – 3.
6. Консультанты ______________________________
______________________________
7. Дата получения задания: «___».____________ 20__ г.
Руководитель
Задание принял к исполнению _____________ _______________
____________
(дата)
Оглавление
В условиях модернизации, ускорения темпов развития экономик организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки.
Товар определяет результаты деятельности любого промышленного и коммерческого предприятия на "нормальном" развитом рынке, в силу чего вся совокупность мер, связанных с товаром - его созданием, производством, реализацией на рынке, сервисом, рекламой - занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности. Эта совокупность и является концепцией жизненного цикла товара.
Товар и его жизненный цикл имеют большое, практически основное значение в системе маркетинга. Во-первых, он ориентирует руководителей на проведение анализа деятельности предприятия с точки зрения как настоящих, так и будущих позиций. Во-вторых, жизненный цикл товара нацеливает на проведение систематической работы по планированию и разработке новой продукции. В-третьих, данная тема помогает формировать комплекс задач и обосновывать стратегии и мероприятия маркетинга на каждом этапе жизненного цикла, а также определить уровень конкурентоспособности своего товара по сравнению с товаром конкурентной фирмы. Понимание значения товара в маркетинге является обязательной задачей предприятия в целях эффективной деятельности и продвижения товара на рынок.
Целью написания курсовой работы является исследование особенностей теории жизненного цикла товара и ее практическое применение.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть
сущность товаров в
2. Рассмотреть
концепцию жизненного цикла
3. Описать
жизненный цикл товара на
Товарная форма благ, будучи важнейшей категорией современного рынка, является историческим явлением. Нетоварное производство (натуральное хозяйство), хронологически наиболее раннее, со временем объективно трансформировалось в товарное производство и с тех пор сосуществует вместе с ним. С древних времен человек производит предметы для своего потребления, называемые продуктами, не товарами. Однако с развитием отношений между людьми появляется обмен, и продукт начинает использоваться для обмена. Так появляется понятие товар. С развитием капиталистического производства товар становится всеобщей формой продукта.
Существует множество определений понятию "товар". Чаще всего под товаром понимается результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму, или специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств». В то же время, в экономике под товаром понимают благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. За данным определением скрывается довольно сложная совокупность экономических отношений.
Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.
Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.
В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.
В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете она создается для удовлетворения каких-то потребностей.
Характер экономических отношений, возникающих по поводу товаров, позволяет отличить из от благ, созданных людьми, но не являющихся товарами. К таким благам относятся те, которые произведены людьми для собственного потребления. Так, К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, но обязательно предназначено для обмена.
Отличительным признаком товара являются отношения в виде купли-продажи. Обмен характеризуется возмездностью и эквивалентностью, что означает, передачу товара из рук его собственником в руки другого в ответ на обратную передачу его заменителя, при этом заменитель должен быть равноценным данному товару.
Таким образом, из определения товара можно сделать вывод, что он имеет два свойства:
1) способность
удовлетворять определенную
2) пригодность для обмена на другие товары.
Полезность вещи придает ей потребительную стоимость. Товары как потребительные стоимости отличаются по назначению в удовлетворении потребностей человека: например, одни из них удовлетворяют потребности в пище (хлеб, молоко, мясо), другие - в одежде (пальто, костюм, платье), третьи - в средствах передвижения (троллейбус, метро, автомобиль), четвертые - в услугах культурного назначения (книги, газеты, кинофильмы) и так далее.
Как потребительные стоимости товары слишком разнообразны и должны удовлетворять различные потребности. Однако при всем различии этих товаров они, как и все другие товары, могут и обмениваются друг на друга. Это свойство товара получила название «меновая стоимость»
Если разные товары обмениваются в определенных пропорциях, это означает, что между ними есть что-то общее, которое делает их соизмеримыми, а именно: они являются продуктами труда. Именно то обстоятельство, что различные потребительские стоимости являются результатом труда вообще, независимо от ее конкретной формы, то есть затрат энергии ума, способностей и т.д. формирует стоимость товара. Последняя проявляется при обмене.
Из этого можно сделать вывод, что в условиях общественного разделения труда люди, занимаясь определенным видом деятельности (земледелец, врач, строитель, слесарь), для того чтобы удовлетворить свои разносторонние потребности, имеют приравнивать между собой различные виды труда и обмениваться товарами. Общественный труд, воплощенная в товарах и проявляет себя через обмен их, является стоимостью товара. Стоимость - внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является внешним проявлением стоимости, который осуществляется через обмен одного товара на другой.
К основным потребительским свойствам товара относятся:
1) физические свойства
2) эстетические и эргономические свойства
3) функциональные свойства
4) символические свойства
5) экономические свойства
6) дополнительные свойства.
К физическим свойствам товара относятся материальные характеристики: форма, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, из которого изготовлен продукт. Часто форма товара обусловлена технологическим процессом или функциональным назначением товара. Однако некоторые физические свойства товара (форма, цвет, запах, вкус, фактура материала и т.д.) тесно связаны со следующей группой свойств - с эстетикой товара.
Эстетические свойства товара в известной мере субъективны, они зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, образа жизни. К этим свойствам относятся: дизайн - внешний облик продукта, его эстетическое совершенство и привлекательный вид, и стайлинг - художественное конструирование, соответствие изделия определенному стилю, какому-либо направлению в моде, отражающему пристрастия части потребителей, красота, изящество, отделка и т.д.
К этой же группе свойств относят тесно связанную с эстетикой эргономику, т.е. приспособленность товара к потребителю, удобство и безопасность в использовании. Эргономичность товара зависит, кроме того, от времени и сложности ухода за изделием в процессе его эксплуатации потребителем. Производитель стремится обеспечить низкий уровень его трудоемкости и до предела упростить уход за товаром.
Функциональные свойства обеспечивают удовлетворение одной или нескольких потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем. Как бы ни был удачно оформлен товар, если, он плохо выполняет свою главную функцию, он не будет пользоваться спросом.
В отличие от функциональных, заложенных в товар производителем, символические качества выражают те свойства, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому, что обладает действительно полезными потребительскими качества, а потому, что он придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественном мнении более высокую ступень в социальной иерархии. Иначе говоря, товар обладает престижной ценностью, удовлетворяет потребность покупателя в самовыражении и самоуважении.
Экономические свойства охватывают его цену, экономичность (например, затраты энергии на единицу эффекта при его эксплуатации, экономия времени при использовании данного изделия по сравнению с аналогичным, но менее производительным изделием). Именно на эти свойства товара ориентируется определенная группа потребителей (так называемые "экономные" покупатели). Некоторые из них готовы пожертвовать какими-то другими качествами в пользу данного. Поэтому в маркетинге часто практикуется параллельный выпуск эталонного товара - с полным набором свойств, но упрощенных видов, с сокращенным набором свойств и поэтому более дешевых.
К последней категории свойств товара относятся дополнительные. Их набор связан с понятием сервиса. В него входят обязательное предпродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д. К ним можно добавить манипуляцию товарами: обеспечение их сохранности, разделение товара на части (порции), удобные для потребления или приспособленные к конкретному способу транспортировки. Эти свойства служат средством привлечения к товару внимания потребителей.
Информация о работе Жизненный цикл товара (на примере компании «АвтоВаз»)