Женщина-предприниматель

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:42, реферат

Краткое описание

Женщины стали получать профессиональное управленческое образование, осваивать и расширять профессиональную квалификацию, заполняя не только вакансии в сфере наемного труда, но и создавая свои фирмы, в основном в сфере торговли и услуг. Женщины добиваются успехов в борьбе за равные возможности, и это выражается их участием в дальнейшем развитии бизнеса, особенно в сфере малого бизнеса.

Оглавление

Введение: 3
1. Представления женщин о карьере 4
2. Женщины-менеджеры и предприниматели за рубежом 7
3. Новые возможности или новые ограничения? 12
3.1 Свободный выбор или необходимость? 12
3.2 Социальные ожидания 12
3.3 Наедине с государством и подчиненными... 13
3.4 Факторы, препятствующие в занятиях бизнесом, абсолютное число 14
4. Нужно ли защищать женщин-предпринимателей? 15
Заключение: 19
Список использованной литературы: 20

Файлы: 1 файл

женщ-предприн.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

В США и Европе женщины рассматриваются как  обычные деловые партнеры, пользующиеся полным доверием.

Однако работа для женщин в иностранных филиалах фирм в США и в филиалах американских фирм, расположенных в других странах, в конечном итоге приводит к положительным результатам. Полученный широкий опыт позволяет женщинам-менеджерам по всей стране занять высокие руководящие посты, что в итоге способствует квалифицированному созданию собственного дела.

С начала 70-х  годов в США начался массовый приток женщин в ряды работающего  населения. Численность работающих женщин в середине 80-х годов достигла 50% от общего числа работающего населения.

Женщины ощутимо  пополнили такие направления  деятельности, как юриспруденция, медицина, бизнес, инжиниринг. В 1995 г. их доля среди  юристов достигла 27%, среди врачей — 24%, среди счетных работников — 60%, а среди администраторов, менеджеров и служащих — 40%. Из 17 млн. мелких предприятий в 7 млн. хозяевами являются женщины. В бизнесе свыше 150 тыс. женщин, представляющих черное и цветное население.

Различные исследования подтвердили возросшее количество мужчин, не возражающих работать в подчинении у женщин – собственников либо менеджеров.

Женщины в США  получили возможность выбора во всех направлениях человеческой деятельности. Появились женщины и в государственной администрации, причем порой на самых престижных постах. Женщины стали членами Верховного суда, послами в других странах, сенаторами и министрами.

Новые возможности  или новые ограничения?

3.1 Свободный  выбор или необходимость?

Устойчивость  феномена «женский бизнес» в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: это дело жизни или случайное, вынужденное занятие. 
Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальных типа. Первый - это убежденные бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности, самые серьёзные намерения. 
Ко второму, и самому многочисленному типу, относится половина дам- предпринимателей «по случаю». Своё решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств: по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации. 
И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле — женщины, которые оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: 
“надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки”.

3.2 Социальные  ожидания

На первый план выходят стремление к независимости  и самостоятельности в работе, желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности, попробовать себя в новом деле.

Экономический интерес, как оказалось, выражен  заметно слабее: на него указывают  около трети женщин. При этом одна половина этой трети называет обеспеченную богатую жизнь, другая - отсутствие хоть каких-либо средств к существованию.

Престижные стимулы  прихода в бизнес — элитарный  круг общения, респектабельный, современный  стиль жизни, блестящая карьера  — влекут каждую третью женщину  в эту сферу деятельности. Лишь каждая шестая пришла в бизнес под  влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. Возникает гипотеза, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди. Они рекрутируются, как видно, в совсем другие сферы деятельности: уличную торговлю, работу по найму и пр.

Заметим, что  социальные ожидания, связанные с  приходом в бизнес, оправдались у  каждой второй женщины, у каждой третьей - лишь частично, и совсем мала доля, не достигших своих целей.

3.3 Наедине с  государством и

подчиненными...

Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво.

В государственных  органах они далеко не всегда находят  защиту и опору. 
Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны поддержку, а не противодействие. Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор партнера - сама по себе трудность, и весьма значительная”. Ненадежность, нарушение договорных обязательств - наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера - отсутствие или недостаток профессионализма, третий - нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству.

Гораздо мягче, как оказалось, складываются отношения с конкурентами. 
Почти у половины женщин-менеджеров вообще нет проблем с конкурентами. 
Наоборот, есть желание наладить с ними партнерские отношения. “Пытаюсь поддерживать дружеские отношения, однако постоянно наталкиваюсь на нежелание работать в контакте» или вот другое мнение ~ «узость мышления конкурентов на рынке мешает нам идти к единой цели, отслеживая собственные интересы”. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы в данном случае свидетельствует, как видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают бизнес-леди. В то же время четвертая часть указывает на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.

Подчиненные также  далеко не всегда удовлетворяют требованиям  бизнес- леди. Лишь четвертая часть  не встречает трудностей в данной области. 
Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность - наиболее частые пороки подчиненных. «Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда», «привыкли получать зарплату независимо от результатов», «необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят», «нет коллектива, каждый сам по себе”.

3.4 Факторы, препятствующие  в занятиях бизнесом,

абсолютное число

| |Стимулы |Барьеры|Разность | 
|Социально-психологические |94 |32 |+62 | 
|Статусные |47 |25 |+22 | 
|Обстановка в стране |14 |58 |-44 |

Приведенные в  таблице данные можно проинтерпретировать  следующим образом. Во-первых, социально-психологические  достоинства бизнес-леди существенно  перекрывают их недостатки в занятиях предпринимательством. 
Иными словами, в социально-психологическом плане женщины оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием 
- это присутствует в избытке. Достаточно в целом и «статусных» характеристик: подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом мире и пр. Иное дело социально-экономическое положение страны. 
Здесь минусы перевешивают плюсы, являясь самым сильным тормозом в развитии предпринимательства.

