Введение в организационное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:25, реферат

Краткое описание

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

нения. Существенное влияние на организационное  поведение оказали и продолжают оказывать:

• Изменения  связей и отношений, долгое время  сохранявших устойчивость.

• Возникновение  и исчезновение новых организаций.

• Значительное расширение международных связей. Появление сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны.

• Выдвижение большого числа новых (других) лидеров.

• Обострение конкуренции в различных сферах.

• Повышение  уровня неопределенности и риска  в деловой сфере.

• Криминализация бизнеса. Складывается ситуация, когда  управленческая деятельность становится опасной для жизни руководителей.

Следствием  перечисленных изменений являются особые требования к адаптивности руководителей  и просто работников. Важную роль играет не только пассивная адаптация (приспособление работника к среде), но и активная адаптация, т. е. те усилия, которые прилагает человек для того, чтобы изменить среду. В этой связи наиболее характерно:

1. Формирование  специфических особенностей организационного поведения у различных групп работников. Более яркая выраженность возрастных, половых, имущественных, иерархических различий, проявляющихся в поведении в организациях. Исследование, проведенное в ноябре 1994 года, касающееся отношения различных возрастных групп населения к изменению форм собственности и возможности их адаптации, подтверждает это положение (табл. 1.2). Исследование 1996 года показало, что различия в адаптации к изменениям между возрастными группами сохранились. По мнению американских предпринимателей, благоприятный возраст для начала собственного дела находится в пределах 30 — 39 лет, а в России он значительно снижен — 20 — 29 лет.

Таблица 1.2

Готовность  к работе на частных предприятиях различных возрастных групп

Возрастные группы На частном  предприятии (в %)
не  хотят работать готовы работать не знают
Молодежь 21 64 15
Средний возраст 26 49 20
Пожилые люди 43 27 29

Российские  мужчины почти в 1,6 раза более  уверены в себе, чем женщины.

Стратификация общества, скрытая и явная дискриминация по признакам пола и возраста сказались на снижении уверенности в себе у части работников.

2. Снижение  уверенности людей в завтрашнем  дне, в возможность позитивных  перемен. Формирование установки  на выживание. Об этом свидетельствует  то, что около 80% работников опасаются потерять работу. 57% считают, что опасность безработицы в значительной степени ухудшила психологический климат в коллективах, отношения между работниками.

3. Поиск  моральной поддержки в своих  детях и страх перед старостью. Провозглашаемые мотивы активизации деятельности — стремление материально обеспечить будущее детей или собственную старость.

Рис. 1.3. Элементы управленческой деятельности

Управленческая  деятельность складывается из информационной подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Руководитель занимается планированием, организацией, контролем и выполняет функции  лидера.

Эффективный руководитель создает условия для  того, чтобы отдельные люди или их группы внесли максимальный вклад в достижение цели организации и при этом испытывали удовлетворение от процесса работы.

Рис. 1.4. Управленческие функции (J. Schermcrhorn, J. Hunt, R. Osborn)

Рис. 1.5. Эффективность управленческой деятельности

Высокая эффективность управленческой деятельности обеспечивается определенными качествами руководителей:

1. Навыками  социального взаимодействия (способность  эффективно общаться, строить межличностное  взаимодействие).

2. Ориентацией  на достижение успеха (упорство, настойчивость, азартность, работоспособность,  склонность к риску).

3. Социальной  зрелостью (наличие достаточно  сформированных личных целей,  способность корректировать собственное  поведение).

4. Практическим  интеллектом (способность определить  проблему и найти практически  возможные способы ее решения).

5. Способностью  к сложной работе (устойчивость к стрессу, способность планировать сложную работу и устанавливать приоритетность задач при дефиците времени).

6. Социальной  приспособляемостью (адаптация к  коллективу, руководителям, организационной  культуре, традициям, нормам).

7. Лидерством (способность побуждать к действию  других, внушать окружающим доверие).

Перечисленные навыки и способности формируются  и развиваются на протяжении всего  управленческого пути.

ПЕРСОНАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Постоянное  совершенствование управленческого персонала и его деятельности — залог устойчивости и эффективности функционирования организации. Задачами организации в целом, отдельных подразделений и работников являются определение п оценка потребностей в обучении, специальной подготовке и их удовлетворение. Для этого могут быть выбраны различные формы: самообучение, обучение, обучение в деятельности. Возможна интенсивная подготовка к управленческой деятельности, осуществляемая в разнообразных тренинговых группах. Активное освоение закономерностей организационного поведения предполагает формирование теоретических представлений, умений, навыков и использование их на практике. Для обеспечения успешности управленческой деятельности недостаточно лекций, изучения специальной литературы, разбора деловых ситуаций, решения типовых задач по организационному поведению. У руководителей должны быть сформированы управленческие навыки, что возможно лишь при неоднократном повторении действий. Эффективное управление организационным поведением предполагает творческое решение задач, выявление новых закономерностей, учитывающих многообразие человеческого фактора и его проявлений в разнообразных ситуациях. В этих условиях особое значение приобретает такая форма обучения, как обучение в деятельности. Мотивация к обучению в деятельности обусловлена:

Неудачами. Неудачи служат индикатором низкого качества управленческой деятельности и подталкивают руководителя к поиску ее более успешных моделей.

