Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:42, реферат
Женщины стали получать профессиональное управленческое образование, осваивать и расширять профессиональную квалификацию, заполняя не только вакансии в сфере наемного труда, но и создавая свои фирмы, в основном в сфере торговли и услуг. Женщины добиваются успехов в борьбе за равные возможности, и это выражается их участием в дальнейшем развитии бизнеса, особенно в сфере малого бизнеса.
Введение: 3
1. Представления женщин о карьере 4
2. Женщины-менеджеры и предприниматели за рубежом 7
3. Новые возможности или новые ограничения? 12
3.1 Свободный выбор или необходимость? 12
3.2 Социальные ожидания 12
3.3 Наедине с государством и подчиненными... 13
3.4 Факторы, препятствующие в занятиях бизнесом, абсолютное число 14
4. Нужно ли защищать женщин-предпринимателей? 15
Заключение: 19
Список использованной литературы: 20
В США и Европе женщины рассматриваются как обычные деловые партнеры, пользующиеся полным доверием.
Однако работа для женщин в иностранных филиалах фирм в США и в филиалах американских фирм, расположенных в других странах, в конечном итоге приводит к положительным результатам. Полученный широкий опыт позволяет женщинам-менеджерам по всей стране занять высокие руководящие посты, что в итоге способствует квалифицированному созданию собственного дела.
С начала 70-х годов в США начался массовый приток женщин в ряды работающего населения. Численность работающих женщин в середине 80-х годов достигла 50% от общего числа работающего населения.
Женщины ощутимо пополнили такие направления деятельности, как юриспруденция, медицина, бизнес, инжиниринг. В 1995 г. их доля среди юристов достигла 27%, среди врачей — 24%, среди счетных работников — 60%, а среди администраторов, менеджеров и служащих — 40%. Из 17 млн. мелких предприятий в 7 млн. хозяевами являются женщины. В бизнесе свыше 150 тыс. женщин, представляющих черное и цветное население.
Различные исследования подтвердили возросшее количество мужчин, не возражающих работать в подчинении у женщин – собственников либо менеджеров.
Женщины в США
получили возможность выбора во всех
направлениях человеческой деятельности.
Появились женщины и в государс
Новые возможности или новые ограничения?
3.1 Свободный выбор или необходимость?
Устойчивость
феномена «женский бизнес» в немалой
степени зависит от того, с какой установкой
приходят женщины в сферу предпринимательства:
это дело жизни или случайное, вынужденное
занятие.
Как удалось установить, женщины-предприниматели
делятся на три социальных типа. Первый
- это убежденные бизнес-леди. Мотивация
их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем,
интерес к этому виду деятельности, самые
серьёзные намерения.
Ко второму, и самому многочисленному
типу, относится половина дам- предпринимателей
«по случаю». Своё решение они приняли
спонтанно, под влиянием неожиданных случайных
обстоятельств: по совету или примеру
друзей, неожиданно возникшим благоприятным
перспективам, газетной информации.
И, наконец, третий тип - предприниматели
поневоле — женщины, которые оказались
вынужденными в силу различных неблагоприятных
обстоятельств открыть свое дело. Это
самая малочисленная группа. Мотивация
их выбора - реальная безработица или угроза
безработицы, отсутствие средств к жизни,
невыплата зарплаты, а также давление
извне, например:
“надо было выкупать парикмахерскую,
иначе она перешла бы в другие руки”.
3.2 Социальные ожидания
На первый план выходят стремление к независимости и самостоятельности в работе, желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности, попробовать себя в новом деле.
Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее: на него указывают около трети женщин. При этом одна половина этой трети называет обеспеченную богатую жизнь, другая - отсутствие хоть каких-либо средств к существованию.
Престижные стимулы прихода в бизнес — элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера — влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Лишь каждая шестая пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. Возникает гипотеза, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди. Они рекрутируются, как видно, в совсем другие сферы деятельности: уличную торговлю, работу по найму и пр.
Заметим, что социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, оправдались у каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем мала доля, не достигших своих целей.
3.3 Наедине с государством и
подчиненными...
Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво.
В государственных
органах они далеко не всегда находят
защиту и опору.
Только пятая часть бизнес-леди встречает
с их стороны поддержку, а не противодействие.
Далеко не во всем благополучно складываются
отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор
партнера - сама по себе трудность, и весьма
значительная”. Ненадежность, нарушение
договорных обязательств - наиболее частый
изъян в партнере, на него указала половина
опрошенных. Второй крупный недостаток
партнера - отсутствие или недостаток
профессионализма, третий - нечистоплотность
в выборе средств, склонность к обману,
надувательству.
Гораздо мягче,
как оказалось, складываются отношения с конкурентами.
Почти у половины женщин-менеджеров вообще
нет проблем с конкурентами.
Наоборот, есть желание наладить с ними
партнерские отношения. “Пытаюсь поддерживать
дружеские отношения, однако постоянно
наталкиваюсь на нежелание работать в
контакте» или вот другое мнение ~ «узость
мышления конкурентов на рынке мешает
нам идти к единой цели, отслеживая собственные
интересы”. Отсутствие жесткой конкурентной
борьбы в данном случае свидетельствует,
как видно, о разреженности рынка в тех
сферах деятельности, где работают бизнес-леди.
В то же время четвертая часть указывает
на дезинформацию, обман, нечистоплотность
со стороны конкурентов.
Подчиненные также
далеко не всегда удовлетворяют требованиям
бизнес- леди. Лишь четвертая часть
не встречает трудностей в данной области.
