Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:25, реферат
В современном мире, где преобладают корпорации со сложной организационной структурой, возникает повышенная потребность в лидерах. Рыночная динамика не дает расслабиться. Те формулы успеха, что действовали еще вчера, сегодня себя изживают. В итоге, если сегодня действовать вчерашними методами или даже чуть лучше, — это не приведет к успеху. Перед компаниями встает задача выдержать натиск перемен и суметь сохранить свою конкурентоспособность в постоянно меняющихся условиях. А чем серьезнее изменения, тем больше потребность в эффективном лидерстве. Поэтому в последние десятилетия бизнес столкнулся с необходимостью создания такой корпоративной культуры, которая всячески способствует развитию лидерских качеств. Главное, что необходимо для процветания организации — это чтобы как можно больше людей участвовали в формировании культуры такого типа.
Воспитание лидеров
в западных компаниях
В современном мире,
где преобладают корпорации со сложной
организационной структурой, возникает
повышенная потребность в лидерах.
Рыночная динамика не дает расслабиться.
Те формулы успеха, что действовали
еще вчера, сегодня себя изживают.
В итоге, если сегодня действовать
вчерашними методами или даже чуть
лучше, — это не приведет к успеху.
Перед компаниями встает задача выдержать
натиск перемен и суметь сохранить
свою конкурентоспособность в
Несмотря на
растущее значение лидерских
навыков для достижения успеха
в бизнесе, в реальности тот
жизненный опыт, который получает
большинство людей на
Руководители
преуспевающих компаний не
Прием на работу
соискателей, обладающих
Очень распространенный
и одновременно наиболее важный этап
в карьере эффективных лидеров
— это момент, когда в самом
начале трудового пути им поручают
выполнение сложного и ответственного
задания. Молодому специалисту предоставляется
возможность попробовать себя в
роли лидера, рискнуть и на собственном
опыте узнать радость победы и
горечь поражения. Такого рода опыт —
необходимая предпосылка
На следующей стадии
воспитания лидера и становления
его карьеры происходит еще один,
не менее важный перелом, так или
иначе связанный с расширением
его профессионального
В западных корпорациях
такой ротационный этап деловой
карьеры будущего лидера может продолжаться
несколько лет, в течение которых
он переходит с одного отдела в
другой или с одного офиса в
другой, который порой расположен
на другом конце земного шара.
Иногда переходу
на новый уровень способствуют и
другие факторы, например назначение членом
специальной рабочей группы или
прохождение продолжительного курса
общего менеджмента. Как бы то ни было,
широкие знания, приобретенные на
этом этапе карьеры, благотворно
влияют на все аспекты будущей
работы руководителя. Аналогичную положительную
роль играют и личные связи, которые
человек обычно успевает за это время
установить как внутри компании, так
и за ее пределами. Более того, когда
описанные возможности получают
многие сотрудники организации, то их
деловые контакты помогают, помимо
всего прочего, наладить в коллективе
и прочные неформальные отношения,
а именно последние необходимы для
мобилизации рядовых
Компании, в которых
воспитанию лидеров уделяется особое
внимание, обязательно стараются
поручать относительно молодым специалистам
интересные, но ответственные задания.
На многих предприятиях ставка делается
на децентрализацию полномочий. Этот
процесс, по определению, предполагает
передачу части важных обязанностей
на нижние уровни управления, в результате
чего у рядовых сотрудников
Иногда начальство
создает для работников дополнительные
возможности проявить свои таланты.
С этой целью оно делает особый
упор на развитии компании за счет разработки
новых товаров или услуг. Так,
в корпорации ЗМ многие годы действует
правило: не менее 25% дохода должно поступать
от продажи продукции, запущенной в
производство в последней пятилетке.
Такой подход способствует реализации
небольших новаторских
Одно только участие
сотрудников в подобных программах
уже, по сути дела, способно подготовить
их к выполнению руководящих обязанностей
в низшем и среднем звеньях. Что
же касается кандидатур на ключевые лидерские
посты, то в этом случае главам компаний
приходится прилагать более серьезные
усилия, и времени на их подготовку
зачастую уходит много. Работа начинается
с того, что руководство старается
выявить людей со значительным выдающимся
лидерским потенциалом уже на
самом раннем этапе их деловой
карьеры. Затем следует определить,
что потребуется для развития
и расширения спектра их способностей.
