Влияние личностных качеств менеджера на разработку управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ влияния личностных качеств менеджера в процессе разработки управленческих решений.
Задачами курсовой работы являются:
Рассмотреть основные личностные характеристики, влияющие на разработку управленческого решения;
Определить степень влияния темперамента руководителя на процесс разработки и принятия управленческого решения;
Выявить значимость авторитета руководителя при разработке управленческого решения;
Проанализировать мыслительные и психические механизмы, задействованные в процессе разработки управленческого решения.

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 75.33 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Процесс разработки управленческих решений – один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения эффективности управленческого решения в большой мере зависит успех деятельности организации.

Одной из характерных особенностей современного менеджмента является необходимость высокого профессионального уровня управленца, возросшая интеллектуализация управленческого труда. Основное предназначение менеджера – обеспечить эффективное функционирование, устойчивое развитие или выживание организации.

Решение в сфере управления представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив наиболее предпочтительной для решения возникшей проблемы. Проблема представляет собой сложный теоретический вопрос или практическую ситуацию, не позволяющие в данных условиях получить желаемый результат. Такое несоответствие преодолевается путем принятия управленческого решения. Процесс принятия решения при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. Известное мнение о том, что принять решение легко – трудно принять хорошее решение, лишь подчеркивает сложность процесса разработки решения.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что все управленческие решения, разрабатываемые и принимаемые руководителями в процессе своей работы, напрямую зависят от его личностных особенностей.

Важнейшим фактором, обуславливающим разработку и принятие управленческих решений, являются психологические качества личности. Как отмечает А.В. Карпов, "если сравнивать значимость двух основных категорий детерминант процессов принятия управленческих решений - объективные и субъективные, то именно последним принадлежит большая роль в создании условий результативных параметров и процессуальных характеристик решений". В связи с этим, возникает необходимость более конкретно и системно проанализировать качества личности, которые существенно влияют на процесс разработки и принятия управленческих решений.

Таким образом, исследование по теме курсовой работы позволит не только определить новые подходы к исследованию процессов разработки управленческих решений, но и систематизировать накопленные наукой знания и практику.

Целью курсовой работы является анализ влияния личностных качеств менеджера в процессе разработки управленческих решений.

Задачами курсовой работы являются:

  • Рассмотреть основные личностные характеристики, влияющие на разработку управленческого решения;
  • Определить степень влияния темперамента руководителя на процесс разработки и принятия управленческого решения;
  • Выявить значимость авторитета руководителя при разработке управленческого решения;
  • Проанализировать мыслительные и психические механизмы, задействованные в процессе разработки управленческого решения.

Объектом курсовой работы является человеческий фактор при разработке управленческого решения.

Предмет курсовой работы – личностные качества менеджера, влияющие на разработку управленческого решения.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

личностный менеджер управленческий решение

 

Глава 1. Влияние личностных качеств менеджера на разработку управленческого решения

1.1 Основные личностные характеристики, влияющие на разработку управленческих решений

Главным элементом социальной системы является человек как субъект, объект и потребитель решения. Каждый человек наделен набором личностных характеристик (качеств), сближающих его с другими людьми или отдаляющих его от них. Причем один и тот же человек в разных организациях может по-разному проявлять свои личностные  качества.

Каждое управленческое решение в какой-то мере отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей. Поэтому каждое управленческое решение может в чем-то не гармонизировать с остальными участниками этого процесса: исполнителями и потребителями решения.

Американским исследователем Р. Стогдиллом были отобраны наиболее часто упоминаемые в различных исследованиях личностные черты, обуславливающие эффективность руководства. К ним относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, независимость, общительность. Следует отметить, что большинство вышеперечисленных черт тесно связаны между собой: например, для того, чтобы доминировать, нужно быть уверенным и общительным, чтобы быть стрессоустойчивым необходима эмоциональная уравновешенность и уверенность в себе – неуверенные в себе люди стараются скомпенсировать этот недостаток с помощью неоправданно завышенного самоконтроля, затрачивая на него дополнительное время, неэффективно растрачивая свой энергетический потенциал и погружая себя в стресс.1

Далее рассмотрим некоторые из этих характеристик:

Доминантность или способность влиять на людей. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и на психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основной справедливый подход руководителя к подчиненному.

Уверенность в себе. Подчиненные в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность проявляется в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями и сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности.

Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Эта характеристика приобретает особое значение в процессе выявления всех возможных альтернатив разрабатываемого управленческого решения. Часто, прежде всего, при решении открытых задач, выявление полного перечня альтернатив невозможно практически. Нахождение достаточно хорошего решения останавливает поиск на первой альтернативе, которая соответствует уровню притязаний лица принимающего решение. Поэтому важной задачей руководителей является стимулирование творческого потенциала менеджеров в принятии решений, прежде всего в выработке альтернатив. Творческий потенциал играет важную роль и на других этапах процесса принятия решения.

Стремление к достижению цели и предприимчивость – важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск.

Ответственность и надежность в исполнении заданий. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Независимость. Данная характеристика, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам.

Общительность, коммуникационные способности руководителя. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Способности можно разделить на врожденные – интеллект, и приобретенные – знания и умения, способствующие в выполнении руководящих функций. К интеллектуальным способностям относятся: ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность, концептуальность, образованность, знание дела, речевая развитость, любопытство и познавательность, интуитивность.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, важные для успешного выполнения управленческой деятельности: умение заручаться поддержкой, умение кооперироваться, умение завоевывать популярность и престиж, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать, умение менять себя, умение быть надежным, умение шутить и понимать юмор, умение разбираться в людях, умение организовывать. В свою очередь, к организаторским качествам относятся:

  • Психологическая избирательность – способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
  • Критичность и самокритичность – способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
  • Психологический контакт – способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
  • Требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  • Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
  • Целеустремленность – умение поставить четкую и ясную цель и стремиться к её достижению.2

К биографическим характеристикам руководителя относятся непосредственно объективные факты его биографии:

1. Возраст руководителя  – это не только природная, но и социальная характеристика  человека-руководителя. Проблема возрастного  предела для руководителей высшего  звена, а также вопросы возрастного  оптимума для менеджеров среднего  звена существуют очень давно, но зависимость между возрастом  и эффективностью руководства  так и остается не определенной. Объективно, возраст руководителя  не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы  эффективно управлять. Однако возраст  – это во многом опыт, поэтому  по статистике пик "расцвета" руководителей предприятий приходится  на 35-50 лет. Именно к этому возрасту  достигается оптимальное сочетание  знаний, жизненного и производственного  опыта, коммуникативных навыков  руководителя с его ещё довольно  активным поведением. Для возрастной  группы 28-34 года ещё характерно  отсутствие практического опыта, необходимых технических знаний, коммуникативных навыков и пр. Как правило, в этом возрасте  происходит стадия освоения новой роли, которую называют "периодом проб и ошибок", а ошибки руководителя носят довольно глобальный характер и получают широкий общественный резонанс. В возрастной группе 51-60 заметно ухудшается состояние здоровья, усталость, физическая активность снижается. Хотя инерция работы сохраняется, перспективы личности обращены в пенсионный период. Происходит перестройка мотивационной сферы.

2. Пол руководителя. В  большинстве случаев женщины  реже становятся лидерами и  меньше склонны, чем мужчины добиваться  этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большим  стремлением обладать преимуществом  в группе и решать групповые  задачи. Большое значение имеет  наличие определенного стереотипа  руководителя. От исполнения мужской  роли ожидают и соответствующего  поведения лидера. А женщинам, для  того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности  и присущие им деловые качества.

Также можно отметить, что есть определенные отличия между женщинами и мужчинами руководителями:

Женщины, ориентированные на отношения с людьми, превосходят мужчин в демократичности руководства. Любую информацию они воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях.

Женщин-руководителей отличает высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику.

Женщинам легче управлять коллективом, в котором преобладает женский состав. В смешанных коллективах женщины реже становятся лидерами (руководителями).

3. Социально экономический  статус и образование. Эффективный  руководитель должен обладать  обязательным образованием и  знаниями в области менеджмента, экономики, юриспруденции, специальными знаниями, связанными с деятельностью компании, также руководитель, как лицо организации должен в совершенстве обладать хотя бы одним общепринятым английским языком. Также у руководителей повысился интерес к психологическим вопросам управления.

К физиологическим качествам относятся такие качества руководителя, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, ещё не дает никакого права быть в ней лидером.

Важное значение при разработке и принятии управленческого решения придают способности личности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Это власть, основанная на исключительных качествах личности – мудрости, святости, героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, достойной и уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе.3

Информация о работе Влияние личностных качеств менеджера на разработку управленческого решения