Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 14:06, реферат
Цель работы – исследование процесса формирования японской модели менеджмента в системе управления.
Задачи: изучить положения и развитие японской модели менеджмента, проанализировать методы и инструменты японской модели менеджмента.
Введение3
Основы Японской модели менеджмента4
Характерные Японские принцы управления7
Пожизненный наем, пожизненная занятость7
Система продвижения по старшинству8
Пофирменные профсоюзы9
Культивирование корпоративного духа фирмы9
Кружки качества11
Принятие решений12
Заключение14
Список литературы15
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Институт управления бизнес-процессами и экономики
Кафедра «Бизнес-информатика»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Сравнительный менеджмент
Тема: “Японский менеджмент”
Преподаватель
подпись, дата
Студент УБ 11-11 431104469 К.Э. Вензель
Красноярск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
Заключение14
Список литературы15
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы – исследование процесса формирования японской модели менеджмента в системе управления.
Задачи: изучить положения и развитие японской модели менеджмента, проанализировать методы и инструменты японской модели менеджмента.
Опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.
Никакая другая национальная модель менеджмента не привлекала такого внимания, как японская. Ни одна страна в мире не представлена так широко в международных сопоставительных исследованиях по вопросам управления, как менеджмента Япония. Библиографический список научно-практической литературы, посвященной особенностям японского менеджмента, насчитывает сотни наименований на разных языках.
Японская модель менеджмента совсем недавно воспринималась как одна из наиболее эффективных. Однако экономический кризис 1990-х гг. вызвавший проблемы и трудности в управлении бизнесом, заставляет по-новому взглянуть на характеристики японской модели менеджмента.
Японскую систему управления можно рассматривать
как синтез импортированных идей и культурных
традиций. В используемых в Японии методах
организации управленческой деятельности
в условиях научно технического прогресса
тесно переплетаются традиционные, национальные
и современные формы организации труда.
Чтобы понять особенности утвердившихся
здесь форм совместной деятельности, необходимо
обратиться не только к общим принципам
управления, к закономерностям развития
крупного общественного производства
и научно технического прогресса, но и
к историко-культурным и этническим истокам,
наложившим существенный отпечаток на
характер и формы организационной управленческой
деятельности.
В этой
связи, многие авторы, в том числе один
из крупнейших исследователей в области
японского менеджмента У. Оучи, обращают
внимание на то, что японцы представляют
собой крупную этническую однородность,
выражающуюся в общности языка, литературы,
истории, традиций, системы ценностных
ориентаций, верований. Применительно
к различным видам деятельности, в самой
среде работающих здесь людей сложилось
предпочтение групповых ценностей перед
индивидуальными, отождествление интересов
индивидуума с интересами группы; предпочтение
гармонии и компромисса перед разрешением
противоречий через конфликт; принцип
самосовершенствования и долга, почтение
к старшим, необходимость трудиться с
полной отдачей сил и способностей. Именно
эти черты, стали истоками таких важнейших
элементов управления, как система японского
патернализма, система пожизненного найма,
системы коллективного принятия решений
и прочее.
Предпочтение
групповых интересов перед индивидуальными
являются составной частью традиций большой
семьи (иэ) и клана (ба). В Японии большая
семья является особым социальным инструментом,
некоторые ученые характеризуют (иэ) как
домохозяйство, составляющее наименьшую
экономическую единицу.
В основе отношений внутри большой семьи
лежат традиционные конфуцианские догмы.
На практике можно увидеть прямое воплощение
конфуцианских традиций в управлении
предприятием: это корпоративиское сознание,
идея "фирма - одна семья", совпадение
должностных и возрастных иерархий, дифференциация
заработной платы в зависимости от возраста
и стажа. Для японского общества на протяжении
столетий характерен своего рода культ
труда, превращение работы и службы, не
рассчитанных на рекламу и похвалу, в религиозный
идеал. И разве не находка для менеджера
тот комплекс приемов, с помощью которых
воспитывается способность полностью
отдаться делу, сосредоточиться на том,
что происходит «здесь и теперь».
Фирмы обычно
не хотят довольствоваться временными
всплесками доходов, а смотрят за то, как
бы посолидней укрепиться на рынках сбыта.
Президент сталелитейной компании «Ниппон»,
обращаясь к своим менеджерам, как-то говорил:
«Вы должны всегда стремиться к тому, чтобы
обеспечить ваших сотрудников устойчивым
заработком. Но главное, о чём вы должны
помнить в первую очередь, это обеспечить
их надеждой на будущее».
Японская администрация
широко использует эти средства для реализации
своей долгосрочной экономической стратегии.
В целом же эта стратегия базируется на
четырех основаниях: сбережение и консервирование
экономических ресурсов, поддержание
высокого уровня конкурентоспособности
страны, развитие у людей высокой приспособляемости
к требованиям научно-технического прогресса
и, наконец, интенсификация научных исследований
и разработок.
