Влияние конкуренции и структуры рынков на развитие и поведение предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:46, реферат

Краткое описание

Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок - неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Оглавление

Введение 3
1. Влияние конкуренции и структуры рынков на развитие и поведение предприятий 5
2. Конкуренция и структура рынка 9
3. Рынки, конкуренция и поведение предприятий 14
Заключение 16
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Ни  один из этих показателей не является «идеальным» и может нести  в себе ошибки и смещения, как  связанные с природой самого показателя, так и с особенностями измерения. Тем не менее, мы полагаем, что в совокупности они дают более или менее адекватную оценку уровня конкурентоспособности. Все оценки проводились по типовой регрессионной модели, где в качестве зависимой переменной выступали различные показатели экономической деятельности предприятия, а в качестве факторов выступают показатели структуры рынка сбыта и/или конкурентного давления при контроле за размером предприятия и отраслевой принадлежностью.

     Основной вывод, который приходится сделать: ни одна модель не выявила существенного влияния конкуренции на показатели деятельности предприятий как в негативную, так и в позитивную сторону. Этот вывод, хотя и досаден для исследователя, потратившего много времени на анализ, все-таки нельзя назвать обескураживающим. Тот же негативный (в смысле отсутствия значимого влияния конкуренции на эффективность) имел место и при анализе других выборочных данных обследований по российской промышленности . По всей видимости, если такая связь и существует, то для ее выявления требуются менее прямолинейные подходы, либо более детальная информация. В отличии от конкуренции, структура рынков сбыта оказывает влияние на некоторые показатели эффективности. Так доля экспорта значимо и положительно влияет на рентабельность продаж, однако более детальный анализ показывает, что эта связь сильна только для двух отраслей – химии и машиностроения – тогда как для остальных наших отраслей эта связь абсолютно незначима, причем вряд ли можно списать это на относительно небольшое число наблюдений в некоторых из них.

     Более любопытно воздействие на деятельность предприятий региональной ориентации производства и сбыта. Доля продаж внутри региона статистически незначимо, но все-таки скорее положительно влияет на показатели производительности (как абсолютной, так и относительной) и TFP, но на показатель рентабельности влияние региональной замкнутости сильное и негативное. Также статистически значимое и негативное воздействие наблюдается на показатель средних темпов роста выручки за период 2000-2004 гг. Отметим также, что регионально замкнутые предприятия и более пессимистичны в оценках перспектив своего роста: доля региональных продаж статистически значимо и негативно коррелирует с ожидаемыми темпами роста выпуска в период 2005-2008г.

     По  нашему мнению эти данные позволяют  объяснить отмеченный выше факт связи  между долей внутрирегионального  сбыта и оценками конкурентного  давления. Похоже, что регионально-ориентированные  предприятия работают на не очень  быстро растущих рынков, с относительно невысокой доходностью, но достаточно требовательных с точки зрения производительности труда и фондоемкости производства, что делает выход на эти рынки для новых игроков не слишком привлекательным (по крайней мере, до тех пор пока планка приемлемого уровня отдачи от инвестиций остается в России довольно высокой). В перспективе по мере усиления конкурентного давления и распространения в регионы деятельности крупных холдинговых структур и иностранных компаний предприятия этого типа являются первыми кандидатами для поглощения, реструктуризации или вытеснения с рынка.

 

3. Рынки, конкуренция  и поведение предприятий

     Если  влияние конкуренции на эффективность  предприятий не проявляется в  явной форме, то это не означает, что она никак не воздействует на действия фирмы, на выбор той или иной стратегии развития и т.д.

     Если  сравнить крайние в некотором  смысле группы предприятий по их структуре  рынков сбыта – регионально-ориентированные  компании и экспортеров, то выявляется не только разница в абсолютном уровне активности, но и различия в структуре этой активности. Так, экспортная ориентация существенно чаще сопровождается «серьезными инновациями, включающими проведение НИОКР.

     Уровень конкуренции положительно связан с  «требовательностью» компаний к институтам: активно конкурирующие компании в большей степени озабочены не только нарушениями правил «честной конкуренции», что естественно, но общей неопределенностью регулирования, проблемами в налоговой системе (уровнем налогообложения и, особенно, качеством администрирования). Кроме того, для них существенно более важен доступ к финансовым рынкам [8, с. 333].