Методы, которые применяются
успешными компаниями для отбора
и воспитания лидеров, на удивление
просты и логичны. Все делается для
того, чтобы руководство могло
следить за достижениями молодых
специалистов и сотрудников на нижних
ступенях иерархии. Каждый из топ-менеджеров
выносит свое заключение по поводу
одаренности того или иного работника
и необходимых этапов его дальнейшей
подготовки. Затем они обсуждают
эти предварительные выводы между
собой и принимают
Вооруженное ясным
представлением о том, кто из сотрудников
обладает значительным лидерским потенциалом
и каких умений ему пока недостает,
руководство принимается за организационную
работу, предваряющую начало обучения.
Бывает, что план занятий составляется
в рамках программы обеспечения
преемственности власти или подготовки
многообещающих кадров. Но зачастую руководство
предпочитает, чтобы обучение будущих
лидеров проходило в более
свободной форме. В любом случае
ключевой элемент этой подготовительной
работы — объективная оценка того,
какие возможные варианты профессионального
развития подходят каждому из кандидатов.
Сегодня в западной
деловой культуре распространен
ряд представлений о том, как
должно проходить профессиональное
обучение и воспитание лидера. Считается,
что лучший способ чему-либо научиться
— это общение с коллегами.
При общении равного с равным
якобы сама собой исчезает угроза
оценивающего отношения и даже неуважения.
Объясняют это тем, что люди одного
и того же ранга склонны отождествлять
себя друг с другом и, кроме того,
социальные нормы тоже налагают запрет
на авторитарный стиль общения равного
с равным. Обучение по такому принципу
широко используется в организациях,
причем реализуется оно в самых
разных формах.
Например, создание
целевых групп, куда входят специалисты
одного уровня, но разного профиля (скажем,
эксперты по сбыту, производству, НИОКР,
финансам), как считается, устраняет
статусные препоны и полностью
раскрепощает людей, способствуя свободному
обмену мнениями и идеями. В итоге,
теоретически, собеседники общаются
более открыто, внимательнее прислушиваются
к критике и суждениям
Иначе поставлено «обучение
равных» в некоторых крупных
компаниях, где организационная
структура построена на принципах
солидарной ответственности двух коллег:
один из них представляет коммерческую
сторону деятельности фирмы, а другой
— техническую (например, так принято
в компании Philips.). С формальной точки
зрения оба несут одинаковую ответственность
за деятельность компании в каком-либо
регионе или секторе рынка. Иногда
это соблюдается и на практике.
Однако может случиться и так,
что один из этой пары начнет тянуть
одеяло на себя. Но даже в таком случае
основное взаимодействие осуществляется
между этими двумя или
Приведем еще несколько
примеров воспитания лидеров. В другой
компании, менее крупной, чем Philips, описанные
подходы реализуются в
Хотя руководство
исходит из благих побуждений, на деле
такая смешанная тактика имеет
ряд недостатков. например, она может
приводить к ряду непредвиденных
последствий, которые могут оказаться
катастрофическими. Умерить борьбу
между коллегами чрезвычайно
сложно. Стоит допустить такое
противостояние, и дрязги начинаются
на всех уровнях управления. В компании
воцаряется атмосфера интриг — благодатная
почва для образования
Вторым по уровню
значимости считается признание
важности развития лидерских качеств
путем непосредственного
Такие отношения, однако,
тоже не лишены сложностей. Когда молодой
человек работает в тесном контакте
с наставником, существует явное
и всеми признанное различие в
статусе. Поэтому искреннее
Чтобы стимулировать
участие менеджеров в деятельности
по воспитанию будущих лидеров, руководители
компаний стараются отмечать и поощрять
сотрудников, наиболее отличившихся во
время подготовки новых кадров. В
этом случае редко применяются формальные
методы, например повышение зарплаты
или премирование, просто потому, что
подобные достижения весьма сложно оценить
с достаточной точностью. Однако
подобные достижения серьезно влияют
на карьерные перспективы
Подобная стратегия
кадрового развития способствует формированию
в компании такой корпоративной
культуры, в которой принято ценить
сильное лидерство и стремиться
его стимулировать.
Подготовлено по материалам зарубежных деловых изданий