Социально-экономические аспекты управления,
как известно, охватывают различные стороны
организации технологии производства,
а также структуру предприятия. Типичная
японская фирма организована на основе
трёхуровневой основы: японцы считают,
что трёхуровневая структура является
наиболее мобильной и менее всего подвержена
опасности обюрокрачивания.
Руководство
фирмы - совет директоров - представляет
собой высший уровень правления. Обычно
сюда входят председатели Совета, президент,
вицепрезедент, директора-исполнители.
Все избранные в Совет директора возглавляют
в фирме вполне определённые подразделения.
В отличие от Запада директоров в руководство
фирмы со стороны приглашают довольно
редко.
На фирме они обычно выдвигаются из состава управляющих среднего звена после того, как те набираются опыта оперативного руководства и достигают определённого возраста - свыше 50 лет. На уровне управляющих среднего звена решаются все практические задачи управления. Этот уровень является мостиком между высшим руководством и исполнителями. Руководители фирмы сходят по этому мостику к рядовым работникам, т.е. управляют ими.
Организационная структура управления
в японских корпорациях построена, как
правило, по линейно-функциональному принципу:
горизонтальной и вертикальной связи.
Большинство японских компаний даже не
имеет разработанной структурной схемы
организации; никто не знает, как организована
"Хонда", за исключением того, что
она использует множество проектных групп
и обладает очень большой гибкостью. Нововведения
обычно происходят в пограничных областях,
требующих участия множества дисциплин.
Таким образом, гибкая японская организация
в современных условиях стала особенно
ценным достоянием.
Японский менеджмент утверждает, что надежность определяется тремя факторами: капиталом, материалами и людьми. Они являются источниками развития экономики, но их нужно использовать в совокупности, а не каждого в отдельности.
Качество управления можно проверить только путем оценки того, как управляющие используют все эти ресурсы для достижения определенных целей, что, собственно, и является основной задачей менеджмента. Основное назначение управления — связать воедино эти фактора, но при этом следует помнить, что важнейшим из них является человек.
Что касается рабочей силы, то следует отметить большое трудолюбие японского народа, а также популярность и высокий уровень народного образования, послужившие существенными факторами укрепления менеджмента.
Японские специалисты в области менеджмента сформулировали ряд основных принципов управления. К ним относятся следующие:
Япония хорошо известна своей уникальной системой пожизненного найма. Пожизненный наем – это не юридическое право. Его утверждение – дань традиции. Пожизненный наем – скорее способ мышления обеих сторон – и нанимаемого и нанимателя и способ их взаимодействия . Например, когда прибыли фирмы падают, она может принимать самые разные меры по снижению издержек вплоть до сокращения дивидендов , но до последней возможности не будет увольнять работников.
Система пожизненного найма, при которой работники трудятся в одной фирме с момента первого выхода на рынок труда и до выхода на пенсию, начала складываться в Японии в конце XIX в., когда стали создаваться крупные предприятия. Для внедрения пожизненного найма имелись определенные социально-психологические условия в виде патернализма.
Пожизненно нанятый работник с первых дней работы на фирме начинает ощущать стабильность своего положения в жизни. Он проникается уверенностью в том, что, если фирма функционирует, его занятость гарантируется. Даже в сложной финансово-экономической ситуации в крупных японских фирмах к увольнению рабочих стараются не прибегать. Для рядового работника такое положение вещей является важнейшим стимулирующим фактором.
Следует сразу заметить, что пожизненный наем характерен только для крупных фирм. В мелких фирмах этот метод, естественно, не является доминирующим. Цель фирмы заключается ни в том, чтобы как можно полнее удовлетворять потребности своих работников, а в том, чтобы получать максимальную прибыль. Но хотя объективно пожизненный наем выгоден, прежде всего, капиталистам, субъективно это выгоду ощущают сами работники.
Кроме чувства уверенности, что само по себе очень важно, человек ощущает и материальные блага пожизненного найма: его заработная плата постоянно растет. В Японии, как известно, старший по возрасту или ветеран фирмы получает больше младшего или новичка. Такой подход к оценке работника берет свое начало в традиции японского общества – уважать старших.
В Японии, как известно, старший по возрасту или ветеран фирмы получает более высокую заработную плату по сравнению с младшим или новичком. Уважение старшего в Японии всегда было и остается непреклонной нормой регуляции поведения. В связи с этим японские предприниматели и менеджеры положили принцип старшинства в основу стимулирования трудовой активности своих работников на всех уровнях иерархии. Принцип старшинства служит мерилом всех нюансов при начислении заработной платы.
Японские менеджеры, хотя и отдают должное способностям людей, все же склоняются к тому, что возраст и стаж являются очень четкими и наглядными критериями при определении кандидатов на выдвижение.