     Экспортеры  несколько более требовательны  к качеству институциональной среды, чем компании, ориентированные на региональные рынки, но заметны эти различия только по таким направлениям как таможенное регулирование (естественно), рынок труда, стабильность регулирование и налоговая система

     Основные  выводы:

  • российская обрабатывающая промышленность пока находится в значительной части вне глобальной конкуренции.
  • не смотря на то, что испытывают значительное влияние со стороны конкурентов, существенная часть российских предприятий обрабатывающей промышленности ориентирована на внутренний или еще более узкий региональный рынок, на которых они конкурируют преимущественно с такими же российскими предприятиями. Около половины предприятий не конкурируют с зарубежными производителями. Более 30% обследованных компаний сбывают большую часть своей продукции потребителям своего региона. Только у 20% экспорт составляет в выручке 10% и более, только у 12% - более 20%.
  • ориентация на региональный рынок негативно влияет на рентабельность предприятий и на темпы роста производства, коррелирует с более низкой активностью в части инноваций т реструктуризации. Экспортная ориентация, напротив, положительно связана с рентабельностью и инновационной активностью, хотя и не оказывает существенного влияния на темпы роста.
  • уровень и тип конкуренции (с российскими производителями, либо с зарубежными) позитивно, хотя и по-разному воздействуют на инновационную, инвестиционную активность предприятия, на темпы реструктуризации и т.п.
  • уровень конкуренции делает предприятия более требовательными к качеству институциональной среды, особенно в части налоговой системы, инфраструктуры финансовых рынков, регулирования и администрирования внешнеэкономической деятельности.

 

Заключение

     Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

     Рыночная  конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

     Конкуренция, как она себя проявляла во все  времена, представляется как "война всех против всех". Эта война выглядит так:

     Первый  фронт мы видим среди продавцов, цель которых продать свои продукты недорого. Побеждает тот, кто может без ущерба для своего бизнеса, продать товар дешевле.

     Второй  фронт развертывается в рамках взаимодействия покупателей, которые стремятся приобрести товары по меньшей цене. Побеждает тот, кто может предложить за товар более высокую цену.

     Третий  фронт - это взаимодействие объединенных продавцов с объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается более сплоченным в проведении своей политики в отношении уровня цен. Исходом указанной борьбы в тот или иной период является установление общей цены на однородные продукты. Конкуренция в данном случае выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

     Конкуренция при всех ее положительных и отрицательных сторонах, является важным элементом рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

     С другой стороны рынок сигнализирует о состоянии и потенциальных возможностях общественного производства в созидании необходимых обществу материальных благ.

     В рыночной конкуренции проявляется  действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

     Свободная конкуренция свойственная существованию большого количества независимых форм может принимать другие формы, которые сами по себе представляют полную ее противоположность. Такой противоположностью может быть монополия или олигополия.

     Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров.

     В разных странах в различное время существовали различные виды монополий. Эти виды формируются под влиянием различных факторов: времени, пространства, форм взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, входящих в монополистическое объединение.

     Естественные  монополии представляют собой хозяйствующие  субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные  ископаемые, газ, электричество и т.п.

     Случайные, временные монополии, которые возникают благодаря случайным обстоятельствам, могут создаваться в условиях, когда появляется исключительная возможность изготовлять или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут служить крупные японские фирмы по производству видеотехники.

     Устойчивые монополии характеризуются особым разнообразием организационной структурой и управлением.

 

Список  использованной литературы

  1. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А., Уткин Н.И., Алексеик Е.Б., Махлаев А.Н. Микроэкономика: Учебное пособие. 1-е издание, СПб.: Питер. 2009. - 320 с.
  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 3 томах. Том 2: Учебник. М.: Омега-Л, 2008. – 503 с.
  3. Грязнова А.Г., Карамова О.В., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник. М.: КноРус, 2008. – 624 с.
  4. Грязнова А.Г. Думная Н.Н. Юданов А.Ю. Макроэкономика: Теория и российская практика: Учебник для вузов (под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.) Изд. 3-е, перераб./4-е, стереотип. М.: КноРус, 2007. – 688 с.
  5. Гребенников П.И. Леусский А.И. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. М.: Высшее образование, 2008. – 654 с.
  6. Джуха В.М. Панфилова Е.А. Микроэкономика: Учебное пособие для вузов. М.: ИЦ МарТ, 2007. – 256 с.
  7. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебное пособие. М.: «ЕАОИ», 2008. – 204 с.
  8. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. Спб: Питер, 2007. – 592 с.
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2009. – 576 с.
  10. Розанова Н. М., Зороастрова И. В. Микроэкономика фирмы: учебное пособие. М.: БИНОМ.ЛЗ, 2007. – 383 с.
  11. Тюрина А.Д., Шилина С.А. Макроэкономика. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

Информация о работе Влияние конкуренции и структуры рынков на развитие и поведение предприятий