Стремлением к достижениям. Руководитель осознает, что наивысшие достижения предполагают совершенствование всех составляющих организации.

Наличием барьеров. Любое препятствие — это повод для поиска путей его преодоления, возможный вариант поиска — обучение в деятельности.

Успешными моделями деятельности. Блестящие руководители привлекают к себе внимание окружающих, пробуждают стремление к подражанию, анализу и обобщению информации, позволяющей раскрыть и использовать тайны управленческого мастерства.

Мотивацию к обучению в деятельности тормозят:

Уверенность в себе. Если руководитель уверен в том, что его знаний, умений, жизненного и управленческого опыта, интуиции вполне достаточно для решения любых самых сложных задач, а неудачи являются лишь результатом неблагоприятного стечения обстоятельств, то его развитие в значительной степени тормозится. Для таких руководителе” типично следующее высказывание: “Огромный опыт накоплен, и сегодня мне безразлично, чем управлять. Я готов возглавить школу, магазин, ферму, правительство. Особой подготовки это не потребует”.

Установки. Примером установки может служить уверенность руководителя в том, что “человек таков, каков он есть” и изменить его нельзя, а управленческая деятельность отражает сущность человека. Следовательно, пределы ее совершенствования существенно ограничены.

Сущность обучения в деятельности заключается в отработке управленческих навыков в реальной деятельности, формировании ее эффективных моделей.

Включение обучения в текущую деятельность предполагает:

• сбор информации;

• постановку цели;

• определение  стандартов исполнения;

• планирование деятельности с учетом целей развития личности;

• установление наличия достижений;

• оценка отклонений от стандартов;

• принятие решения о дополнительных действиях.

Основные  факторы, определяющие эффективность  обучения в деятельности:

/. Личность, работа, среда:

особенности деятельности;

• особенности  среды, культуры, климата организации;

• начальник, подчиненные, коллеги;

• понимание  учебного процесса;

• прошлый  опыт обучения;

• индивидуальный стиль обучения;

• мотивация  обучения и ограничения.

2. Навыки обучения:

установление управленческих стандартов исполнения работы;

• оценка достижений;

• определение  потребностей в обучении;

• определение  возможностей обучения;

• анализ личностных предпочтений и ограничений  в обучении;

• постоянное развитие учебных планов.

Способности к обучению в деятельности складываются из:

• способности  устанавливать для себя эффективные  критерии обучения;

• способности  оценивать эффективность собственной  деятельности;

• способности  оценивать свои потребности;

• способности  планировать личное обучение;

• способности  оценивать учебный процесс;

• умения слушать;

• умения принимать помощь других;

• способности  воспринимать информацию, имеющую негативную окраску и касающуюся результатов  и характеристик собственной деятельности;

• умения рисковать;

• умения анализировать успешные модели поведения;

• способности  к самопознанию.

Хорошо  известная пословица рекомендует  руководителям учиться на ошибках  других, анализируя причины возникновения  неблагоприятных последствий, выявляя оптимальные в сложившейся ситуации подходы, методы, способы действия.

Использование таблицы 1.3 позволит руководителям  систематически исследовать как  свои, так и чужие управленческие ошибки, интенсифицировать накопление опыта, избегать однотипных ошибок, устранив их причины.

Таблица 1.3

Схема анализа управленческих ошибок

Тип ошибок Причины
I. Ошибки обнаружения критических  ситуаций Избыточная  информация, дефицит информации искажения (ложная информация), запаздывание информации, неоднозначность интерпретации данных
2. Неточная идентификация ситуации Наличие противоречивой информации, влияние установок, влияние  эмоционального фона
3. Неверная расстановка приоритетов Влияние стереотипов, трудоемкость анализа информации, неверно  понята цель
4. Ошибочный выбор действий Абсолютизация командного воздействия, недооценка последствий
5. Низкая эффективность контроля Избыток контрольных  действий, отсутствие системы контроля
6. Ошибки распределения функций Неадекватная  оценка подчиненных, объема, характера работ
7. Ошибки типа “промахи” Усталость, нервно-психологическое  напряжение

Информация о работе Введение в организационное поведение