Задачи инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:11, контрольная работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям в Республике Беларусь и других государствах СНГ обусловил необходимость новых подходов к решению проблем инновационной деятельности предприятий. В странах с рыночной экономикой инновации являются средством достижения экономического лидерства, непременным условием выживания и даже процветания фирмы. Для отечественных предприятий инновационная деятельность — способ адаптации (приспособления) к новым условиям хозяйствования.

Оглавление

Введение........................................................................................................ 3
Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента .......................... 6
Заключение ................................................................................................ 14
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная инновационный менеджмент.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     - необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

     В науке управления сложились современные  важнейшие концепции, на основе которых внесен существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепция научного управления, административного управления, управления с позиции психологии и человеческих отношений, управления с точки зрения науки о поведении людей.

     Определились  следующие научные подходы к  управлению, которые получили развитие в современных условиях: подход к  управлению как к процессу; системный  подход; ситуационный подход.

     Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента в качестве самостоятельной науки и области исследований.

     Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В 20-е гг. XX в. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющих определенную иерархию. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной рационализации деятельности без учета внешней среды.

     В рамках классической школы управления сложилась концепция, что фирмой нужно управлять систематизировано, для того чтобы более эффективно достигать поставленных целей, ради которых она создана.

     Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом М. Маслоу, доказали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены денежным выражением. Оказалось, что производительность труда рабочих способна повышаться не столько благодаря увеличению заработной платы, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

     Подход  к управлению как к процессу оценивает  его в качестве системы. В ней  деятельность, направленная на достижение целей фирмы, рассматривается не как единовременное действие, а как серия взаимосвязанных деловых непрерывных акций, материализующих функции управления. Ими являются: планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок.

     При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать  организацию как совокупность взаимосвязанных  элементов — люди, структура, технология, — которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

     Ситуационный  подход предполагает, что эффективность  различных методов управления определяется конкретной ситуацией и наилучшим является метод, максимально соответствующий ее условиям.

     Уровень развития конкретных предприятий, сфер жизнедеятельности, государств, обеспечивающий стабильный экономический рост, определяется динамикой инновационной сферы. Определенный рост инновационной активности и обращение к различным формам инновационной деятельности стимулировали интенсификацию научных исследований в сфере инноватики. Научные дискуссии в этом ключе отражают необходимость разработки научной базы по использованию потенциала, созданию условий для реализации инновационной деятельности и обеспечению эффективного управления изменениями. Инновации стали стратегическим фактором социально-экономического развития и стабилизации социальной ситуации. Осознание данного факта стимулировало формирование государственной поддержки развития инновационного предпринимательства и науки через создание моделей и программ инновационного развития, что стало важнейшим шагом на пути формирования комплексной системы управления, правового обеспечения инновационной деятельности и концепции инновационной политики.

     Инновационный менеджмент предполагает осуществление  координации инновационной деятельности через использование новых форм, принципов, средств управленческой деятельности, связанных с обновлением  организационных структур, использованием ресурсов информационных и социальных сетей с целью активизации инновационного потенциала организации, стимулирования и мотивации творческой деятельности.

     Принципами  инновационного менеджмента выступают:

  • Рациональное сочетание методов управления;
  • Приоритет стратегических вопросов;
  • Использование научных подходов;
  • Уважение личности и стимулирование активности сотрудников;
  • Обеспечение оптимального морально-психологического климата и режима труда;
  • Стремление к децентрализации и коллегиальности в деятельности.

     В число решаемых задач инновационного менеджмента входит:

  1. Определение оптимальной структуры организации;
  2. Определение инновационной стратегии организации;
  3. Организация образования сотрудников в системе инновационного предпринимательства;
  4. Осуществление кадровой политики;
  5. Обеспечение стимулирования и мотивации инновационной активности;
  6. Разработка стратегии адаптации.

     Инновационный менеджмент предполагает возможность  делегирования полномочий, обеспечение  коммуникации через общение и образование. Инновационный менеджер является предпринимателем в сфере инноватики, постоянно ищущим, активным и предприимчивым. Такой стиль и приоритеты управленческой деятельности ориентируют на создание многомерных организаций, где в различных направлениях по реализации планов действуют управленцы и подчиненные без четкого формального разделения их функций и обязанностей; плоских организаций, где максимально сокращены уровни иерархии, что существенно повышает оперативность и качество работы; партисипативных организаций, в которых осуществляется совместное принятие управленческих решений на основе паритетного взаимодействия руководителей и подчиненных; этхократических организаций, применимых в нестандартных и сложных работах в быстротекущих условиях, где нет строгой формальной структуры, иерархии и субординации, а главной выступает совместная ответственная деятельность на основе высокой компетентности и творческой свободы.

     Главная задача инновационного менеджмента  – «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить в их решении, мобилизовать поддержку инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое сотрудничество и трансферт не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как новому стилю лидерства можно научиться. С учетом особого статуса инновационных менеджеров как профессиональных специалистов-интеллектуалов, имеющих доступ к информации, владеющих социальными технологиями и имеющие их использовать для конструирования перспективы, сегодня вести такое обучение необходимо непрерывно, включая постдипломное образование до конца служебной карьеры в системе курсов, участия в семинарах и тренингах. Возможно перспективное планирование получения такого профильного образования в специальных учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для сферы инновационного проектирования, менеджмента и маркетинга.

     Таким образом, проблема компетентного управления инновационной деятельностью решается в рамках менеджмента инноваций, который требует непременной реализации возможностей инновационного менеджмента, обеспечивая в таком взаимодействии рост эффективности инновационных проектов и инновационного потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Проблема  управления инновационной деятельностью  является чрезвычайно актуальной для отечественных предприятий. Ее решение является одним из условий выживаемости предприятий и в целом становления рыночных отношений в экономике Беларуси.

     Для понимания и решения этой проблемы важно, чтобы она признавалась как  проблема не только администрации конкретного предприятия, но и как задача государственных органов управления.

     Исследования  систем управления предприятий на основе новейших западных методик, отражающих принципиально новые подходы и критерии к управлению предприятиями, в том числе, управлению инновационной деятельностью показали, что в практике управления отечественными предприятиями, используются принципиально отличные от западных компаний подходы, которые не способствуют активизации их инновационной деятельности и в целом рыночному реформированию этих предприятий.

     В работе сформулированы концептуальные подходы к управлению процессом  привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь в целях создания конкурентного  рынка и активизации инновационной  активности отечественных предприятий. Они включают предложения по структуре государственной концепции привлечения иностранных инвестиций и возможные варианты инвестиционных режимов для предприятий различных отраслей промышленности (режим зоны свободной торговли, режим In-Bond or Drawback, режим открытого доступа, режим ограниченных льгот).

 

     Список  литературы 

  1. Балдин  К.В. Инновационный менеджмент/К.В. Балдин (и др.).-М.: академия, 2008.
  2. Виханский О.С. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М., 1998.
  3. Карпенко, Е.М. Инновационный менеджмент: ответы на экзаменац. вопр. / Е.М. Карпенко, С.Ю. Комков. – Минск: ТетраСистемс, 2008.-176с.
  4. Колонтай М.М. Инновационный менеджмент/М.М. Колонтай. - Мн.: БГЭУ, 1997.-191с.
  5. Кучко, Е.Е. Менеджмент инноваций как условие реализации инновационных практик//Проблемы управления.-2009.-№1(30).-с.201.
  6. Тичи, Н. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций) / Н. Тичи, М.А. Деванна. - М.: Академия, 2008.
  7. Фатхудинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхудинов. - СПб.: Питер, 2008
  8. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2007

Информация о работе Задачи инновационного менеджмента