Отсутствие инициативы, низкая трудовая
дисциплина, недобросовестность - наиболее
частые пороки подчиненных. «Не понимают,
что это частная фирма и зарплата зависит
от их труда», «привыкли получать зарплату
независимо от результатов», «необходим
постоянный контроль: ленятся, халтурят»,
«нет коллектива, каждый сам по себе”.
3.4 Факторы, препятствующие в занятиях бизнесом,
абсолютное число
| |Стимулы |Барьеры|Разность
|
|Социально-психологические |94 |32 |+62 |
|Статусные |47 |25 |+22 |
|Обстановка в стране |14 |58 |-44 |
Приведенные в
таблице данные можно проинтерпретировать
следующим образом. Во-первых, социально-психологические
достоинства бизнес-леди существенно
перекрывают их недостатки в занятиях
предпринимательством.
Иными словами, в социально-психологическом
плане женщины оказываются наиболее подготовленными
к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием
- это присутствует в избытке. Достаточно
в целом и «статусных» характеристик:
подходящий возраст, образование, налаженные
связи в деловом мире и пр. Иное дело социально-экономическое
положение страны.
Здесь минусы перевешивают плюсы, являясь
самым сильным тормозом в развитии предпринимательства.
Нужно ли защищать женщин-предпринимателей?
Большая часть
бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для
достижения успеха в сфере предпринимательства
по сравнению с мужчинами.
Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин
шансы равные. Неравенство обусловлено,
главным образом, существующими в обществе
стереотипами. Во- первых, традиционным
взглядом на женщину как на человека второго
сорта, как на прислугу. “Мужчины не относятся
к женщине как, к равному партнеру, приходится
постоянно доказывать, что я лучше их”.
Во-вторых, двойной нагрузкой - дом и работа.
«Женщина ко всему еще и мать, и жена”.
На вопрос о
том, встречаются ли женщины в
своей предпринимательской
Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Хотя больше половины бизнес-леди полагает, что женщины- предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства (как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности), все
же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам- предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав. Есть и такое суждение: «Не умно устанавливать права по половому признаку”. Оно принадлежит молодой преуспевающей бизнес-леди со столичным университетским физико-математическим образованием.
В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства, упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Некоторые полагаются на естественный ход событий: “Не нужны специальные меры, наступит время и для женщин”.
В своей предпринимательской
практике 2/3 группы бизнес-леди, попадая
в трудные конфликтные
По ответам
на вопрос, кто, по их мнению, мог бы
защищать интересы женщин-предпринимателей
наиболее эффективно, бизнес-леди разделились
на две почти равные группы. Одна
из них считает, что каждый должен сам
защищать свои интересы, не прибегая к
посторонней помощи. Другая называет в
разных сочетаниях ассоциацию женщин-предпринимателей,
различного рода комитеты при
Государственной Думе, местные органы
власти и правоохранительные органы.
Женский бизнес
в большинстве своем
Наиболее предпочтительная отраслевая сфера занятости женщин,
где, кстати, они действуют более результативно,
чем мужчины, касается традиционных женских
ориентации и интересов - торговля материалами
бытовой химии, верхней одеждой и бельем,
косметическими средствами, бижутерией
и пр.
Судьба женского бизнеса тесно
связана с состоянием дел в сфере предпринимательства
в России в целом. Современный российский
бизнес очень тяжел не только для женщин,
но и для мужчин. Женщина-предприниматель,
работающая как полноценный партнер мужчины
в бизнесе, утрачивает свои
«женские начала», все больше и больше
приобретая манеры поведения маскулинного
типа. Женщина и бизнес - своего рода взаимоисключающие
понятия: либо ты женщина, либо ты - предприниматель.
Женщин вытесняют из бизнеса по следующим причинам:
V мир предпринимательства
- мужской мир. Поэтому здесь
срабатывает принцип
Мужчины и женщины же всегда имели разную психосоциальную природу, выступали носителями разных типов психологии, мотивации, логики поведения, стиля мышления. Заметим, что это суждение вполне согласуется с данными современной биологической науки о психофизиологических различиях полов. Напомним эти различия: повышенная избирательная выносливость женщин (женщины при нагрузке медленнее теряют силы), лучшие способности в арифметическом счете, лучшие речевые навыки, способность быстрее и лучше идентифицировать сходные предметы, лучшие показатели в мануальных тестах и др.
V существование
многовековых традиций и
V повышенная
эмоциональность женщин, выталкивающая
их из среды, где нужно «уметь
не переживать», справляться
V агрессивность и жестокость современного рынка, не соответствующая природным женским качествам (нежность, доброта и пр.);
V роль матери
и жены, которая оказывается
Женщины-предприниматели, сделавшие «нормальный бизнес» и утвердившиеся в нем - привлекательные деловые партнеры для многих предпринимателей- мужчин. Их обязательность, ответственность, интеллигентность, предсказуемость делают производственные контакты с ними предпочтительными.
Таким образом, можно сделать главный вывод о том, что новая сфера экономической активности - предпринимательство - открывает перед женщинами не только новые возможности, но и порождает новые ограничения. Эти ограничения в одних случаях уходят корнями в глубокое прошлое и связаны с дискриминацией женщин по признаку пола, в других - обусловлены агрессивной природой современного рынка, требующего для достижения успеха тех качеств, которыми женщины, в силу своей биосоциальной природы, не располагают.
Заключение:
Бизнес-леди — это особый социальный тип женщин. Исследования психологов, проведенные в западных странах, свидетельствуют, что женщины более приятны в общении, чем менеджеры мужчины, более внимательны к людям, эффективно реагируют на мотивацию. В службах сервиса женщины незаменимы, с клиентами у них устанавливаются доверительные отношения.