Нужно ли защищать женщин-предпринимателей?

Большая часть  бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами. 
Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин шансы равные. Неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во- первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу. “Мужчины не относятся к женщине как, к равному партнеру, приходится постоянно доказывать, что я лучше их”. Во-вторых, двойной нагрузкой - дом и работа. «Женщина ко всему еще и мать, и жена”.

На вопрос о  том, встречаются ли женщины в  своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины  делятся на две, примерно равные, группы. Одна из них сталкивается с этим неприятным социальным явлением довольно часто или время от времени, другая - не встречается совсем.

Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли в стране быть разработана  специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Хотя больше половины бизнес-леди полагает, что женщины- предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства (как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности), все

же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам- предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав. Есть и такое суждение: «Не умно устанавливать права по половому признаку”. Оно принадлежит молодой преуспевающей бизнес-леди со столичным университетским физико-математическим образованием.

В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства, упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Некоторые полагаются на естественный ход событий: “Не нужны специальные меры, наступит время и для женщин”.

В своей предпринимательской  практике 2/3 группы бизнес-леди, попадая  в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов суд, милиция, авторитетов делового мира, местных органов власти. Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей. Есть и такие варианты: «В каждом конкретном случае поступаю по-разному - использую оптимальные варианты”.

По ответам  на вопрос, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разделились  на две почти равные группы. Одна из них считает, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другая называет в разных сочетаниях ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при 
Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы.

Женский бизнес в большинстве своем располагается  на низовых ступенях предпринимательской  пирамиды. Крупный бизнес, в котором  идет крутая мужская игра, а предприниматели  получают сверхприбыли, де-факто закрыты  для женщин. 
Наиболее предпочтительная отраслевая сфера занятости женщин, где, кстати, они действуют более результативно, чем мужчины, касается традиционных женских ориентации и интересов - торговля материалами бытовой химии, верхней одеждой и бельем, косметическими средствами, бижутерией и пр.

Судьба женского бизнеса тесно связана с состоянием дел в сфере предпринимательства в России в целом. Современный российский бизнес очень тяжел не только для женщин, но и для мужчин. Женщина-предприниматель, работающая как полноценный партнер мужчины в бизнесе, утрачивает свои 
«женские начала», все больше и больше приобретая манеры поведения маскулинного типа. Женщина и бизнес - своего рода взаимоисключающие понятия: либо ты женщина, либо ты - предприниматель.

Женщин вытесняют  из бизнеса по следующим причинам:

V мир предпринимательства  - мужской мир. Поэтому здесь  срабатывает принцип вытеснения  меньшинства большинством. Негласные  законы, нормы, правила поведения  в предпринимательстве должны  быть общими для всех.

Мужчины и женщины  же всегда имели разную психосоциальную природу, выступали носителями разных типов психологии, мотивации, логики поведения, стиля мышления. Заметим, что это суждение вполне согласуется с данными современной биологической науки о психофизиологических различиях полов. Напомним эти различия: повышенная избирательная выносливость женщин (женщины при нагрузке медленнее теряют силы), лучшие способности в арифметическом счете, лучшие речевые навыки, способность быстрее и лучше идентифицировать сходные предметы, лучшие показатели в мануальных тестах и др.

V существование  многовековых традиций и стереотипов,  внушивших женщинам чувство неуверенности,  неполноценности, второсортности  в деловой сфере. Такого рода  комплексы уже на самом старте  мешают многим женщинам попытаться  изменить свою жизнь, попробовать себя в новом деле. Эти же качества препятствуют женщинам, уже вступившим в бизнес, функционировать наравне с мужчинами;

V повышенная  эмоциональность женщин, выталкивающая  их из среды, где нужно «уметь  не переживать», справляться со  стрессами;

V агрессивность и жестокость современного рынка, не соответствующая природным женским качествам (нежность, доброта и пр.);

V роль матери  и жены, которая оказывается альтернативой  занятию бизнесом. Выбирая бизнес, женщина выбирает тем самым  и свою женскую судьбу: с одиночеством, семейной неустроенностью, многими личными проблемами.

Женщины-предприниматели, сделавшие «нормальный бизнес»  и утвердившиеся в нем - привлекательные  деловые партнеры для многих предпринимателей- мужчин. Их обязательность, ответственность, интеллигентность, предсказуемость делают производственные контакты с ними предпочтительными.

Таким образом, можно сделать главный вывод  о том, что новая сфера экономической  активности - предпринимательство - открывает  перед женщинами не только новые  возможности, но и порождает новые ограничения. Эти ограничения в одних случаях уходят корнями в глубокое прошлое и связаны с дискриминацией женщин по признаку пола, в других - обусловлены агрессивной природой современного рынка, требующего для достижения успеха тех качеств, которыми женщины, в силу своей биосоциальной природы, не располагают.

Заключение:

Бизнес-леди —  это особый социальный тип женщин. Исследования психологов, проведенные  в западных странах, свидетельствуют, что женщины более приятны  в общении, чем менеджеры мужчины, более внимательны к людям, эффективно реагируют на мотивацию. В службах сервиса женщины незаменимы, с клиентами у них устанавливаются доверительные отношения.

Информация о работе Женщина-предприниматель