Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:25, реферат
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.
нения. Существенное влияние на организационное поведение оказали и продолжают оказывать:
• Изменения связей и отношений, долгое время сохранявших устойчивость.
• Возникновение и исчезновение новых организаций.
• Значительное расширение международных связей. Появление сети иностранных предприятий и филиалов транснациональных компаний на территории страны.
• Выдвижение большого числа новых (других) лидеров.
• Обострение
конкуренции в различных
• Повышение уровня неопределенности и риска в деловой сфере.
• Криминализация
бизнеса. Складывается ситуация, когда
управленческая деятельность становится
опасной для жизни
Следствием
перечисленных изменений
1. Формирование специфических особенностей организационного поведения у различных групп работников. Более яркая выраженность возрастных, половых, имущественных, иерархических различий, проявляющихся в поведении в организациях. Исследование, проведенное в ноябре 1994 года, касающееся отношения различных возрастных групп населения к изменению форм собственности и возможности их адаптации, подтверждает это положение (табл. 1.2). Исследование 1996 года показало, что различия в адаптации к изменениям между возрастными группами сохранились. По мнению американских предпринимателей, благоприятный возраст для начала собственного дела находится в пределах 30 — 39 лет, а в России он значительно снижен — 20 — 29 лет.
Таблица 1.2
Готовность к работе на частных предприятиях различных возрастных групп
|
Российские мужчины почти в 1,6 раза более уверены в себе, чем женщины.
Стратификация общества, скрытая и явная дискриминация по признакам пола и возраста сказались на снижении уверенности в себе у части работников.
2. Снижение
уверенности людей в
3. Поиск моральной поддержки в своих детях и страх перед старостью. Провозглашаемые мотивы активизации деятельности — стремление материально обеспечить будущее детей или собственную старость.
Рис. 1.3. Элементы управленческой деятельности
Управленческая деятельность складывается из информационной подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Руководитель занимается планированием, организацией, контролем и выполняет функции лидера.
Эффективный руководитель создает условия для того, чтобы отдельные люди или их группы внесли максимальный вклад в достижение цели организации и при этом испытывали удовлетворение от процесса работы.
Рис. 1.4. Управленческие функции (J. Schermcrhorn, J. Hunt, R. Osborn)
Рис. 1.5. Эффективность управленческой деятельности
Высокая эффективность управленческой деятельности обеспечивается определенными качествами руководителей:
1. Навыками социального взаимодействия (способность эффективно общаться, строить межличностное взаимодействие).
2. Ориентацией на достижение успеха (упорство, настойчивость, азартность, работоспособность, склонность к риску).
3. Социальной
зрелостью (наличие достаточно
сформированных личных целей,
способность корректировать
4. Практическим
интеллектом (способность
5. Способностью к сложной работе (устойчивость к стрессу, способность планировать сложную работу и устанавливать приоритетность задач при дефиците времени).
6. Социальной
приспособляемостью (адаптация к
коллективу, руководителям,
7. Лидерством
(способность побуждать к
Перечисленные навыки и способности формируются и развиваются на протяжении всего управленческого пути.
ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Постоянное
совершенствование
• Неудачами. Неудачи служат индикатором низкого качества управленческой деятельности и подталкивают руководителя к поиску ее более успешных моделей.
• Стремлением к достижениям. Руководитель осознает, что наивысшие достижения предполагают совершенствование всех составляющих организации.
• Наличием барьеров. Любое препятствие — это повод для поиска путей его преодоления, возможный вариант поиска — обучение в деятельности.
• Успешными моделями деятельности. Блестящие руководители привлекают к себе внимание окружающих, пробуждают стремление к подражанию, анализу и обобщению информации, позволяющей раскрыть и использовать тайны управленческого мастерства.
Мотивацию к обучению в деятельности тормозят:
• Уверенность в себе. Если руководитель уверен в том, что его знаний, умений, жизненного и управленческого опыта, интуиции вполне достаточно для решения любых самых сложных задач, а неудачи являются лишь результатом неблагоприятного стечения обстоятельств, то его развитие в значительной степени тормозится. Для таких руководителе” типично следующее высказывание: “Огромный опыт накоплен, и сегодня мне безразлично, чем управлять. Я готов возглавить школу, магазин, ферму, правительство. Особой подготовки это не потребует”.
• Установки. Примером установки может служить уверенность руководителя в том, что “человек таков, каков он есть” и изменить его нельзя, а управленческая деятельность отражает сущность человека. Следовательно, пределы ее совершенствования существенно ограничены.
Сущность обучения в деятельности заключается в отработке управленческих навыков в реальной деятельности, формировании ее эффективных моделей.
Включение обучения в текущую деятельность предполагает:
• сбор информации;
• постановку цели;
• определение стандартов исполнения;
• планирование деятельности с учетом целей развития личности;
• установление наличия достижений;
• оценка отклонений от стандартов;
• принятие решения о дополнительных действиях.
Основные факторы, определяющие эффективность обучения в деятельности:
/. Личность, работа, среда:
• особенности деятельности;
• особенности среды, культуры, климата организации;
• начальник, подчиненные, коллеги;
• понимание учебного процесса;
• прошлый опыт обучения;
• индивидуальный стиль обучения;
• мотивация обучения и ограничения.
2. Навыки обучения:
• установление управленческих стандартов исполнения работы;
• оценка достижений;
• определение потребностей в обучении;
• определение возможностей обучения;
• анализ личностных предпочтений и ограничений в обучении;
• постоянное развитие учебных планов.
Способности к обучению в деятельности складываются из:
• способности устанавливать для себя эффективные критерии обучения;
• способности
оценивать эффективность
• способности оценивать свои потребности;
• способности планировать личное обучение;
• способности оценивать учебный процесс;
• умения слушать;
• умения принимать помощь других;
• способности воспринимать информацию, имеющую негативную окраску и касающуюся результатов и характеристик собственной деятельности;
• умения рисковать;
• умения анализировать успешные модели поведения;
• способности к самопознанию.
Хорошо
известная пословица
Использование таблицы 1.3 позволит руководителям систематически исследовать как свои, так и чужие управленческие ошибки, интенсифицировать накопление опыта, избегать однотипных ошибок, устранив их причины.
Таблица 1.3
Схема анализа управленческих ошибок
|